Информация по предмету Медицина, физкультура, здравоохранение

  • 2521. Методика и динамика физической подготовленности школьников, занимающихся волейболом на начальном этапе обучения
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    1. с.

    1. Азарова И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста в связи с критическими периодами развития двигательной функции: Автореф. канд. дис. Омск, 1983. - 24 с.
    2. . Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоров'я, 1987. - 223 с.
    3. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф. дис. М., 1979. - 26 с.
    4. Кузнецова З.И. Физическая культура в школе. Методика уроков в 4-8-х классах. М., 1972. - 352 с.
    5. Лях В.И. Сенситивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте //Теория и практика физической культуры, 1990, №3, с. 15-18.
    6. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования //Теория и практика физической культуры, 1995, №11, с. 6
    7. Нестеров В.А., Мызан Г.И., Чекулаев Н.Н. Особенности формирования физического статуса школьников в различных климато-географических условиях //Матер, регион. научн. конф., поев. 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Хабаровск, 1995, с. 71-73.
    8. Чекулаев Н.Н., Мызан Г.И. Сенситивные периоды развития физических способностей школьников Хабаровского края //Физическая культура и здоровье детей Дальнего Востока. Хабаровск, 1996, с. 77-79.
    9. Бальсевич В.К. Здоровье в движении / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт, 1998. 352 с.
    10. Бинчук Н.Н. Избранные психологические произведения / Н.Н. Бинчук. М.: Педагогика, 1992. 462 с.
    11. Гуревич Н.М. Психогигиена спортивной деятельности / Н.М. Гуревич. Киев.: Виша школа, 1998. 286 с.
    12. Годик М.А. Спортивная метрология / М.А. Годик. / М.: Физкультура и спорт, 1988. 191 с.
    13. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста / А. Б. Гандельсман, Д.М. Смирнов. М.: Просвещение, 1986. 398 с.
    14. Ермоленко Я.В. Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Я.В. Ермоленко. М.: ГЦОЛИФК, 1989. 234 с.
    15. Лёвушкин С.П. Стандарты физической подготовленности школьников г. Ульяновска / С.П. Лёвушкин, О.Ф. Жуков. Ульяновск.: Ульяновск УИПК ПРО, 2004. 32 с.
    16. Карпман В.Л. Программированное обучение за рубежом / В.Л. Карпман. М.: Просвещение, 1981. 248 с.
    17. Кашин А.П. Некоторые аспекты автоматизации обучения. В ст.: Программированное обучение за рубежом / А.П. Кашин. М.: Просвещение, 1981. 248 с.
    18. Каменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Каменский. - М.: Учпедгиз, 1981. 354 с.
    19. Кузнецова З.И. Автореф. дис. ... канд. пед наук / З.И. Кузнецова. М.: ГЦОЛИФК, 1964. 123 с.
    20. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьника / З.И. Кузнецова. М.: Просвещение, 1977. 341 с.
    21. Кофман Л.Б Контроль уровня физической подготовленности и состояния здоровья учащихся / Л.Б. Кофман, В.П. Панаева, Е.А. Разумовский. М.: Советский спорт, 1994. 462 с.
    22. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. М.: Советский спорт, 2004. 463 с.
    23. Лукьяненко В.П. Проблемы организации физического воспитания школьников / В.П. Лукьяненко. WWW.lib.sportedu.ru/ TPFK/
    24. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. 483 с.
    25. Начинская С.В. Спортивная метрология / С.В. Начинская. М.: Академия, 2005. 238 с.
    26. Поцелдем А.А. Физкультура в школе формирование у школьников умений и навыков / А.А. Поцелдем. М.: Просвещение, 1992. 278 с.
    27. Сермеев Б.В. Определение физической подготовленности школьников / Б. В. Сермеев. М.: Педагогика, 1993. 357 с.
    28. Харабуги Г.Д. Теория физического воспитания / Г.Д. Харабуги. М.: Физкультура и спорт, 1974. 423 с.
    29. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: "Знание", 1996. 308 с
    30. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с
    31. Косицкий Г.И. Физиология человека. М.: Медицина, 1985.
    32. Хрипкова А.А. Возрастная физиология. М.: Просвещение, 1978.
  • 2522. Методика и особенности самостоятельных занятий
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вызвать в организме явления перенапряжения. При дозировании физической нагрузки, регулировании интенсивности ее воздействия на организм необходимо учитывать следующие факторы:

