Абрамова Л. Курс лекций по этике

ОГЛАВЛЕНИЕ

Развитие цивилизации Новейшего времени и специфика нравственных процессов.

Основные тенденции в изменении морали к началу III тысячелетия.

  1. Всё более значимую роль приобретает развитие фундаментальной науки как единственно возможного решения проблем экологического кризиса и выживания человечества, например – разработка альтернативных источников энергии, от термоядерного синтеза до солнечных батарей. В сельском хозяйстве каждый год из оборота изымается 2 млн. га пахотных земель. Возникает необходимость на меньших площадях произвести больше продуктов питания. Как следствие возрастания роли фундаментальной науки возрастает значимость специального высшего образования и роль в обществе всех слоёв населения, которые обеспечивают возрастание темпов фундаментальных исследований. Эти социальные слои и темпы их развития являются определяющими в развитии цивилизации. Представители этих слоев обладают высокоразвитым интеллектом, высокими пороговыми значениями образования, большим объемом потребляемой информации, что ведет к возрастанию доли рационализма при осуществлении нравственных выборов (представителям этих слоев свойственны способность к прогнозированию, просчету вариантов, знание большого числа вариантов поступка). Эмоциональный элемент в сфере морального и нравственного выбора уменьшается. Темпы современных цивилизационных изменений напрямую зависят от уровня темпов и характера развития фундаментальных исследований, таким образом, интеллектуализация общества и рост образования по качеству и продолжительности ведет в сфере морали к прагматизму и рациональности.
  2. Создание единых коммуникативных систем (транспорт, связь, средства массовой информации, компьютерные сети и т.д.). Это делает более высокими темпы обмена информацией между народами, знакомство со спецификой образа жизни и достижений, возможность усваивать лучшие образцы и находки не только в сфере технологий производства, но и в сфере поведения. Поведение человека, его мораль, приобретает всё более унифицированный характер.
  3. Традиционная культура со своего рождения была средством выражения и передачи накопленных нравственных ценностей, позиций, мотивов. Традиционная культура, которая издавна базировалась на господствующих религиозных ценностях, особенностях образа жизни и психологии конкретных народов, территорий, исторических периодов развития – уходит в сферу элитарного потребления, становится в силу ряда обстоятельств малодоступной значительным массам населения (сложность восприятия, требование специальной подготовки, необходимость знакомства с господствующими фундаментальными религиозными основами, время). Этот уход лишил значительные массы людей ее обучающего, информирующего и направляющего воздействия. Таким образом, в определённом смысле прерывается связь поколений, особенно в связи с тем, что из жизни большинства людей уходит традиционный национальный фольклор, который был другим носителем нравственности народа. Место традиционной культуры занимает массовая культура, которая, по сути, вненациональна и тиражирует унифицированные, усреднённые образцы внешнего поведения, покоящегося на подражании, заражении, а не на внутреннем принятии тех или иных стандартов в результате размышлений.
  4. Возрастающий объём информации толкает общество к необходимости сокращать в образовании гуманитарную составляющую в целях увеличения практического прикладного знания и освоения новых научных дисциплин и открытий, в то время как забота о нравственности направляет нас на противоположный путь – увеличение гуманитарной составляющей. Один из путей – увеличение продолжительности образования, но в увеличении сроков образования есть существенная опасность: молодые люди всё позже вступают в социальную зрелость, то есть приобретают необходимые навыки для полноценной адаптации в обществе. В результате процесса акселерации, прокатившегося по развитым странам мира в 60 – 80-е гг. ХХ в. физическое созревание человека ускорилось. Образовался существенный разрыв (8 – 10 лет) между физическим развитием и социальной зрелостью.
  5. Общество по своим социальным параметрам делится на всё большее количество групп: по профессии, по демографии, по этической составляющей. Большие потоки миграций породили проблему полукровок.
  6. Рост крупных городов и городских агломератов (сращивание единого мегаполиса с рядом мелких городов в единую систему) привёл к существенному изменению в процессах формирования морали. Возникла мораль городских и сельских жителей. Это произошло в результате изменения традиционных механизмов формирования и передачи нравственности, контроля за её исполнением и функционированием. Эти традиционные механизмы по прежнему действуют в сельских и отдалённых от мегаполисов территориях. В городах же мораль начинает формироваться под влиянием других механизмов.

