ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 8. Книги Ездры, Неемии и Есфирь

Книги Ездры и Неемии древние иудеи в своем каноне Священного Писания объединяли в одну книгу, чтобы число священных книг было равно числу букв их алфавита. Обе книги повествуют о жизни иудеев после вавилонского плена (536-433 гг. до Р.Х.).
Исторический фон книг Ездры и Неемии
В течение семидесяти лет оставалась в запустении обетованная, вожделенная земля; город великого царя и Иерусалимский храм лежали в развалинах, а сыны Израилевы томились в плену за свое отступничество, во исполнение слова Господня, изреченного пророком Иеремией. Но тому же пророку, который произнес над ними слово суда Божия, было дано Господом и слово надежды, - обетование восстановить благоденствие народа и даровать ему мир (Иер.29,10-14).
Пророк Исайя также предсказывал о возвращении народа из плена в обетованную землю и о восстановлении Иерусалима и храма (Ис.44,26-28; 58,12; 62 гл.). Пророчества Иезекииля и Даниила освещали мрак, окружавший пленников (Дан.9,27; Ис.28,25-26; 36,24-37). Эти семьдесят лет унижения и скорби отвратили народ от идолопоклонства и возбудили молитвенный дух в верных Богу сынах.
Потоки молитв об Израиле, которому еще только был предсказан в наказание плен, изливались ранее из сердца Моисея, пророка Божия, и из сердца мудрого царя Соломона. Оба эти мужа предвидели это бедствие. Когда же оно действительно постигло сынов Израилевых, мы видим потоки слез Иеремии об Иерусалиме (см.Пл.Иер.); слышим голос Даниила, Мардохея, Есфири, Неемии и других, в защиту вавилонских пленников; и певцы Израиля присоединяются к ним в молитвенных воздыханиях своих псалмов.
Все они верят в обетования Божии: "Вспомни, Господи, что над нами совершилось; призри и посмотри на поругание наше... Обрати нас к Тебе, и мы обратимся" (Пл.Иер.5,1.21).
"Облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима" (Пс.50,20). "Воззри светлым лицом Твоим на опустошенное святилище Твое, ради Тебя, Господи" (Дан.9,17). См. также 3 Цар.8,46-52; Пс.78 и др.
По обетованию Божию и молитвам мужей веры плен не оказался невыносимым. Вскоре некоторые из иудеев оказались на высоких постах в царском доме и в государстве. Иудеи не растворились и не исчезли среди других народов, потому что хранили веру в Единого Бога и знали Его закон.
Обращаясь к Богу своих отцов, они молились о своей родине и своем народе. Они не имели как прежде общего центрального места богослужения. Их духовная жизнь проявлялась в домашних молитвах (Дан.6,10) и исследовании книг Священного Писания (Ездр.7,10). Они также собирались в домах наиболее почитаемых лиц для рассуждения о законе и для молитв, как это видно из книги пророка Иезекииля. В двух нами рассматриваемых книгах мы находим милостивые ответы Божии на вопли томившегося в плену Божьего народа.
Книга Ездры
Книга Ездры служит продолжением книги Паралипоменон. Её первые стихи вполне тождественны с последними стихами Паралипоменон. В них говорится об указе персидского царя Кира. Он в 539 году завоевал Халдейское (Вавилонское) царство и отнесся благосклонно к завоеванным народам и вавилонским пленникам. Он дал иудеям разрешение восстановить их любимый город Иерусалим и построить вновь святой храм. Всем иудеям, пожелавшим принять участие в этом великом деле, было разрешено возвратиться на родину. Те же, кто не хотел вернуться в Палестину, должны были помогать восстановлению города и храма золотом, серебром и транспортными средствами. Этот указ царя Кира был обнародован по всему царству с тем, чтобы он сделался известным в отдаленнейших областях Ассирии и Мидии, где были рассеяны десять колен сынов Израилевых, а также в Вавилоне, куда были уведены в плен сыны Иудины. Кир обратился с воззванием ко всему народу Божию, но отозвались на него, по-видимому, представители лишь некоторых колен Израилевых - главы поколений Иудиных, Вениаминовых и Левииных. Плен положил конец разделению народов на два царства - Израильское и Иудейское. Теперь все сыны Израилевы снова соединились воедино (см.Зах.8,13; Ездр.6,17; 8,31).
Что заставило царя Кира проявить к евреям дружелюбие? Это был путь Божий, предсказанный пророками. Восстановление храма и Иерусалима было мудрым политическим шагом. Вавилонский царь приобрел себе множество врагов, потому что препятствовал совершению богослужения среди порабощенных народов. Кир же дал всем религиозную свободу и этим приобрел себе много друзей.
Во главе первой партии евреев, возвращающихся из плена в землю Авраама, Исаака и Иакова, стал Шешбанцар (Зоровавелъ), князь иудейский. Духовное руководство осуществлял первосвященник Иисус, сын Иоседеков, а позже - Ездра, Неемия и пророки Агтей, Захария и Малахия.
Об этой первой партии пленников, возвратившихся из вавилонского плена в Иудею, упомянуто как в книге Ездры (2 гл.), так и в кн.Неемии (7 гл.), названы также семейства, к которым они принадлежали. В Палестину возвратилось 42.360 человек, кроме рабов и рабынь. С ними было большое количество охраны, коней и верблюдов.
Мы можем представить себе, какая радость и надежда наполняли сердца пленников, приближающихся к родной земле. Путешествие продолжалось четыре месяца. По прибытии в Палестину пришедшие увидели, что не все там соответствует их светлым надеждам. Города и селения были разрушены, поля и дороги заросли дикими растениями. В стране было много разбойников и диких зверей. Многим в душу закралось глубокое разочарование. Но справившись с первым впечатлением, они восстановили жертвенник, на котором после многих десятилетий вновь воскурилась жертва Господу.
В следующий, 535 г. до Р.Х., началось восстановление Иерусалимского храма, но, вследствие многочисленных препятствий, постройка была окончена лишь в шестой год царя Дария, сына Гистаспа, т.е. в 516 году до Р.Х. (Ездр.3-6 гл.; 6,15), т.е. строительство длилось 20 лет. Здесь нет согласия со словами иудеев (Иоан.2,20), которые указали, что храм строился 46 лет. Возможно, что восстановлен был храм окончательно в 490 г. до Р.Х. Но можно объяснить этот срок временем реконструкции храма, произведенной Иродом с 17 г. до Р.Х.
Для строительства храма царь Кир дал новый план, по которому высота и ширина храма были установлены в 60 локтей. Расходы по строительству покрывались за счет государства и "добровольных деяний". Все сохранившиеся священные сосуды Иерусалимского храма, унесенные в Вавилон Навуходоносором, были возвращены.
Ездра рассказывает, какие трудности возникли при восстановлении храма. Народы, поселившиеся в Палестине, старались всячески препятствовать восстановлению храма: они усматривали в этом нечто неприятное для себя. Противники восстановления Иерусалима обжаловали перед царем действия иудеев. Новый царь, сын Кира, даже приостановил на время строительство. Пророки Божии Агтей и Захария, по велению Бога, призывали народ продолжать строительство храма. Это встретило поддержку народа и, несмотря на великие трудности, храм был восстановлен.