    1. количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;
    2. амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает;
    3. исходное положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. К ней относятся: изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнений (стоя, сидя, лежа), применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимнастических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм, изменение положения центра тяжести тела по отношению к опоре;
    4. величина и количество участвующих в упражнении мышечных групп. Чем больше мышц участвует в выполнении упражнения, чем они крупнее по массе, тем значительнее физическая нагрузка;
    5. темп выполнения упражнений может быть медленным, средним, быстрым. В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых медленный темп;
    6. степень сложности упражнения зависит от количества участвующих в упражнении мышечных групп и от координации их деятельности. Сложные упражнения требуют усиленного внимания, что создает значительную эмоциональную нагрузку и приводит к более быстрому утомлению;
    7. степень и характер мышечного напряжения. При максимальных напряжениях мышцы недостаточно снабжаются кислородом и питательными веществами, быстро нарастает утомление.
    8. мощность мышечной работы (количество работы в единицу времени) зависит от времени ее выполнения, развиваемой скорости и силы при движении. Чем больше мощность, тем выше физическая нагрузка;
    9. продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями. Более продолжительный отдых способствует более полному восстановлению организма. По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными.
  • 2523. Методика искусственной вентиляции легких
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    Предположим, что это не так и что скорость равномерного газотока одинакова на протяжении всего акта дыхания (но при вдохе он направлен в легкие, л при выдохе из них) и равна 10 л/мин (167 мл/с). При частоте дыхания 20 в минуту на каждый цикл приходится 3 с, причем на вдох расходуется только часть этого времени, допустим 1,5 с. За это время при объемной скорости газотока 167 мл/с в легкие поступит ДО, равный 250 мл (а в альвеолы с учетом 150 мл мертвого пространства только 100 мл). Из этого следует, что ЧД 20 в минуту и скорость газотока в дыхательных путях (этот показатель не следует путать со скоростью подачи свежего газа через дозиметры) 10 л/мин обеспечивает МОД 5 л и МАВ 2 л, что, конечно, недостаточно для человека со средней массой тела. При той же ЧД (20 в минуту) и скорости газотока 20 л/мин ИЗ мл/с) дыхательный объем, МОД и МАЕ будут равны соответственно "О мл, 10 и 7 л, что приближается к среднему физиологическому оптимуму. Однако этот результат мы получили, приняв, что газоток равномерен и скорость его одинакова на протяжении всей фазы вдоха и выдоха. В действительности же, как было указано, максимальный газоток развивается только на протяжении части фазы. Кроме того, мы приняли, что вдох и выдох одинаковы и равны каждый половине дыхательного цикла (по 1,5 с). Между тем при спонтанном дыхании (а при ИВЛ это детается искусственно) соотношение продолжительности вдоха и выдоха составляет при первом способе дыхания 11,25, а при втором чаще всего 12. Следовательно, чтобы обеспечить достаточный объем ИВЛ при ЧД 20 в минуту, объемная скорость газотока должна быть выше 20 л/мин Эта величина еще более возрастает при ЧД менее 20 в минуту.

  • 2524. Методика клинического исследования хирургически больных животных
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    Анамнез собирают путем опроса лиц, доставивших больное животное, и изучения сопроводительной документации. При опросе особое внимание обращают на выяснение следующих моментов: 1) при каких условиях возникло заболевание; 2) когда заболело животное и как протекало заболевание; 3) какое применялось лечение; 4) каковы условия содержания и кормления животного и уход за ним. Полученные при сборе анамнеза данные позволяют сделать предположения о причинах, давности и клиническом проявлении заболевания, о его характере (воспаление, травма, новообразование и др.) и течении (острое, хроническое). С учетом результатов опроса и клинического исследования также определяют как фазу заживления раны, так и степень бактериального воздействия на организм раненого животного.