Урбанизация и её влияние на общество.

Урбанизация – это процесс ХХ века. Рост крупных городов был обусловлен развитием крупной машинной индустрии, и необходимостью создать инфраструктуру, обеспечивающую всёвозрастающие количества рабочей силы (образование, медицина, система релаксации, обеспечения быта и т.д.). В результате крупные предприятия требовали в города всё больше людей для своего обслуживания. В начале ХХ века было всего несколько крупных городов (с населением свыше 1 млн. человек). К 60 гг. ХХ века крупных городов было свыше полутора сотен, росли они очень бурно, счёт населения шёл на миллионы. Темпы прироста городского населения оставались очень высокими всю вторую половину ХХ века. Города с населением в несколько миллионов человек получили название мегаполисов.

  1. В сельской местности господствует многопоколенная семья, она, как правило, ведёт совместное хозяйство. Передача традиционных ценностей осуществляется естественным образом в повторении образа жизни предшествующего поколения. В городе господствует нуклеарная семья (родители + дети), которая демонстрирует гораздо большее разнообразие моделей поведения. Это будет зависеть от уровня образования родителей, материального достатка, социальных предпочтений.
  2. В сельской местности очень сильны механизмы наблюдения за поведением людей в общине. Каждый считает себя ответственным за поведение другого. В городе – относительная анонимность поведения, ощущение относительной бесконтрольности. Человек начинает ориентироваться только на мнение его микросреды, а это намного более узкий круг, чем тот, что имеет место в сельской местности.
  3. В любом обществе есть люди с отклоняющимся поведением, с разнообразными склонностями. В сельской местности возможность найти похожих людей значительно меньше, чем в городе. В результате город даёт более дифференцированное поведение. В городе больше возможностей познакомится и с этническими особенностями поведения людей, с религиозными особенностями поведения, более доступна культура и средства массовой информации. Существенное влияние на мораль в городах оказывает возрастающий темп жизни. Это приводит к тому, что в сфере массового общения всё больше распространяются унифицированные модели поведения, единые для всех социальных групп и слоёв в сфере массового поведения. Особенности морального поведения, в том числе религиозной нравственности уходят в сферу семьи, микросреды, клубов по интересам, - то есть в замкнутые общности.
  4. Среднеобразовательный ценз в городской среде значительно выше, чем в сельской местности. Роль рационального морального выбора возрастает, эмоциональный компонент морали уменьшается.
  5. В городской среде вырабатывается специфический практический этикет, унифицированный и удобный в употреблении в условиях спрессованного социального времени и жизни в городской инфраструктуре.

Этика ненасилия.

Сущность и особенности этики ненасилия.

Идея ненасилия заложена уже в библии. Но та же идея ещё раньше появилась в буддизме: «Не убей ничего живого» – принцип абсолюта. Все религии содержали элементы, которые послужили основой этики ненасилия. В XIX в. возникают разнообразные течения ненасилия, например толстовство, но подлинный толчок к развитию этики ненасилия дал ХХ век, для этого было две основные причины:

  1. Общество к ХХ веку накопило огромные ресурсы для возможного  самоуничтожения. Гибель гигантских масс людей в 1 и 2-й мировых войнах была ужасающей, она потрясала сознание. Однако именно войны показали, что общество накопило и продолжает накапливать пласты социальных противоречий самого разного уровня (Запад – Восток, Север – Юг, Метрополии – Колонии, Работодатели – Наёмные работники и т.д.).
  2. Особенно бурными темпами разные типы социальных противоречий накапливались во 2 половине ХХ века. Это было связано с ускорением темпов цивилизационных преобразований, а также с развитием систем коммуникаций, которые сделали мир единым и опыт, образ жизни, способы достижения целей других людей стали достижимыми.

У истоков современной этики ненасилия стояли две уникальные фигуры:

  1. Махатма Ганди, религиозный буддистский деятель, возглавивший борьбу за освобождение народов Индии от колониального рабства, и
  2. Мартин Лютер Кинг, Баптистский священник из США, возглавивший в начале 60-х годов борьбу против расовой сегрегации в Америке. Именно благодаря ему в США появились первые смешанные школы, где обучались и «белые», и «чёрные».