Хотя этот храм строился гораздо продолжительное время, чем храм Соломонов, тем не менее, он уступал ему по своему внешнему величию и благолепию (Ездр.3,12; Аг.2,3). Самым существенным отличием было то, что в нем отсутствовал ковчег завета со скрижалями десяти заповедей. Святое-святых было пусто. Апокрифы и предание гласят, что пророк Иеремия во время разрушения храма скрыл каменные скрижали и ковчег завета в пещере у горы Нево и так замаскировал ее вход, что пещера до сих пор не обнаружена. По имени руководителя строительства этот храм назывался храмом Зоровавеля. Он стоял на месте прежнего Соломонова храма, но имел форму куба. Здание храма было четырехъярусным; три нижних яруса были каменными, а верхний - деревянным. Храм имел вокруг себя вымощенный камнем двор с каменной оградой. Позже двор был разделен на внутренний (священнический) и внешний.
Духовная жизнь евреев в Палестине была не на высоте. Необходимо было обучать народ закону Божьему. Это великое дело взял на себя книжник Ездра, воспитанный в Вавилоне. Персидский царь Артарксеркс, в чьем сердце пульсировала еврейская кровь, унаследованная от матери, выдал Ездре свидетельство с разрешением идти вместе с желающими иудеями в Палестину. Ездра получил разрешение беспрепятственно проповедовать закон Моисеев, поставить судей и старейшин народа по Божьим постановлениям и положить начало служению в Иерусалимском храме. В 458 году, спустя пятьдесят семь лет после возвращения иудеев с Зоровавелем, Ездра во главе 6.000 евреев прибыл в Иерусалим. Он сразу же вступил в контакт со священниками Иерусалима и начал проводить в жизнь свой план просвещения народа. Ездра, Неемия и пророк Малахия не забывали, что наряду с внешним обновлением храма и города, должно исполнится пророчество и о духовном пробуждении: полное отделение от язычества, укоренение в народе "страха Божия", познания и исполнения слова Господа, глубокое сознание греха, открытое исповедание Единого Бога и непрестанная молитва.
Прошлое Израиля доказало ему с неоспоримой ясностью, что отвержение Бога и поклонение идолам ведет к гибели. И ветхозаветный Божий народ очищался от всего нечистого. Если сыны Левиины не могли доказать своего происхождения, они "исключались из священства". Языческие женщины были совершенно устранены из общества. Сыны Израиля, нарушающие субботу, были наказываемы.
Именно в этот период наиболее часто возносились Богу славословие, благодарность и были составлены чудные хвалебные песнопения псалмов 90-150.
Книга Ездры охватывает период около восьмидесяти лет. Кто автор книги Ездры? Всегда считали, что автором является сам Ездра, имя которого она носит. Основанием этого служит то, что автор является участником всех событии, описанных во второй части книги, и называет себя в первом лице (7,28; 8,18; 22,31).
Ездра - прямой потомок Аарона и, следовательно, был священником. Он прекрасно изучал закон Моисеев, был судьею, учителем закона, ходатаем за Израиля и ревностным проповедником. Ездра был первым из книжников, "Моисеем второго исхода" Иудеев из рабства. Он вместе с Неемиею и пророками-современниками, собрал и утвердил канон еврейской Библии и положил начало учреждению синагог, созывая народ на общественные собрания для обучения его закону. С тех пор книжники продолжали дело пророков; они изъясняли народу слово Божие и увещевали его исполнять закон.
Книга Ездры разделяется на две части.
В первой части рассказывается о событиях, происшедших от конца вавилонского плена (536) до седьмого года царя Дария 1 (515), а именно: об указе царя Кира и возвращении изгнанников в свое отечество, где они строят Иерусалимский храм (1-6 гл.). Официальные документы (4,8-22; 5,6-17; 6,6-12; 7,12-26) о построении храма (4,23 -6,13) написаны на халдейском языке. Это объясняется тем, что во время вавилонского плена халдейский язык был государственным языком, стал общеупотребительным, народным языком.
Между первой и второй частью книги Ездры прошло время в 56 лет, которое обозначено словами: "после сих происшествий". Эта вторая часть включает в себя повествование о деятельности Ездры (7-10 гл.): путешествие из Вавилона в Иерусалим, список сотоварищей Ездры, борьба против браков иудеев с язычниками.
Книга Неемии
Неемия, чьим именем названа книга, сам передает в первом лице о своем путешествии в Иерусалим и о том, что он сделал там. Он продолжал своим повествованием книгу Ездры, сообщая, что он сам и с помощью своих соотечественников сделал для родного народа.
Книга Неемии имеет введение (1-2,10) и три части:
1) сооружение стен и ворот Иерусалима (2,11-6 гл.);
2) деятельность Неемии для укрепления благосостояния Иудеи и её столицы (7-12 гл.);
3) второе возвращение Неемии в Иерусалим (13 гл.).
Содержание книги Неемии.
Когда в Сузы пришло сообщение о трудностях, переживаемых евреями в Иудее, то это глубоко огорчило верных иудеев. Служивший при дворе персидского царя Артарксеркса иудей Неемия, обратился прежде всего к Богу с постом и молитвой, а затем попросил царя дать ему разрешение отправиться в Иерусалим, чтобы включиться в дело, начатое священником Ездрой. Царь назначил Неемию наместником Персии в Иерусалиме. В 445 г. до Р.Х. Неемия со множеством сопровождавших прибыл в древнюю столицу Иудеи. Ему удалось поднять всех на восстановление стен Иерусалима. Когда стены были уже наполовину восстановлены, стали вмешиваться вооруженные самаряне. Неемии пришлось вооружить половину строителей, и, защищаясь от самарян, он довел строительство стен до конца.
После возведения стен и строительства ворот Неемия созвал всех иудеев на обширную городскую площадь, и Ездра прочитал им закон Божий. В народе произошло истинное покаяние. Люди клятвенно обещали быть верными Богу и Его закону.
Двенадцать лет Неемия был правителем, или "Тиршафою" израильского народа, от двадцатого до тридцать второго года царствования царя Артарксеркса. Затем на целый год он отлучился к царю, оставив брата своего Ханани и начальника Иерусалимской крепости Ханания в Иерусалиме вместо себя.
Неемия был верным и самоотверженным областеначальником и беспощадно преследовал зло как среди священников, так и среди начальствующих, и в народе.
По возвращении из Персии (13,6) Неемия нашел много злоупотреблений, возникших в его отсутствие. Он увидел, что было сделано много упущений в важных делах. Неемия принялся за исправление религиозной и общественной жизни народа. В этом помогал ему пророк Малахия (Мал.2), обличавший в своей книге то зло, против которого боролся "Тиршафа". Неемия оставался еще 22 года областеначальником Иудеи.
Плен, в котором оказался ветхозаветный народ, пробудил глубокий интерес к вере праотцов. Евреи стали богобоязненными и были готовы страдать за свою веру. Они научились понимать, что земные царства могут быть изменены и даже уничтожены, но есть царство духовное, руководимое Богом, и оно стоит вечно. Отсюда становится понятно, почему иудеи при возвращении в Палестину в первую очередь принялись за строительство храма, места обитания Невидимого Истинного Бога, а не государства. Стены Иерусалима были восстановлены всем народом для защиты храма. Иудеи Царствия Божия того времени были весьма близки высшим целям времен Христа и Его апостолов. Разница состояла в том, что тогдашнее понятие о владычестве Божьем было связано со служением в храме и соблюдением закона, в то время как апостольское понятие о власти Божией было связано с духовным господством в сердце человека. Сам человек является храмом, где царствует Христос через Дух Святой.
Таким образом, вавилонский плен оказал благотворное влияние на духовную жизнь народа. Бог для воспитания Своего народа использует различные методы на благо людям.