  • 2525. Методика обучения барьерному бегу детей на этапе начальной подготовки
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    б) учитывая высокую приспосабливаемость действий детей, при их обучении следует особое внимание уделять условиям, побуждающим к этим действиям, то есть расстановке барьеров и активизирующему фактору деятельности скорости бега.

    1. Для того, чтобы дети воспринимали барьерный бег с предусмотренным количеством шагов как наиболее удобный и обязательный способ передвижения, целесообразно первый три занятия провести при такой расстановке, которая не вызывала бы у детей особых затруднений. Дальнейшие усложнения условий барьерной ситуации в пределах, позволяющих детям сохранять три шага между барьерами, является одним из способов, побуждающих детей к совершенствованию движений.
    2. На занятиях по барьерному бегу внимание детей обращается на самые общие, ведущие элементы движения, легко поддающиеся контролю. Обучение проводится в последовательности, позволяющей детям самим настраиваться на выполнение упражнения.
  • 2526. Методика обучения дошкольников элементам спортивным игр. Овладение элементами игры в баскетбол детьми старшего дошкольного возраста
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают расiитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки.

  • 2527. Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега способом "Фосбери тАУ флоп" детей 13-15 лет на эта...
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    Последовательность применения средств обучения:

    1. Имитация маховых движений рук в отталкивании.
    2. Имитация махового движения тАЬсвободнойтАЭ ноги в отталкивании.
    3. Имитация маховых движений тАЬсвободнойтАЭ ноги и рук в отталкивании.
    4. Выпрыгивание вверх, перекатываясь с пятки на носок на каждый шаг.
    5. Выпрыгивание вверх, перекатываясь с пятки носок с акцентом на толчковую ногу.
    6. Тоже, что упражнение 5 по кругу.
    7. Тоже, что упражнение 5, по дугообразному разбегу.
    8. Два выпрыгивания вверх с акцентом на толчковую ногу по дугообразному разбегу, после 3-го выпрыгивания запрыгнуть в положение сидя на стопку матов.
    9. Тоже, что и упражнение 8, запрыгнуть в положение перехода через планку на стопку матов.
    10. Тоже, что и упражнение 8, с преодолением планки.
    11. По прямой три выпрыгивания вверх, перекатываясь с пятки на носок с акцентом на толчковую ногу три беговых шага, выпрыгивание вверх вперед.
    12. Тоже, что упражнение 11, по дугообразному разбегу. После выполнения трех беговых шагов выпрыгнуть вперед-вверх вдоль планки, установленной на уровне роста спортсмена.
    13. Тоже, что упражнение 11. После выполнения трех беговых шагов запрыгнуть на стопку матов в положение сидя.
    14. Тоже, что и упражнение 11. После выполнения трех беговых шагов запрыгнуть на стопку матов в положение перехода через планку.
    15. Тоже, что и упражнение 11. После выполнения трех беговых шагов отталкивание с последующим преодолением планки.
    16. В беге по прямой серийные выпрыгивания вверх на каждый третий шаг.
    17. Тоже, что и упражнение 16, в беге по кругу.
    18. Тоже, что и упражнение 16, по дугообразному разбегу, последнем отталкивании выпрыгивание вверх вперед вдоль планки, установленной на уровне роста спортсмена.
    19. Тоже, что и упражнение 16. После выполнения третьего отталкивания запрыгнуть на стопку матов в положение сидя.
    20. Тоже, что и упражнение 16. После выполнения третьего отталкивания запрыгнуть на стопку матов в положение перехода через планку.
    21. Тоже, что и упражнение 16. После выполнения третьего отталкивания преодолеть планку.
    22. По дугообразному разбегу с шести шагов подбега выполнить три беговых шага, выпрыгнуть вверх вперед вдоль планки, установленной на уровне роста спортсмена.
    23. Тоже, что и упражнение 22. После отталкивания запрыгнуть на стопку матов в положение сидя.
    24. Тоже, что и упражнение 22. После отталкивания запрыгнуть на стопку матов в положение перехода через планку.
    25. Тоже, что и упражнение 22. После отталкивания преодолеть планку. В дальнейшем постепенно увеличивать длину шести шагов подбега до стандартных беговых шагов, удобных для каждого спортсмена, сохраняя при этом набегание на последних перед отталкиванием трех шагах.
  • 2528. Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега способом Фосбери - флоп детей 13-15 лет.
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    Технику прыжка в высоту следует понимать как систему движения, направленную на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил (активных, упругих, реактивных и инерционных) iелью наиболее полного и эффективного использования двигательных возможностей спортсмена для достижения наиболее высоко спортивного результата. Чем совершеннее техника прыжка в высоту, тем в большей мере прыгун использует инерционные силы разбега и перемещение маховых звеньев тела, реактивные силы взаимодействия с опорой и энергию упругой деформации растяжения, участвующих в отталкивании предварительно напряженных мышц, для проявления в отталкивании усилий максимальной мощности, обеспечивающих высокую начальную скорость и оптимальный угол вылета, определяющих в конечном iете конечную высоту вылета общего центра тяжести тела спортсмена.