Понятие «ненасилия» характеризует позицию только одной стороны в конфликте, того, кто исповедует этот принцип, и касается поведения этой стороны социального конфликта по отношению к представителям противоположной стороны. Махатма Ганди говорил: «Этика ненасилия не для трусов, она для мужественных людей». Он первым сформулировал основные принципы этики ненасилия.

Принципы этики ненасилия.

  1. Это осознанная позиция, когда мы не уходим от борьбы, а противостоим другой конфликтующей стороне, используя волю и логику убеждения.
  2. Представители этики ненасилия выступают против самого зла, а не против вольных или невольных носителей этого зла.
  3. Этика ненасилия предполагает большое личное мужество. К этому надо себя готовить, и лучше не начинать выступления, чем не доводить его до конца. Каждый участник должен оценить ситуацию и свои силы.
  4. Участие в акциях ненасилия предполагает уважение к противной стороне. Не должно быть унижений, оскорблений. Выступления касаются только сущности дела, мы должны уважать принципы другой стороны, пытаться их понять.
  5. Главная цель – заставить противоположную сторону переосмыслить свою позицию, поведение, и начать действовать в другом направлении.

Мартин Лютер Кинг, характеризуя основную идею ненасилия, говорил: «Мир изначально создан Богом справедливо. Это человек в процессе деятельности внёс в него несправедливость. Решая постепенно, последовательно одну социальную проблему за другой, мы приращиваем справедливость, делая мир более похожим на тот, что создал Бог».

За 2 половину ХХ века, к числу наиболее действенных акций ненасилия относят: «Соляной марш» под руководством Махатмы Ганди в Индии, в котором приняли участие миллионы человек. Результатом стало бескровное освобождение Индии от колониальной зависимости. Другой пример – начало решения проблем расовой сегрегации в США в результате «Марша мира», в котором участвовали и «белые», и «чёрные».

Акции ненасилия могут быть организованы по горизонтали и по вертикали. По вертикали они проходят под патронажем государственных политических структур, пользуются поддержкой и бывают действенными с точки зрения принятых решений. Эти акции предпринимаются, чтобы инициировать решение, опираясь на волю народа. По горизонтали – акции обычно бывают более массовыми, организуются активными общественными органами. Их деятельность, как правило, бывает не столь велика, но чем более массовые акции удаётся организовать, тем больше воздействие на народ, а, следовательно, и на власть.

Основные этапы ненасильственных действий.

  1. Сбор информации о причине конфликта. Должна собираться всесторонняя, глубокая информация из различных источников, которые должны представлять широкую палитру точек зрения на эту проблему и на пути её решения.
  2. Формулируются способы и методы ненасильственных действий, выбираются их виды. Всё это делается исходя из соображения разумности и рациональности этих действий. Публичность этих акций – вещь обязательная. После определения темы выступления привлекаются средства массовой информации, информируется другая сторона конфликта. Действия согласуются с государственными и муниципальными органами: даты, места проведения акций и т.д., так как по закону они должны обеспечивать охрану.
  3. Внутренняя подготовка каждого участника к действиям в рамках запланированной акции. Этот период не локализован во времени, здесь человек должен решить: готов ли он идти до конца против официальной точки зрения, выдержать последствия акции и т.д. Для того чтобы людям было проще проверить свою готовность к акциям ненасилия, в университетах США существуют практики по ненасилию, где любой может проверить себя.
  4. Планирование основных действий, согласование с государственными и муниципальными органами, отбор и организация участников.
  5. Сами акции ненасилия. Они могут быть относительно кратковременными, могут быть более длительными. Главное – показать, что акция выражает точку зрения большинства.
  6. Подведение итогов акции, оценка результатов, оценка хода акции. Намечаются дальнейшие действия.

Известно более 200 видов акций ненасилия, они разнообразны, группируются по определённым принципам (экономические, идеологические и т.д.). Точное число видов акций ненасилия установить нельзя, так как всё время появляются новые находки и идеи и устаревают другие.