Книга Есфирь
Мы видим, как Израиль был взят в плен и как часть народа вернулась из него. Книга Есфирь, вместе с книгами пророка Иезекииля и Даниила, дает нам представление о скорбях и торжестве сынов Израилевых в земле пленения. Неоспоримым доказательством неусыпного попечения Провидения Божия об Израиле служит то, что до сего дня народ этот не исчез среди различных племен земли, где он был рассеян; что, вопреки всем притеснениям, великим гонениям, на него воздвигаемым, нуждам и скорбям, им переносимым (Ам.9,9; Лев.26,44 и др.; Втор.4,27-31), - народ этот живет и не уменьшается.
Есфирь - вторая и последняя книга Библии, носящая имя женщины. По хронологии эта книга занимает место между шестою и седьмою главами книги Ездры. По-видимому, она была составлена по внушению Духа Божия с помощью официальных записей, имевшихся при персидском дворе (2,23; 6,1; 10,2); быть может, самим Мардохеем. Это мы видим из того, что в ней не упоминается имя Божие, хотя действия Господни наполняют всю историю Есфири; также из того, что в ней отмечены многие мелкие подробности относительно персидского двора и его этикета, равно как из того, что в ней говорится о Мардохее, как об "иудеянине" и о всех евреях в третьем, а не в первом лице. В книге дается много пояснений, необходимых для еврейских читателей в связи с персидскими обычаями и общепринятыми у них выражениями.
В книге Есфирь не говорится прямо о молитве народа, обращенной к Богу. Но, конечно, такими молитвами были те "вопли" иудеев, о которых идет речь в 9,31, и пост, о котором свидетельствует 4,16. В это тяжелое время благочестивые иудеи устраивали дни слезной молитвы и "пощения", что мы узнаем из книг Даниила, Ездры и Неемии и о чем напоминают нам слова: "Ты не будешь много плакать, - Он помилует тебя по голосу вопля твоего, и, как только услышит его, ответит тебе" (Ис.30,19). Такой же религиозный характер имели и наступившие затем дни пиршества и веселия, соблюдаемые евреями до сего дня (в память великого избавления народа во дни Есфири), в священный праздник Пурим.
Гадасса, или Есфирь, двоюродная сестра Мардохея, им воспитанная, была "красивая станом и пригожа лицом", отличалась изящными и скромными манерами всегда сознавала свой долг, была нрава - спокойного, кроткого и рассудительного.
Главные события, изложенные в этой книге: переход еврейской молодой девушки от тихой жизни в плену к жизни царицы, жены Артарксеркса в Сузах; сближение Есфири с царем ради блага народа; её решимость рисковать для этого своей собственной жизнью; её заступничество за Израиля, несмотря на всемогущество врага евреев - Амана и его старания погубить их; влияние, приобретенное Есфирью на царя, и освобождение евреев.
Но интерес наш сосредотачивается главным образом на истории двух личностей:
1). Мардохея иудеянина, бывшего украшением и благословением для двора, при котором он служил. Мардохей - человек честный и верный; он - представитель искупленного народа, ненавидимого врагами и присужденного к смерти. В конце концов Мардохей делается правителем язычников и освободителем народа своего Израиля; увенчанным славою и честью.
2). Амана Вугеянина, потомка царя Агага (1 Цар.15), происходившего из царского рода Амалика, о котором написано: "Брань у Господа против Амалика из рода в род" (Исх.17,16), потому что рука Амалика простиралась на престол Господень. Этот Аман был противником Божиим, обвинителем невинных, человеком сатанинской гордости, обманывавшим Артарксеркса и притеснявшим народ Божий. Но главным предметом его ненависти и зависти являлся Мардохей, представитель всего народа. На него направлены были все злые козни Амана. Однако все усилия его погубить Мардохея оказались тщетными, и он сам погиб смертью, которую готовил Мардохею.
Эти две личности являются прообразами, воплощающими в себе правду и зло, и, несомненно, представляют нам Господа Иисуса Христа и врага и клеветника-диавола, о чем свидетельствуют нам вышеуказанные события этой истории.
Царь, Есфирь и Аман - все трое достигли всего, что мог дать лучшего этот мир. Но все это, однако ж, не удовлетворяло их.
Царь, полновластный монарх, с великой славой управляющий 127 областями, не был счастлив с женою своею; страдал бессонницей, не умел владеть собою; ближайший помощник Аман обманывал его.
Аман, пользовавшийся царским расположением, достиг высших почестей, льстивших его самолюбию. Но стоило одному иудеянину отказаться кланяться Аману, падая перед ним ниц, и все дело - испорчено. Гордость Амана была оскорблена, и вся слава его поблекла.
Есфирь приобретает высокое положение, пользуется почетом, вызывает восхищение и любовь. Но и она страдает от ненависти к ней Амана и от бедствий, постигших её народ.
Незначительное обстоятельство в чьей-либо жизни, как, например, бессонная ночь (6,1), доказывает вмешательство Божие в нашу жизнь и планы Его для нас. "Слава, честь и мир" будут концом всех бедствий, посланных для испытания и очищения нашей веры, как это исполнилось на Мардохее, а также "скорбь и теснота всякой души человека, делающей злое", хотя некоторое время беззаконник и может торжествовать, подобно Аману. "Не от востока, и не от запада, и не от пустыни возвышения; но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит" (Пс.74,7-8). И расположением царя, и "успехом" в жизни руководит Сам Бог. Он возвысил Есфирь во время предопределенное для свободы и избавления её народа.
Очерк истории Израильского народа от времени Неемии до Христа
Книги Ездры и Неемии подробно повествуют о возвращении евреев в Палестину и восстановлении Иерусалима и храма. Вместе с Иерусалимским храмом возрождалась общественная и религиозная жизнь еврейского народа. Параллельно с главным храмом, где приносились жертвы и совершались праздничные торжества, возникли синагоги, в которых народ знакомился с законом и пророками на арамейском (сиро-халдейском) языке, так как древнееврейского богослужебного языка после вавилонского плена он уже не понимал. Таким образом, наряду с богослужением в Иерусалимском храме, на местах возникли религиозные общины при синагогах. Это вызвало появление книжников и учителей (раввинов), толковавших библейские книги, которые в эпоху Ездры и Неемии были уже сведены в канон. Упадок персидской монархии вызвал рост греческого влияния в Палестине. Александр Македонский, завоевавший всю Переднюю Азию, с иудеями обошелся милостиво. После же его смерти, когда Македонское царство разделилось на северное (Селевкиды) и южное (Птоломеиды), положение Иудеи, оказавшейся яблоком раздора между этими царствами, весьма ухудшилось. Палестина переходила из рук в руки. С 295 г. до Р.Х. она находилась во власти Египта в течение 100 лет; затем покорил её Антиох Сирийский, истощавший население изнурительными поборами и бравший взятки за предоставление первосвященнических мест. Сами евреи потворствовали вмешательству сирийского царя в их дела, призывая его на помощь в своей внутренней борьбе.
Эта вражда иудейских сект, не прекратившаяся в Иерусалиме до самого конца еврейского государства, усилила чужеземное влияние, доведя её до того, что храм был осквернен и пришел в запустение; обрезание и предписания Моисеева закона не соблюдались. Этот упадок вызвал в народе пробуждение патриотических чувств; ревнителем древнего благочестия выступил Маттафия, священник из окрестностей Иерусалима. В 167 году до Р.Х. ему удалось пробудить в народе патриотизм и упование на силу Божию. Собрав около себя горсть мужественных воинов, Маттафия с доблестными своими сыновьями удалился в горы и начал войну с поработителями родины. Эта героическая борьба кучки храбрецов с целым государством длилась свыше 32 лет. Сам Маттафия Маккавей пал в начале восстания; его место занял третий его сын Иуда.