  • 2529. Методика проведения массажа при заболеваниях желудочно-кишечного тракта
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    О полезных свойствах массажа можно рассказывать долго, остановлюсь на некоторых:

    • массаж уменьшает напряжение мышц, растяжение связок, судороги;
    • массаж дает больше энергии;
    • с помощью массажа выделяются эндорфины (естественные подавители боли);
    • с помощью диеты и упражнений массаж восстанавливает контуры тела и уменьшает подкожный жир;
    • мышцы становятся эластичными, что позволяет спортсменам тренироваться с большими нагрузками без опасности навредить себе;
    • помогает уменьшать отеки;
    • помогает укрепить спину и дополняет лечение у мануального терапевта;
    • увеличивает количество красных и белых клеток крови;
    • усиливает циркуляцию крови.
  • 2530. Методика проведения регионарной анестезии
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    Внутривенное местное обезболивание под жгутом было впервые произведено А. Биром в 1908 г. В дальнейшем этот метод использовался очень редко. Разработка и внедрение в практику методов внутрикостной регионарной анестезии являются заслугой советских хирургов [Крупко И.Л. и др., 1989]. Техника выполнения внутрикостной анестезии относительно проста. Обычно анестезию производят в положении больного на спине. Конечность приподнимают и выше уровня планируемой операции накладывают жгут или эластичный бинт iелью полного выключения кровообращения в ней. Затем намечают место внутрикостного введения анестетика (мыщелки бедренной, плечевой, большеберцовой костей, некоторые кости кисти и стопы, имеющие губчатую структуру). Сначала анестезируют кожу, подкожную жировую клетчатку и надкостницу. Затем осторожными вращательными движениями вводят в губчатое вещество кости иглу с мандреном, которая после продвижения приобретает хорошо фиксированное положение. Игла должна быть длиной около 6 см, диаметром от 1 до 1,5 мм и срезом на конце под углом 45°. После удаления мандрена поршень шприца с усилием подтягивают iелью отсасывания находящегося вокруг иглы костного мозга. Затем приступают к введению раствора анестетика. Начало инъекции может вызывать выраженные болевые ощущения. Используют 0,5% раствор новокаина, тримекаина или ксикаина. Количество раствора зависит от уровня наложения жгута. При операциях на кисти и предплечье необходимо 5070 мл, при операциях на стопе и голени -от 60 до 80 мл. Рассматриваемый метод наиболее эффективен при операциях на дистальных сегментах конечностей.