Особый вид акций ненасилия – театрализованные акции (сжигание чучел и т.д., соединение театра с активной формой протеста). Крайняя форма ненасилия – всякого рода акции публичного самоуничтожения. Бывает, что эти акции носят массовый характер.

Обязательное условие любой акции ненасилия – это её публичность.

Этика самоограничения.

Особенности современной цивилизации и экологический кризис.

Процесс развития науки, технологий и удовлетворения потребностей практически неостановим. Определённого уровня развития, связанного с развитием постиндустриального общества, достигает всё большее количество стран. В основе этики самоограничения стоит расширенное воспроизводство и ничем не ограниченное потребление.

Происходит перенос промышленного производства развитыми странами в страны 3-го мира, где, в результате этого, происходит своеобразное повышение уровня жизни и изменяются стандарты жизни. Следствием этого является исчерпание природных ресурсов.

Ограничение рождаемости проблемы не решает: население растёт. В середине 80-х годов в 17 странах мира использовались мягкие формы ограничения рождаемости, а в 16 странах – принудительные способы. Следствием движения мировой цивилизации по данному пути стал мировой экологический кризис (кризис среды обитания), в который входят:

  • Исчерпание пищевых и энергетических ресурсов;
  • Исчезновение чистой воды;
  • Сокращение пахотных земель;
  • Загрязнение воздушного бассейна;
  • Парниковый эффект;
  • Изменение атмосферных явлений и т.д.

Данные процессы вызвали необходимость осмысления пути, по которому идёт человечество и приступить к выработке исправляющих программ, с тем, чтобы хотя – бы снизить темпы экологических повреждений. Важной составляющей этих программ является этический компонент и выдвижение проблем сохранения цивилизации в качестве важнейшей доминанты нравственного поведения. Совокупность взглядов на эту проблему в этике получила название: «Этика самоограничения». Это скорее мировоззрение, нежели стройные концепции и теории. Основной элемент составляют эмоциональное потрясение от осознания факта, что человечество может уничтожить себя практически добровольно, продолжая следовать по пути современной цивилизации и ничем не ограниченного воспроизводства.

Этапы развития и сущность этики самоограничения.

Этика самоограничения прошла в своём развитии три этапа:

  • Середина XIX – начало ХХ века. Возникновение в различных странах Европы, в США и России групп и сообществ, ставивших себе целью сохранение окружающей природы. Основной состав участников – интеллигенция, студенты, состоятельные люди. Недостатком этого периода было то, что все эти объединения имели ярко выраженную террористическую принадлежность. На каждой территории такие общества ставили ограниченные, локальные цели. В России направленность этих обществ была на сохранение лесов и запрет охоты. Существенного влияния такие сообщества оказать не могли, но им удавалось проводить некоторые природоохранные мероприятия и формировать общественное мнение.
  • 60 – 70-е годы ХХ века, «Этика потрясённых». В это время по западной Европе прокатилась волна мощных демонстраций, требующих остановить технический прогресс. Главной составляющей этих выступлений были представители высших слоёв рабочего класса (техническая интеллигенция, студенты). К этому моменту людям, занятым на передовых на передовых рубежах цивилизации, стало очевидно, что целый ряд процессов технического прогресса чреват для человечества как минимум большими потрясениями, а может быть даже и гибелью. Факт накопления опасного оружия подогревал недовольство. Хотя выступления были массовыми, но разные слои и группы участников имели своё видение проблемы и своё видение путей выхода из сложившейся ситуации. Они не были едины в своих требованиях и целях, и, не достигнув взаимопонимания между собой, не могли оказать на общество сильного воздействия. Взгляды участников расходились очень значительно. Одно из направлений этого движения – философия хиппи: «Возврат человека к природе и полный отказ от благ цивилизации». Не найдя понимания и поддержки в обществе, ряд групп хиппи организовали общины, которые поселились в труднодоступных местах и на практике пытались реализовать свои взгляды. Большая часть технической интеллигенции не ратовала за отказ от цивилизации. Они говорили о необходимости отказаться от некоторых направлений исследований, о введении мораториев на исследования, опасные для мира. Они говорили об изменении темпов цивилизационного развития. Больше всего они взывали к нравственности, призывали выработать личные принципы и не участвовать в производстве, которое может быть опасным.