В непосильной борьбе с подчинившимися греческому влиянию соплеменниками, в 161 году пал Иуда Маккавей. Его заменил брат его, Ионафан, которому удалось на короткое время занять место первосвященника только благодаря тому, что сирийскому царю, занятому внутренними раздорами, было не до Иудеи. Но уже в 143 году сирийский царь занял Иерусалим, а Ионафана взял в плен и убил. Младший из братьев, Симеон Маккавей, стал во главе движения. Ему удалось добиться некоторых льгот и сделаться первосвященником и вместе с тем народным вождем. В 106 году до Р.Х. Симеону наследовал его сын Гиркан.
Слабой стороной этого патриотического движения было желание создать Царство Божие на земле на основе насилия и власти. Гиркану наследовал его сын Аристовул, при котором с особой силой разгорелась вражда между двумя главными Иудейскими сектами: фарисеями и саддукеями. Первые с особой ревностью держались буквы закона, непримиримо относились ко всему иноземному и языческому; внешнее богопочитание их не было лишено лицемерия. К секте саддукеев принадлежало много знатных людей и духовенства; они относились пренебрежительно к фарисейской непримиримости, в загробную жизнь не верили и стремились примирить строгость закона с требованиями времени. Была еще третья группа "зилоты", которые своей целью ставили осуществление надежды Израиля на независимость и стремились добиться этого силою оружия.
Фарисеи отказались признать над собой власть Аристовула, как рожденного от рабыни. В дальнейшем потомки Гиркана, оставив мысль первых Маккавеев о государстве, управляемом Самим Богом, враждовали между собой и в попытках удержаться у власти искали поддержки то у одной, то у другой секты; даже не гнушались заискиванием у царей сирийских и у римлян, которые к тому времени проникли в Сирию. Так, например, в 63 году до Р.Х. для водворения порядка Иерусалим был занят римлянами, причем погибло около 12.000 евреев. Храм не пострадал, но с того времени Иудея оказалась окончательно во власти Рима.
Руководствуясь принципом: "разделяй и властвуй", Рим отделил светскую власть от духовной, поставил Гиркана первосвященником, а правителем - идумеянина Антипатра.
Последний, как и его сын Ирод, отлично умел использовать придворные интриги в Риме для упрочения своей власти. В 39 году до Р.Х. Ирод был сделан царем Иудейским с подчинением ему первосвященника. С этого времени первосвященники назначались и сменялись по усмотрению царя.
Народ ненавидел иноземца Ирода, идумеянина, за его кровожадность, несправедливость и корыстолюбие. Время Ирода было одним из самых тяжелых в истории народа. Иудея тогда входила в состав Сирийской области, подчиненной наместнику, но имела своего царя. Возмущение, вызванное народной переписью, послужило для Рима основанием к отмене царской власти (Матф.2,22) и подчинению Иудеи непосредственно Риму.
Источники истории израильского народа
Наиболее полный материал истории ветхозаветных событий дает Библия. Но она касается истории постольку, поскольку она служит благой вести. Богословие при изучении библейской истории пользуется и другими материалами.
Еврейский народ продолжает свое существование до нашего времени и некоторые особенности его жизни являются отражением прошлого. Поэтому изучение религии евреев (иудаизма) дает полезный материал. Обширный материал по изучению жизни древних дает изучение жизни народов Ближнего Востока.
К историческим письменным памятникам, заключающим в себе более или менее достоверные сведения относительно древнееврейской истории, относятся апокрифы, сочинения Иосифа Флавия, Фил она Александрийского, Таргумы, Талмуд, Мидраш, кумранские рукописи, произведения раввинской, христианской, исторической, археологической литературы и т.п. Кроме того историки изучают остатки древнееврейских сооружений и другие археологические памятники и находки в Палестине и странах, имевших влияние на жизнь ветхозаветного народа. Свидетельство Священного Писания является для нас непреложным, но иногда требующим от нас труда в согласовании отдельных мест. Внебиблейские источники имеют разную достоверность и в своей сущности поразительно подтверждают историческую достоверность библейской истории.
Контрольные вопросы
1. Исторический фон книг Ездры и Неемии.
2. Содержание и деление книги Ездры.
3. Расскажите о Ездре и Неемии.
4. Содержание книги Неемии.
5. Содержание книги Есфирь.
6. История ветхозаветного народа от Неемии до новозаветного времени.
7. Источники истории израильского народа.
Лекция 9. Книги учительные
Пять книг Библии - Иова, Псалтирь, Притчи, Екклесиаст и Песни Песней - в русской Библии объединены как учительные книги. Православные присоединяют к ним еще две неканонические книги: Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса, сына Сирахова. В еврейской Библии неканонических книг нет, а вышеперечисленные книги, вместе с книгами Руфь, Плач Иеремии, Есфирь, Даниила, Ездры, Неемии, 1 и 2 Паралипоменон причисляются к "агиографам" (священным писаниям, гимнам, псалмам; Лук.24,44).
Учительные (дидактические) книги Священного Писания имеют своей главной целью научить мудрости, дать высшие правила жизни, объяснить жизнь, научить вере Богу. Поэтому их иногда называют назидательными, или нравственными книгами.
Эти книги представляют собой классические образцы священной еврейской поэзии исключительно духовного субъективного характера. Поэзия отличается от прозы сочным и величественным языком, стилем более блестящим, более живым, более гармоничным и образным. Бог, Который вдохновлял человеческий дух для написания священных песен и изречений, занимает в них центральное место. Возникновение и развитие священной библейской поэзии вызвано тем, что она служила ярким выражением отношения к Богу как отдельных лиц, так и всего Израиля. Вера в Бога и преданность Ему изливались либо в песнях (Псалмы, Песни Песней, Плач Иеремии), либо в изречениях (афоризмах), стихотворно составленных (Притчи, Екклесиаст). Поэтические отрывки нередки и в исторических и пророческих книгах Библии (Быт.4,23-24; 49,2-27; Исх.15,1-18 и т.д.).
Древнееврейская поэзия в переводе кажется прозой, но в оригинале звучит и ритм и созвучие, но не очень последовательно. Художественной особенностью библейской поэзии являются различные формы параллелизма (сочетания). Назовем некоторые из них. Синонимное сочетание (равнозначное, одинаковое); "Расторгнем узы их, и свергнем оковы их" (Пс.2,3). Антическое сочетание (противоположное, негативное): "Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет" (Пс.1,6); "Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость (Пр.11,2). Синтетическое сочетание (объединяющее): "Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп" (Пр.10,18). Часто встречаются трех- четырехстрочные параллельные мысли (Пс.6,7; 17,5.6).
Ритму необходимо отвести в священной поэзии особое место. Поскольку псалмы были созданы не для чтения, а для пения, то важность ритма в них приобретает особое значение. Еврейская поэзия была музыкальной поэзией. Жизнь израильского народа была тесно связана с пением и музыкой.
При богослужениях музыкальные инструменты сопровождали пение, восполняя силу голоса поющих (1 Пар.13,8; 15,16; 25,1-6; 2 Пар.5,12-13). Пение псалмов сопровождалось разными музыкальными инструментами: гуслями, тимпанами, кимвалами, псалтирями, барабанами и трубами. Все музыкальные инструменты делились на три рода: струнные, духовые и ударные.
Пение исполнялось не только отдельными лицами и хором с оркестром, но пел и весь народ, присутствующий на богослужении.
Начало древнееврейской поэзии восходит ко времени Моисея (Втор.31,30; 32,1-43). Расцветом её была эпоха Давида - Соломона. Царственный певец Давид довел до совершенства псалмосложение, а Соломон - изречения. После Соломона священная поэзия угасла вместе с истинным поклонением Богу, и лишь изредка вспыхивала слабым огоньком, как, например, при царе Иосафате (2 Пар.20). Но когда, после тяжелого испытания изгнанием, иудеи вернулись в землю отцов и восстановили храмовое богослужение, тогда оживилась, вместе с ожиданием Мессии, и священная поэзия, внося свои дары в библейскую сокровищницу.