  • 2531. Методика самостоятельных занятий физическими упражнениями
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вызвать в организме явления перенапряжения. При дозировании физической нагрузки, регулировании интенсивности ее воздействия на организм необходимо учитывать следующие факторы:

    1. количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;
    2. амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает;
    3. исходное положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. К ней относятся: изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнений (стоя, сидя, лежа), применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимнастических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм, изменение положения центра тяжести тела по отношению к опоре;
    4. величина и количество участвующих в упражнении мышечных групп. Чем больше мышц участвует в выполнении упражнения, чем они крупнее по массе, тем значительнее физическая нагрузка;
    5. темп выполнения упражнений может быть медленным, средним, быстрым. В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых медленный темп;
    6. степень сложности упражнения зависит от количества участвующих в упражнении мышечных групп и от координации их деятельности. Сложные упражнения требуют усиленного внимания, что создает значительную эмоциональную нагрузку и приводит к более быстрому утомлению;
    7. степень и характер мышечного напряжения. При максимальных напряжениях мышцы недостаточно снабжаются кислородом и питательными веществами, быстро нарастает утомление.
    8. мощность мышечной работы (количество работы в единицу времени) зависит от времени ее выполнения, развиваемой скорости и силы при движении. Чем больше мощность, тем выше физическая нагрузка;
    9. продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями. Более продолжительный отдых способствует более полному восстановлению организма. По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными.
  • 2532. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.

  • 2533. Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиен...
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.

  • 2534. Методика электросонтерапии
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    Электросонтерапия метод нейротропной терапии, в основе которого лежит воздействие на ЦНС пациента постоянным импульсным током (преимущественно прямоугольной формы) низкой частоты (1-160 Гц) и малой силы (до 10 мА) с короткой длительностью импульсов (0,2-0,5 мс). В основу метода легли исследования, посвященные изучению действия электрического тока на мозг человека и животных, учение И.П. Павлова об охранительном торможении в ЦНС под влиянием слабых ритмических раздражителей, а также учение Н.Е. Введенского о парабиозе. Импульсный ток указанных параметров при воздействиях по глазнично-затылочной методике вызывает состояние, близкое к физиологическому сну (электросон). Действие электросна складывается из рефлекторного и непосредственного, прямого влияния тока на образования мозга. При этом ток проникает через отверстия глазниц в мозг, распространяется по ходу сосудов и достигает чувствительных ядер черепных нервов, гипофиза, гипоталамуса, ретикулярной формации и других структур головного мозга. Ведущим является нервно-рефлекторный механизм действия электросна, связанный с раздражением такой важной рефлексогенной зоны, как кожа глазниц и верхнего века, которое затем по рефлекторной дуге через гассеров узел передается в таламус и далее в кору головного мозга. Сочетание рефлекторного влияния с рецепторного аппарата с непосредственным действием тока на мозг обеспечивает подавление активирующего влияния ретикулярной формации среднего мозга и нейронов голубого пятна на кору и активацию лимбических образований, в частности гиппокампа (рис.). В результате развивается особое психофизиологическое состояние организма, при котором восстанавливаются нарушения эмоционального, вегетативного и гуморального равновесия. Это обеспечивает положительное действие электросна при таких заболеваниях, как неврозы, артериальная гипертензия, гипотония, язвенная болезнь, бронхиальная астма, гормональные диiункции. Он оказывает регулирующее, нормализующее влияние на функции вегетативных и соматических систем, причем независимо от того, были ли эти функции патологически усилены или ослаблены до лечения. Это проявляется в снижении сосудистого тонуса, усилении транспортных процессов, повышении кислородной емкости крови, стимуляции кроветворения и иммунобиологических процессов, нормализации свертываемости крови, восстановлении гомеостаза. Происходит углубление и урежение внешнего дыхания, активируется секреторная функция желудочно-кишечного тракта, улучшается деятельность выделительной и половой систем. Электросон способствует восстановлению нарушенного углеводного, липидного, белкового и минерального обменов, активирует гормоно-продуктивную функцию эндокринных желез. Под влиянием прямоугольного импульсного тока в мозге происходит стимуляция выработки серотонина и эндорфинов, что может объяснить снижение условно-рефлекторной деятельности и эмоциональной активности, седативное и болеутоляющее действие электросна. Высказывается также предположение о том, что в механизме лечебного действия электросна имеет место способность нейронов головного мозга усваивать определенный ритм импульсного тока, что делает весьма заманчивой перспективу биоуправления электрической активностью мозга в желаемом направлении.