Вступление большой группы стран в цивилизацию постиндустриализма. Последние 30 лет ХХ века, когда произошёл резкий скачок в технических науках, системе коммуникаций, темпы преобразований, включённость в них населения планеты резко возросли, и последствия пути неограниченного воспроизводства стали более очевидны. О нехватке питьевой воды заговорили даже в Западной Европе. Появились проблемы, связанные с изменением человеком планеты и способностью адаптироваться к окружающей среде (появилось много младенцев с патологиями развития).

Характеристики последнего этапа:

  • Разрозненные организации второго этапа этики самоограничения постепенно структурировались и превращались в общественные объединения, движения и партии. В ряде стран эта организационная деятельность прошла так успешно, что они стали оказывать большое влияние на общество и политическую жизнь (так называемые «Зелёные»). В конце 70-х годов «Зелёные» стали входить в парламенты, и, соответственно, воздействовать на законодательство.
  • Активное включение церкви в движение за нравственные ценности этики самоограничения. В движении участвуют все христианские церкви, ряд мусульманских организаций, особая роль в современный период принадлежит католической церкви, но не в лице её руководителей. В среде католических священников оформилось мощное течение, которое возглавили теологи из университетов Западной Европы. Суть взглядов этого течения следующая:

Церковь должна признать свою вину за сложившееся в сфере взаимоотношений с природой положение, за беспечность людей, за потребительское отношение к  природе, за бездумную эксплуатацию природных богатств, - значительная доля вины за всё это лежит на церкви. Эта вина связана с теми нравственными трактовками библии, которые сложились в начале нашей эры, были приняты церковью на вооружение, пропагандировались ею и внедрялись в сознание. В этих трактовках человек – господин природы, а природа должна была удовлетворять потребности человека. Не говорилось, что человек – неотъемлемая часть природы, что её гибель есть и гибель человека. В качестве выхода они предлагают пересмотреть с современных позиций всё то, что связано в библии с взаимоотношениями человека и природы, изменить нравственные ориентиры и сделать это основой современной проповеднической деятельности церкви с тем, чтобы постепенно изменить мировоззрение человека, его способы действий и взаимоотношения с природой.

Идеи этики самоограничения.

С одной стороны, идеи этики самоограничения очень понятны на обычном уровне сознания: если что-то исчерпывается, то это нужно беречь. Но с другой стороны, распространение этих идей наталкивается на целый ряд проблем.

Следует изменить приоритеты в развитии цивилизации, потоки и способы инвестирования, а также отказаться от целого ряда направлений в удовлетворении потребностей. Это ведёт к перераспределению финансовых потоков в научных исследованиях, а с другой стороны, требуется изменить сложившийся десятилетиями образ жизни человека. Суть этого изменения в переходе от ничем не сдерживаемого расширения производства и потребления к принципу умеренности и достаточности для полноценного развития человека. Приоритеты общественного производства и потребления должны перейти от материальной сферы к сфере духовного производства и потребления.

Международные аспекты этики самоограничения.

  • Примерно к началу 70-х годов общество осознало необходимость консолидации усилий в направлении развития различных аспектов самоограничивающего поведения. Это ознаменовалось созданием ряда международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, и т.д.) и заключением целого ряда 2-х сторонних и многосторонних договоров по охране природы и сбережению природных ресурсов.
  • Оказалось, что целый ряд решений в сфере сберегающих технологий требует развития фундаментальной науки в направлении поиска новых энергетических ресурсов, сохранения природного водного баланса и т.д., эти исследования оказались очень дорогостоящими. Появилась необходимость создания международных исследовательских центров с коллективным финансированием от стран – участниц.
  • Освоение мировоззрения, связанного с сохранением окружающей среды, потребовало серьёзной корректировки деятельности СМИ со стороны таких организаций, как ЮНЕСКО. Был создан экологический туризм, массовое производство питьевой воды.
В ряде университетов открыли отделения подготовки специалистов по данной проблематике, во всех странах началось массовое принятие природоохранных кодексов и законов. Началось сращивание правового воспитания сознания населения с экологическим сознанием.

.

Обратно в раздел культурология 

footerdoc.php"; ?>