Введение в книгу Иова
В книге Иова освящается великая проблема человечества - страдание. Книга названа именем главного действующего лица - Иова. Это имя переведено на различные языки по-разному. По-еврейски Иов означает "преследуемый", "угнетенный". На арабском языке это слово означает "обращенный", "покаявшийся".
Имеются веские доказательства того, что Иов - историческая личность. 1) Священное Писание называет Иова святым, примерным верующим (Иез.14,14-20; Иак.5,11); 2) тон и язык изложения обладает твердой уверенностью в реальности передаваемых фактов; 3) описание всех личностей книги глубоко убедительно в главных чертах, а также и в мельчайших подробностях.
Иов почитается также и у магометян, так как о нем написано в Коране.
Когда жил Иов? Многие исследователи Библии относят жизнь Иова ко времени патриархов, примерно ко времени жизни Иакова и его сыновей, на основании следующих предположений:
1) Иов жил после Авраама, так как два его друга - Елифаз и Ваддад - происходили от Авраама, первый - через Фемиана, внука Исава, второй - через Савхея, сына Авраама и Хеттуры;
2) он жил до Моисея, так как в его истории нет даже намеков на факты, которые происходили во время или после исхода евреев из Египта, между тем как в книге Иова косвенно упоминаются многие предшествующие великие события: творение, падение человека, потоп, истребление Содома и др.;
3) довольно продолжительная жизнь Иова (42,16);
4) денежная монета "кесит" была в обращении в период от Иакова до Иисуса Навина (Иов.42,11; Быт.33,19; И.Нав.24,32);
5) в книге Иова названы музыкальные инструменты времен патриархов (21,12; 30,31; Быт.4,21; 31,27);
6) система письменности времен патриархов (19,23; 31,35);
7) Иов сам приносил жертвы, ибо не было еще священников (1,5);
8) личность Иова, его понятия и уклад жизни напоминают нам патриархов.
Где находилась земля Уц? Библия повествует, что она находилась на востоке (1,3). Евреи понимали обычно под "землей на востоке" Северную Аравию. Стихи кн.Иова 1,15-17 называют соседями земли Уц савеян и халдеев. Пророк Иеремия называет едомлян жителями земли Уц (Иер.25,20; Пл.Иер.4,21). В книге Бытие рассказывается о Харране, как о родине брата Авраама, предка Едома (Быт.22,21; 36,28). Следовательно, Земля Уц находилась между Иорданом и рекой Евфрат.
Кто автор книги Иова? Автор и дата создания книги Иова неизвестны.
В книге Иова страдания человека в поэтической форме увязаны с окружающей природой. В драматическое повествование вошли солнце, луна, звезды, облака, грозы, горы, леса, скалы, пустыни и звери. Страдания Иова сопровождаются могущественной симфонией, в которой иногда слышится слабый плач немощного человека. Книгу Иова считают одним из лучших произведений мировой литературы. Иов в своих словах и страданиях является некоторым прообразом нашего Господа, истинного Праведника, Который был оставлен всеми, тяжело страдал и был вознагражден великой славой.
Деление и содержание
Книга Иова разделяется на пять частей: 1. Пролог (1-2 гл.); 2. Спор Иова и его трех друзей (3-31 гл.); 3. Речи Елиуя (32-37 гл.); 4. Явление Бога я Его речи (38-42,6); 5. Эпилог (42,7-16).
Начинается книга описанием личности Иова как истинно непорочного человека, который при своем достатке служил Господу от всего сердца. Затем сообщаются обстоятельства, которые приводят к спору и проблеме существования зла, проблеме, решение которой составляет сущность всего повествования. Мы видим небо - источник и начало всего происходящего на земле. Сатана, противник и враг человеческого рода, появляется перед Богом среди добрых ангелов, чтобы клеветать на праведного; но в конце концов, несмотря на свою злобу, он лишь содействует намерениям Божиим и, вопреки своему желанию, помогает осуществлению Божьего плана. Иов подвергается семи последовательным испытаниям: 1) савеяне захватили все его стада быков и ослов; 2) молния истребила его овец; 3) халдеи угнали стада его верблюдов; 4) сильный ветер разрушил дом, в котором погибли все дети Иова; 5) святой патриарх был поражен ужасной проказой; 6) Иов подвергается тяжелым упрекам со стороны своей жены; 7) друзья Иова умножают его страдания.
Когда Иов услышал о смерти своих детей, он не мог больше сдерживать своей скорби. Переживания Иова обнаруживают глубочайшую преданность его воле Божией и навсегда останутся предметом подражания для истинно верующих людей. "Наг я вышел из чрева матери моей, наг я и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!" (1,21). На неразумное и злое предложение жены Иов дал поразительный ответ: "неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем? Во всем этом не согрешил Иов устами своими" (2,10).
Речи при посещении Иова тремя друзьями составляют основную часть книги. Его друзья пришли с намерением утешить его, но несправедливыми обвинениями лишь умножили его страдания. Иов - это страждущий человек; язвы проказы вызывали у него скорбные чувства и вопли больного, но будучи праведен, он в глубине своей совести оставался непоколебимым, уповая на правосудие Божие. Друзья Иова: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин - считают себя непогрешимыми утешителями и защищают лишь одно положение, что Иов несчастен по своей вине - в наказание за свои тайные грехи, ибо Бог воздает наказание за грехи человеку.
Бесполезными оказались все их слова. Они рассуждали о возвышенных предметах и высказывали много правды, но говорили "без любви" и поэтому слова их были резки, высокомерны и тяжелы, суждения их страдали сухостью, были пристрастны и неуместны. В главе 32 Елиуй дает характеристику всех этих речей, а в 42,7-8 Бог указывает на их несправедливость. Друзья упорно стояли на том, что страдание всегда посылается в наказание, будучи вполне уверены, что они стоят за истину, речи их, в конце концов, превратились в спор. А споры и в старину и в наше время производят разделение и часто являются бесцельным пустословием (1Тим.1,4-7; 2Тим.2,23-26; Тит.3,9).
Иов был испытан Богом и был безупречным. Но присутствие его трех друзей, молчание и речи которых скорее свидетельствовали о их недоброжелательстве нежели о сочувствии, взволновало и смутило дух Иова, и он "открыл уста свои и проклял день свой". Слова Иова были то возвышенны и духовны, то полны отчаяния и горечи, то он говорит против Бога (34,37; 35,16), то всецело и беззаветно доверяется Ему (13,15; 19,25-26). Тайные молитвы страданий были Иову так же непонятны, как и его трем друзьям, и потому ему следовало молчать. Позднее он сам это прекрасно сознает (39,34-35; 42,3-6); но и утомленный страданиями, мучимый покрывавшею его проказою, обиженный несправедливыми упреками, он все-таки обуздывает язык свой. Лихорадочная несвязная речь Иова свидетельствует о том, как сильно был потрясен он духом. Иов сам сказал: "Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня; если я невинен, то Он признает меня виновным". Дальше, однако, Иов утверждает: "Невинен я, не хочу знать души моей". Чем дерзновеннее становится Иов, тем он "праведнее" в глазах своих. И так это продолжалось до тех пор, пока Иов не сказал: "Я правее Бога" (35,2).