  • 2535. Методические материалы для работы по профилактике борьбы с курением и с вредными привычками
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    Организм каждого человека сопротивляется вредным влиянием по разному. Даже питаемся мы различно. Устойчивость организма зависит от многих факторов, в том числе и от поведения родителей. Дети родившиеся в семьях, где курит хотя бы один родитель, чаще болеют, имеют меньший вес. Поэтому и возникают мифы, удобные для курильщиков и компаний, производящих табачные изделия, что можно курить и прожить достаточно долго. Но это, не более чем миф. Правда заключается в том, что курение в среднем отнимает около 7 лет жизни. Смертность среди курильщиков в 3 раза выше, чем среди некурящих. Неспроста средняя продолжительности жизни мужчин на целых 15 лет меньше, чем женщин. По данным Минздрава России курят 70% мужчин и 40% женщин. Среди курящих уровень смертности напрямую зависит от количества ежедневно выкуриваемых сигарет, продолжительности периода курения, сорта сигарет. Дешевые сигареты (типа Прима) содержат темные сорта табака вызывающие помимо всего прочего и поражения слизистой ротовой полости. В этой связи курильщиков можно сравнить с игроками в тАЬрусскую рулеткутАЭ, там ведь тоже кое-кому удается выжить, точно так же и некоторым курильщикам удается дожить до преклонного возраста, но ценой каких усилий и затрат своих, близких. Здесь уместно вспомнить бессмертные строки из тАЬЕвгения ОнегинатАЭ: тАЬНо боже мой какая скука с больным сидеть и день, и ночь. Не отходя и шагу прочь. Какое низкое коварство полуживого забавлять. Ему подушки поправлять. Печально подносить лекарства. Сидеть и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя?тАЭ. Да и шансов умереть раньше времени все же больше у курильщиков, чем у игроков в тАЬрусскую рулеткутАЭ.

  • 2536. Методические основы производственной физической культуры
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    ППФП раздел физического воспитания, предусматривающий предварительную специализированную психофизическую подготовку человека к будущей профессиональной деятельности на стадии профессионального обучения, что подробно изложено в гл. 10. Однако иногда специалистам требуется дополнительная психофизическая подготовка, которая может осуществляться в режиме рабочего дня. Такие виды работ, как аэровизуальное дешифрирование местности у геодезистов, гляциологов, выполнение некоторых геофизических, геологических и других работ в горной, таежной местности, требуют непосредственной подготовки тех, кому она поручена. Специальная тренировка вестибулярного аппарата, альпинистская подготовка, тренировка в прикладных способах плавания (подводное плавание) в ряде случаев облегчают задачу эффективного и безопасного выполнения профессиональных видов работ. Такая ППФП специалистов должна быть включена в общий план подготовки к выполнению этих специфических видов работ и может осуществляться за iет рабочего времени исполнителя. Подобные виды ППФП целесообразно проводить именно на производстве, а не в вузе. Это связано с тем, что просто нерационально готовить всех студентов соответствующего факультета к достаточно редким профессиональным видам работ или условиям их выполнения. Методика же такой подготовки на производстве принципиально не отличается от ППФП студентов.