Когда глаза Иова обращены к Богу, то дух его спокоен; Иов исполнен смирения, надежды, рассудительности (2 Кор.4,16-18). Но как только он смотрит на самого себя, своих друзей, свои обстоятельства, затруднения и скорби, - в словах его слышится горечь, обида, сомнение; слова его становятся безрассудными. Иов готов впасть в отчаяние и ропот. Вера его не сомневается в искренности воскресения, но, не познав всей "силы" его, Иов надеется окончить свою жизнь на месте своем. Но вот место его разорено и опустошено. Временами Иов уверен в верности Божией и сознает переплавляющую силу посылаемых Богом скорбей; потом вдруг он снова начинает бесконечно размышлять о своих благих намерениях, своей праведности и загадочности для него путей Божиих. Иов не переставал верить в непреложность правды, но в то же время старался доказать и правду свою. Весь ужас его внутренней борьбы состоял в том, что ему казалось, будто правда боролась с правдой, а неправда - со злом, которое следовало ему осознать и победить. Наконец, Иов устает и не может далее бороться; он отказывается от борьбы, произнося знаменательное изречение: "Слова Иова кончились" (31,40). И тогда только слово Божие могло дойти до слуха его.
Наступившее безмолвие, по окончании речей Иова и трех его друзей, дает возможность произнести слова мудрые и утешительные человеку, все время молчавшему и слушавшему, что говорилось. Елиуй дает ответ Иову на его желание найти "посредника" (9,33). Он отвечает Иову "вместо Бога" (33,6); но в то же время Елиуй - человек, "образован из брения и духа", а потому он понимает как божественную, так и человеческую сторону вопроса. Он говорит о силе Духа, как истолкователь путей Божиих для человека, клонящихся к тому, чтобы "отвесть человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость" (33,17), т.е. чтобы смирить его в собственных глазах и, таким образом, приготовить человека к восприятию благодати Божией, оживляющей, озаряющей светом свыше и дарующей ему "умилостивление" ("выкуп" - 33,24). Елиуй горит желанием "оправдать Иова" перед тремя друзьями его, и "гнев его пылает" на их обвинения. Но прежде всего Елиуй должен выступить в "защиту Бога" и доказать как Иову, так и друзьям его все их непонимание и всю дерзновенность их слов.
Иов не мог себя оправдывать, не обвиняя в то же время Бога; друзья его не могли оправдать Бога, не обвинив Иова. Неправы были и Иов, и друзья его. Елиуй показывает им:
а) что Бог неизмеримо "выше человека" (33,12) по силе, а потому последнему следует только всецело покориться своему Творцу;
б) что Бог бесконечно "выше человека" по мудрости и не обязан "давать отчет в делах Своих" (33,13), даже если бы человек и мог понять их. Поэтому следует человеку пребывать среди скорбей в тишине, ожидая, когда благоугодно будет Богу дать ему уразуметь тайну его страданий, или освободить из "тесноты на простор, где нет стеснения, и поставляемое на стол твой было бы наполнено туком" (36,16);
в) Бог несравненно "выше человека" по праведности, и мы не можем понять всю силу Его ненависти ко греху, в который мы впадаем, говоря: "Я прав, но Бог лишил меня суда" (34,5), или решаясь утверждать, что "я правее Бога" (35,2). Поэтому одной из целей посылаемых нам испытаний является уразумение нами тайны и неисследимой глубины таящегося в нас самомнения чтобы навсегда нас освободить от него;
г) "Господь благ, долготерпелив и многомилостив", хотя мы теперь и не можем Его вполне познать, не видим "яркого света в облаках" (36,26; 37,21), "никто не говорит: где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи?" (35,10). По окончании испытания мы убеждаемся в благости Его или понимаем её впоследствии. Если бы Его "в огне" испытания, даже "с великой радостью принимали бы различные искушения", хвалились бы "скорбями", "благодушествовали бы в немощах, обидах, нуждах, гонениях, притеснениях", зная, что "кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном переизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно".
Просветив такими словами своих слушателей, Елиуй говорит в заключение: "Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает" (37,23). Показав Иову его грех и его собственное "я", Елиуй как бы вводит Иова прямо в присутствие Божие.
"Господь отвечал Иову из бури" целым рядом вопросов, из которых каждый все более и более доказывал величие и всемогущество Бога и всю ничтожность раба Его. Перед величием Бога самонадеянность Иова обращается в ничто. Подобно всем мужам "совершенным", как Исайи, Даниилу и Иоанну - в видении созерцавшим Господа - Иов увидел теперь свою нечистоту. "Во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости" (Дан. 10,8); "Когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый" (Откр.1,17) и т.п. Эти слова, исшедшие из уст святых мужей других времен, служат отражением и мыслей Иова, когда он восклицает: "Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя. Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (42,5-6). Иов подавлен гласом и видением Господа; и тогда Бог начинает восстановлять его, возвращая ему богатство и семью, оправдывая, благословляя, делая Иова благословением для его друзей, венчая его милостью и щедротами. Цель Божия в страданиях Иова достигнута, правосудие и верность Божия проявлены, благость и сострадание Господа доказаны перед лицом злых духов, ангелов и людей. "Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир". Вот главный смысл книги Иова, отвечающий на вопрос о смысле страданий и смысле человеческой жизни вообще.
Книга Иова доказывает также врожденную склонность человека к самомнению и убеждает нас, что незнание Бога и человеческой природы является корнем всех вопрошаний о божественном управлении миром, например: "Прав ли Бог, допуская страдать невинного?" "Почему посылает Бог незаслуженное бедствие?" Даже такой человек, как Иов, которого Бог называет "непорочным, справедливым, богобоязненным и удаляющимся от зла", впав в испытание, будучи взвешен на весах (Дан.5,27), оказывается несостоятельным и сам сознается в этом.
Введение в книгу Псалтирь
Псалтирь, или книга Псалмов, является наиболее известным священным поэтическим сборником во всем мире. Более трех тысячелетий его чудные гимны и молитвы находя глубокие отклики в сердцах великого множества людей. Почти на всех богослужениях христиан и иудеев, а также в семьях читают, исследуют, проповедуют, цитируют и поют псалмы. Во многих изданиях Нового Завета помещен Псалтирь - эта чудная ветхозаветная книга с евангельским содержанием.
Название. В еврейской Библии эта книга называется: "Хваления, славословия", а в греческой (Септуагинта) - "Псалтирь" (по названию древнего струнного музыкального инструмента). Псалом - это духовная песнь, исполняемая на определенную мелодию в сопровождении игры на музыкальных инструментах.
В канонической Библии 150 псалмов. В разделении текста на отдельные псалмы имеются некоторые расхождения в еврейской Библии и других переводах, так как в манускриптах (рукописях) деления псалмов не были точно обозначены.
Надписи над псалмами. Почти все псалмы имеют надписи, которые сообщают нам или об их авторе, или о характере и особенностях их исполнения, или об обстоятельствах их состояния, а также другие сведения. Эти надписи имеют различие в еврейской Библии, Септуагинте и Вульгате.
Авторы псалмов. Стиль, содержание и написание псалмов свидетельствуют о том, что они являются плодом богодухновенного творчества многих людей, принадлежавших разным эпохам.
Царь и пророк Давид является чудесным псалмопевцем, имея непревзойденный поэтический дар. Все глубокие свои переживания он богодухновенно выражал в песнях. Ему принадлежит половина псалмов Псалтиря. Его приятные глубоко эмоциональные псалмы принесли ему славу "сладкого певца Израиля" (2 Цар.23,1). Еще юношей Давид был известен своей музыкальностью и успокаивал игрой на гуслях тревожный дух царя Саула. При перенесении ковчега Божия в Иерусалим левиты и народ воспевали псалом славословия, составленный Давидом (1 Пар. 16 гл.).
Кроме Давида, известны имена и других авторов псалмов - пророку Моисею принадлежит замечательный 89 псалом. Соломону принадлежат три псалма: 71, 126 и 131, которые написаны им по случаю восшествия на престол, окончания строительства храма и перенесения ковчега завета из скинии в храм.
Асафу принадлежат двенадцать псалмов. Псалмопевец Асаф, вместе со своими сыновьями - левитами, руководил пением и музыкой перед скинией на Сионе во времена Давида.
Левитам, сынам Кореевым принадлежат 11 псалмов, Еману - 87 псалмов, Ефану - 88 псалмов, а авторы остальных псалмов неизвестны. Считают, что псалмы 1 и 118 написал священник Ездра.
Время составления псалмов и соединение их в одну книгу
Псалмы были написаны в период от Моисея (XV в. до Р.Х.) до времен Ездры (VI в. до Р.Х.). Самый древний псалом 89-й - написан Моисеем.
Большинство псалмов относится к периоду жизни Давида (XI в. до Р.Х.). Псалмы 74 и 75 относятся ко времени нашествия ассирийского царя Сеннахирима. Псалмы 91 и 99 принадлежат к периоду между Соломоном и вавилонским пленом. Псалмы 106, 110-150 были составлены преимущественно после вавилонского плена: Пс.125 - воспоминание об ужасах плена, Пс.116 и 117 - в честь освящения второго храма, Пс. 146-150 - в честь восстановления стен Иерусалима во время Неемии.
У евреев Псалтирь (Книга Хвалений) состоял из пяти сборнике собранных в единую книгу книжником Ездрой. Каждый сборник оканчивался особым славословием.
Первый сборник состоял из первых 40 псалмов. Считают, что с был собран Давидом для пения во время богослужений левитам] Этот сборник, как и другие, оканчивается славословием: "Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века. Аминь, аминь!" (40,14)
Второй сборник с 41 по 71 псалом - состоит из гимнов Давида других авторов. Вероятно, он был составлен после смерти Давида. После заключительного славословия Богу (71,19) читаем: "Кончились молитвы Давида, сына Иесеева" (71,20).
Третий сборник включает псалмы от 72 до 88; четвертый - 89-10 псалмы; пятый - 106-150. Когда именно они были составлены -точно определить трудно. Все эти пять сборников псалмов были объединены и канонизированы во время Ездры и Неемии в одну Книг хвалений - Псалтирь.
Пять сборников псалмов отличаются друг от друга преимущественным употреблением имен Бога. В первом, четвертом и пятом сборниках Бог называется главным образом именем Иеговы, во втором - преимущественно именем Елогим.
Деление псалмов по содержанию. Псалтирь является сборником духовных песен ветхозаветного Божьего народа, и поэтому содержит гимны на различные темы.
Пение должно было прославить Господа и воздействовать на певцов и слушающих могущественное Слово Божие, чтобы спасти, освятить и утвердить в истине.
Тема псалмов: Бог и человек. Бог в Своем величии, благости, милосердии, благодеянии, вездесущности и т.д. В псалмах Бог является не абстрактной (отвлеченной) далекой личностью, но Господом, близким, всюду присутствующим, внимающим и помогающим, и пасущим нас Пастырем; Творцом, вдохновляющим душу величественной картиной мироздания. В псалмах душа человека глубоко открывается перед Богом, исповедуя свои грехи, переживания, слабости и нужду в помощи. Афанасий Великий по этому поводу написал: Книга псалмов ясно и подробно изображает всю жизнь человеческую, все состояние духа, все движение ума". Иоанн Златоуст писал: "Псалмы говорят о прошлом, настоящем и будущем, о видимом и невидимом творении, учат о покое праведных и о муках грешных, о нравственном и догматическом учении. В Псалтире найдешь бесчисленные блага".
По содержанию Псалтирь можно разделить на отдельные группы псалмов:
I. Гимны, прославляющие Бога.
1). Прославление свойств Бога вообще: 8, 17, 18, 23, 28, 45, 46, 49, 65, 75, 92, 76, 96, 98, 103, 110, 112, ИЗ, 133, 138, 141, 144, 150.
2). Благодарность за Его благодеяния к Израилю: 45, 47, 64, 65, 67, 80, 84, 97, 104, 123, 125, 128, 134, 135, 149.
3). Благодарность за благодеяния Бога к добрым: 24, 33, 35, 90, 99, 102, 111, 117, 120, 144, 145.
4). Прославление Его благости к отдельным лицам: 9, 17, 21, 29, 39, 74, 102, 107, 115, 117, 137, 143.
II. Молитвы.
1). Просьба у Господа прощения своих грехов: 6, 42, 31, 37, 50, 101, 129, 142.
2). Упование на Бога: 3, 15, 26, 30, 53, 55, 56, 60, 61, 70, 85, 87.
3). Обращение за помощью к Господу в глубокой скорби: 4, 5, 10, 27, 40, 54, 58, 63, 69, 108, 119, 139, 140, 142.
4). Просьба о помощи: 7, 16, 25, 34, 43, 59, 73, 78, 79, 82, 88, 93, 101, 129, 136.
5). Ходатайство: 19, 64, 121, 131, 143.
6). Желание посещения скинии или храма: 41, 42, 83.
III. Псалмы учительные.
1). Добрые и злые дела: 1, 5, 7, 9, 11, 13, 14, 16, 23, 24, 31, 35, 36, 51, 52, 72, 83, 90, 91, 93, 120, 124, 126, 127, 132.
2). Закон Бога: 18, 118.
3). Суетность человеческой жизни: 38, 48, 89. 4). Обязанности правителей: 81, 100.
IV. Пророческие псалмы: 2, 15, 21, 38, 44, 71, 96, 109, 117.
V. Псалмы в честь Иерусалима и храма: 14, 23, 67, 80, 81, 84, 86.
VI. Краткое изложение истории еврейского народа: 77, 109, 105.
VII. Псалмы мессианские: 2, 8, 15, 21, 22, 23, 39, 40, 47, 68, 71, 88, 96, 101, 108, 109, 116, 117 и др. Самыми важными псалмами являются мессианские. Это псалмы, которые свидетельствуют о Мессии. Одни из них являются псалмами мессианскими в буквальном смысле, а другие - только в переносном, духовном. В Новом Завете упомянуты и в духовном смысле свидетельствуют о Мессии, Господе нашем Иисусе Христе, псалмы: 8, 18, 34, 39, 40, 67, 77, 96, 101, 108, 116, 117 и др., а некоторые другие - о Церкви Христовой и Царствии Божием. Никакая другая ветхозаветная книга не говорит нам так ясно о Господе Иисусе Христе, отражая в некоторых стихах мысли Самого Христа; вопли и стоны, вырывавшиеся из Его сердца. Ни на одну книгу Священного Писания не ссылался Христос так часто, как на Псалтирь.
Изучение псалмов, проникновение в эту сокровищницу очень важно для всех христиан. Можно иметь это сокровище в запертом сундуке и даже не стараться извлекать ценности из него.
Задача исследователя Библии, прежде всего состоит в том, чтобы понять буквальный смысл изучаемого псалма. Для этого нужно сначала внимательно прочитать весь псалом, найти его главные мысли, постичь состояние псалмопевца, учитывая цель, место и обстоятельства его богодухновенного составления.
В духовном значении псалмы применимы ко всем людям, во все времена и во всех местах.
Введение в книгу Притчей Соломоновых
Название книги Притчей. Евреи называют ее Мишле Соломона, т.е. изречения, мысли, притчи Соломона; Септуагинта и Вульгата назвали ее книгой Притчей Соломона. Перевод её, как и других поэтических книг, очень труден и имеет разночтения.