  • 2537. Методические особенности проведения физической культуры
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

  • 2538. Методические рекомендации по проведению тренировок на комплексе АКУП-1
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    Признаки группового обучения:

    1. Курсанты делятся на небольшие группы, как правило, от трех до шести человек. Эти группы совместно работают над решением определенных теоретических или практических задач, в том числе и на самостоятельной подготовке.
    2. Состав группы постоянен на определенном этапе обучения.
    3. Работой руководит старший, функции которого курсанты выполняют поочередно iелью научится, и руководить и подчинятся.
    4. Все группы работают на занятии под руководством преподавателя, при этом возможно использование двух вариантов:
    5. решение каждой группой одних и тех же задач;
    6. решение каждой группой отдельной задачи.
    7. Форма групповой работы может использоваться наряду с коллективным обучением, как в течение всего учебного года, так и на определенных занятиях по решению преподавателя.
    8. Оценка выставляется индивидуально каждому курсанту.
    9. Результаты, полученные группой, комментирует один из курсантов, как правило, наименее подготовленный. В случае необходимости его ответ дополняют остальные члены группы.
  • 2539. Методологические основы гигиены
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    При этом обнаружилось одна важная в практическом плане особенность. Выяснилось, что для составления прогноза в ряде случаев не обязательно знать все причины явлений. Достаточно было выяснить связь между ними, доказать, что она не случайна, имеет устойчивый характер, достаточную силу и предшествует заболеванию. Более того, оказалось, что можно влиять на возникновение болезней в будущем, не имея точного теоретического описания их этиологических факторов. Нередко путем эмпирического подбора разных вариантов удавалось нащупывать такие способы воздействия, которые предупреждали возникновение в будущем нежелательных явлений. Отправными ориентирами поиска при этом и его текущими вехами служили те же факторы риска. Практика выступала впереди теории, стимулируя ее развитие, в то же время обеспечивая решение собственных задач эмпирическими методами. Классическим примером служит предупреждение в прошлом веке распространения холеры в Лондоне задолго до открытия ее вибриона. Это было сделано на основании наблюдений И.Сноу, показавших необходимость изоляции одного из городских источников водоснабжения. В этом случае употребление воды из данного источника являлось фактором риска распространения холеры, поскольку ассоциировалось с заболеванием настолько, что могло использоваться как индикатор для его прогнозирования и как ориентир, намечающий путь профилактического вмешательства. По аналогии всякое свойство, которое способно предсказывать заболевание или подсказывать способы борьбы с ним, осознается человеком как фактор риска.

  • 2540. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса
    Другое Медицина, физкультура, здравоохранение

    9 Анализ перспективы и прогноз - необходимые условия для оптимального целеполагания, планирования, программирования, проектирования и управления любым явлением или процессом. Под прогнозированием понимается разработка "вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем; в узком значении - специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления" [22, c. 533]. Прогноз управляемых (большей частью социальных) явлений методологически ориентируется "на оценку вероятного (при условии сохранения наблюдаемых тенденций) и желательного (при условии заранее заданных норм) состояния объекта iелью оптимизации принимаемых решений [там же]. На основании вышеизложенного под перспективой мы понимаем то, что реально может произойти и/или желательно, чтобы произошло, в гимнастике (или в других видах спорта, или в большом спорте вообще) с учетом изменяющихся тенденций развития, а под прогнозом - то, что будет происходить с достаточно высокой степенью вероятности (при сохраняющихся тенденциях), исходя из сравнительного анализа параметров того, что было, с тем, что есть в настоящее время. Перспективно-прогностический подход в качестве обязательных процедур постулирует "забегание вперед" и "заглядывание в будущее" (в том числе и достаточно отдаленное). Это осуществляется посредством многомерного моделирования, проектирования, экстраполяции и экспертизы потребного будущего (термин введен Н.А. Бернштейном, 1947) в различном масштабе времени. Тактическое программирование и выработка управляющих решений производятся на основе сравнительного анализа параметров текущего состояния гимнастов с серией предшествующих, ожидаемых и целевых. Особо подчер-кнем, что все это представляет собой не разрозненные одноразовые акты, а определенным образом квантованный процесс постоянной ориентации на усложняющуюся с течением времени гимнастическую перспективу , прежде всего в двигательном и спортивно-техническом аспектах.