Автором Притчей Библия называет Соломона. Автором тридцатой главы назван Агур, а тридцать первой - Лемуил. Библия говорит о Соломоне, как о выдающемся мудреце, который произнес (создал) 3.000 притчей и 1.005 псалмов (3 Цар.4,32). В книге Притчей записано 935 притчей, их записывали, без сомнения, секретари Соломона с его слов (3 Цар.4,3), поэтому имеются повторения.
Дата. Окончательно книга Притчей сформировалась ко времени Езекии (25,1).
Цель и способ изучения. Книга Притчей имеет цель дать наставление, научить мудрости, внушить страх Божий, помочь познать Господа и слова истины, а также воспитание высокой нравственности, исправление плотских страстей и вообще учение жизни, заключающее в себе множество добрых правил для деятельности. Для лучшего понимания изречений следует:
1) находить в книге главные истины, от которых зависят другие;
2) сравнивать наставления этой книги с учением Христа и апостолов, а также закона и пророков;
3) находить в Писании примеры таких людей, добродетельных или злых, которых описывает книга Притчей.
Содержание и деление. "Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум" (2,6) - вот главная истина книги Притчей. Изречения Притчей применимы ко всем временам и народам. Заключающаяся в них мысль выражается в коротких, метких, легко запоминающихся фразах, преисполненных мудростью, поучением, предостережением и богатым духовным опытом. Здесь мы видим божественную мудрость, применяемую к нуждам, трудностям и опасностям повседневной жизни, общественной и личной, дабы мы могли познать волю и путь Господа. Это богодухновенный путеводитель, научающий нас, как жить в этом мире. Здесь, как и в других местах Священного Писания, указывается, что началом мудрости является страх Господень.
Книга Притчей Соломона разделяется на три отдела и два дополнения.
1. Главы 1-9. Наставления и личные увещания отца сыну, возможно преподанные Давидом Соломону.
2. Главы 10-24. Притчи Соломона в виде изречений, притч и заповедей.
3. Главы 25-29. "Это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского" (25,1).
Дополнения: Глава 30. "Слова Агура". Истолкование различных истин, основанных на фактах; выводы и следствия. Глава 31. "Слова Лемуила царя" содержат наставления, полученные им от матери относительно обязанностей царя. В этой главе дан также образ идеально добродетельной женщины.
Введение в книгу Екклесиаста
Название книги. Екклесиаст - на греческом языке означает "созывающий собрание и говорящий народу", т.е. мы можем перевести его словом "проповедник".
Автор. Имя Соломона прямо не упоминается в этой книге. Но тот, кто принимает на себя символическое имя Екклесиаста, называет себя сыном Давида и объявляет, что он царь Иерусалимский - является всего верней Соломоном. Он мог многое себе позволять, чтобы получить счастье и душевный мир, но эти поиски не дали ему удовлетворения. Отсюда пессимистический тон книги. Большинство христиан и иудеев считают, что Соломон составил книгу Екклесиаста в своей старости, подобно тому, как он написал Песни Песней в своей юности, а Притчи - в зрелом возрасте.
Книга Екклесиаста не стремится передать отдельные глубокомысленные зерна мудрости, а передает целостную картину жизни. Екклесиаст искал многими путями счастье в преходящей жизни, но всегда находил одну пустоту, тление и суету, что он и выражает словами: "Все - суета и томление духа!" (1,14).
Екклесиаст видит жизнь в бесконечном круговороте. "Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь" (1,7).
Человек заботится, трудится и устает, желая создать что-то новое. Но все остается прежним по содержанию, хотя по форме будет отличаться, как речная вода становится морской и наоборот. Екклесиаст думал, что мудростью можно кое-что улучшить, но находил, что тот, кто приобретает большие познания - приобретает больше печали (1,18), ибо он больше поймет несостоятельность жизни. Это принесет ему в конце концов одни огорчения.
Екклесиаст хочет удовлетворить свою душу временными достижениями; он строит, копает, но все это только на короткий срок (2,4-11) - смерть уничтожит все его достояние.
В круговороте жизни он видит, что все имеет свое время. "Время плакать и время смеяться... время молчать, и время говорить" (3,4-7). Горе и радость меняются. Богатство никого не может сделать счастливым. Лучше всего иметь ежедневную пищу (5,17). Имение не удовлетворяет душу человека. Трудности и печали постигают и праведника. "Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, что заслуживали бы дела нечестивых" (8,14). Много страданий в жизни от злого сердца человека. Екклесиаст призывает к праведной и непорочной жизни. "Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей" (9,6). Он советует молодому человеку жить в веселии, но не забывать, что однажды за все придется дать отчет Богу (11,9). В юности особенно полезно мыслить о Творце, ибо в старости встретятся многие трудности, препятствующие приближению к Господу, слух и зрение притупятся и многое другое прибавится к затруднению (12,1-7).
Обобщая содержание книги Екклесиаста, мы приходим к выводу, что временная жизнь со всем своим разнообразием не сможет удовлетворить бессмертную душу человека. В ней всегда остается пустота. Глубочайший смысл жизни состоит в познании Бога, чтобы в изменчивой жизни приобрести положение, способствующее нам устоять перед судом Божиим. Екклесиаст советует человеку быть прилежным в своих деяниях, но не привязывать своего сердца к тленному, а советует искать вечного Бога. "Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека" (12,13) - стоит в конце книги. В Новом Завете о книге Екклесиаста ничего не говорится.
Введение в книгу Песни Песней Соломона
Книга Песни Песней называется так потому, что по содержанию она стоит выше других песнопений. Автором её называют царя Соломона.
Книга Песни Песней является самой лирической и мистической из всех книг Библии. Она имела как сильных противников, так и великих друзей. Ориген написал о Песни Песней целый десятитомник. Песни Песней богаты чудными картинами природы. Основной темой книги является любовь, которая поэтически изображается в сочетании с красотой и плодородностью сада. Чистая любовь между супругами поднята здесь на почетное место.
Духовное аллегорическое толкование этой книги считается общепризнанным. В Ветхом Завете любовь, описанную в Песни Песней, толковали как отношения между Иеговой и Израилем. Евреи находили в Песни Песней историю своего народа, его отношения с Богом. В новозаветное время книга Песни Песней рассматривается как поэтическое описание великой любви Христа к Его церкви. Есть также и историческое разъяснение, что книга повествует о любви, существовавшей когда-то между царем Соломоном и его женою Сулами, дочерью фараона.
Особенно много утешения и удовлетворения при чтении книги Песни Песней находят люди с мистическим укладом мыслей. Подобно тому, как во всем творении Божьем мы видим великое разнообразие, так и в Слове Его мы находим неисчерпаемое богатство и многократность мыслей. Каждый серьезно ищущий человек находит в Библии соответствующий его духовным интересам материал. Наша задача заключается в том, чтобы найти в этом разнообразии, путем исследования, духовную пищу; чтобы с помощью этой пищи достичь полного возраста Христова, что и является конечной целью великого христианского идеала.
Контрольные вопросы
1. Учительные книги (названия, состав, цель, особенности).
2. Введение в книгу Иова (название книги, время и место жизни Иова, тема, деление, содержание).
3. Введение в книгу Псалтирь (значение, название, надписания, авторы, время написания и соединение, деление историческое и по содержанию).
4. Мессианские псалмы. Как изучать псалмы?
5. Введение в книгу Притчей (название, автор, дата, цель, содержание и деление).
6. Введение в книгу Екклесиаста (название, автор, тема, содержание).
7. Введение в книгу Песни Песней (название, автор, духовное толкование).

 


7. Введение в книгу Песни Песней (название, автор, духовное толкование).