Курсовой проект по предмету Юриспруденция, право, государство 

Курсовой проект по предмету Юриспруденция, право, государство

  • 961. Информационная безопасность личности
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    Доктрина информационной безопасности РФ трактует понятие «информационная безопасность» как «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной iере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Авторы доктрины вполне закономерно связали информационную безопасность личности с ее интересами в области информации, но трактуют данные интересы, по нашему мнению достаточно узко: «Интересы личности в информационной iере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность». То есть каждый гражданин должен иметь доступ к легальной информации, может использовать информацию в целях своего всестороннего развития, и защищать информацию, связанную с личной безопасностью гражданина. Таким образом, полностью игнорируется проблема, связанная с разнообразным информационным воздействием на психику человека, и те негативные последствия, которые могут за этим воздействием последовать. В специальной литературе описаны случаи тяжелых форм зависимости связанные с взаимодействием человека глобальными информационными сетями, разнообразные формы игромании, правонарушения, связанные с воздействием информации на личность подростка.

  • 962. Информационная безопасность России
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    Собственно iера информационной безопасности в значительной мере связана с обеспечением учета, анализа причин возникновения конфликтов и угроз налаженному порядку отношений как в открытой, так и в ограниченной но доступу iере информатики. Здесь видна непосредственная связь со всем спектром национальной безопасности и информационным его обеспечением. Специалисты отмечают следующий набор причин обострения безопасности: вызов, риск, угроза, опасность, страх. Вызовы могут исходить из внутренней среды государства (реформы, преобразования в темпах, которые общество не успевает переварить), а также из среды внешней - монополизация, приоритеты в iере производства, потребления, влекущие нарушение внутренних балансов или излишнее напряжение в той или иной iере развития. Кроме того, риски в значительной мере сопряжены с неупорядоченностью отношений. Так можно рассматривать каждую позицию с профессиональной точки зрения и на этом строить систему обеспечения безопасности. Отметим только, что позиция обороны, снятия последствий мало продуктивна. Преимущество обеспечения безопасности все же коренится в области профилактики и создания нормального течения процессов. Эти рассуждения важны для расстановки акцентов в правовой работе, и в первую очередь в нормотворческой деятельности соответствующих органов государственной власти. Решение проблем информационной безопасности предполагает и наличие общего правового регулирования отношений в рассматриваемой iере, на основе которого создаются условия нормального режима работы и отношений, исключающие или сокращающие угрозы, опасность правонарушений. Если исходить из понимания безопасности как создание определенного состояния системы, то задача обеспечения безопасности достигается в процессе создания нормального состояния информационных ресурсов, состоянии реализации права на информацию различных субъектов, развития инфраструктуры информатизации и т.д. Следовательно, в каждом предметном направлении правового регулирования и формирования нормативно-правовой основы совмещаются задачи создания условий бесконфликтных отношений участников и одновременно условий предотвращения отступлении от нормы, выявления угроз и опасностей по каждому направлению, а также по формированию механизмов реагирования на реализуемые отступления от установленных правил. В целях анализа полноты, эффективности норм, обеспечивающих выявление угроз, правонарушений (что свидетельствует об опасности), применения мер ответственности в этих случаях в структуре направлений правового регулирования, возможно выделить «обеспечение информационной безопасности». Но в самом законодательстве обозначить границу между актами и нормами, посвященными отдельно общему регулированию отношений и обеспечению безопасности в информационной iере почти невозможно. Каждый закон, каждый иной нормативный акт содержит нормы, обеспечивающие правила, порядок отношений, соблюдение которых создает состояние безопасности, а нарушение или отступление от них - условия угрозы или реального правонарушения. Если в организационных и технических мерах возможно выделить специально предназначенные для реализации обеспечения безопасности, защиты от угроз внутренних и внешних, то в правовых отношениях материя не поддается такому механическому разделению. Представляется, что каждый правовой акт может быть оценен не только с позиций позитивного установления правил поведения или отношений, но и с позиций его потенциала предотвращения нарушений. Для достижения целей безопасности чаще применяются запретительные нормы, условия ограничения дозволенного. Известно, что состав правонарушений и санкции помещаются в соответствующие кодексы, нормы которых не всегда гармонизированы с нормами регулятивного характера. Много проблем связано и с механизмами выявления, фиксации правонарушений, их расследования, с осуществлением экспертиз и судебного разрешения дел. Здесь формируется область ответственности, которую можно рассматривать как наиболее самостоятельную область правового обеспечения безопасности: пресечение нарушения, восстановление нарушенного права, выбор меры наказания и т.д. В связи с этим в области правового обеспечения информационной безопасности первостепенное значение приобретают нормы процессуального права. Можно отметить, что эффективность законодательства определяется полноценностью его регулятивной части - той части норм, которые создают ясность у участников определенных отношений, как они должны действовать в той или иной ситуации, какими правами и обязанностями они наделены от имени государства или своего контрагента (партнера). В этих целях всякий раз необходимо знать о наличии нормативной основы для тех или иных отношений. Обращение практики к массиву действующего законодательства и подзаконных актов в информационной iере часто завершается установлением неполноты, несогласованности, а порой и противоречивости нормативно-правовой основы.

  • 963. Информационная безопасность, стандарты информационной безопасности
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    Основными функциями системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

    • разработка нормативной правовой базы в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
    • создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом деятельность в информационной iере;
    • определение и поддержание баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;
    • оценка состояния информационной безопасности Российской Федерации, выявление источников внутренних и внешних угроз информационной безопасности, определение приоритетных направлений предотвращения, отражения и нейтрализации этих угроз;
    • координация деятельности федеральных органов государственной власти и других государственных органов, решающих задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
    • предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные интересы граждан, общества и государства в информационной iере, на осуществление судопроизводства по делам о преступлениях в этой области;
    • развитие отечественной информационной инфраструктуры, а также индустрии телекоммуникационных и информационных средств, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке;
    • проведение единой технической политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
    • организация фундаментальных и прикладных научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
    • защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;
    • обеспечение контроля за созданием и использованием средств защиты информации посредством обязательного лицензирования деятельности в данной iере и сертификации средств защиты информации;
    • осуществление международного сотрудничества в iере обеспечения информационной безопасности, представление интересов Российской Федерации в соответствующих международных организациях.
  • 964. Информационное обеспечение муниципального управления
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    В муниципальном менеджменте существует проблема отсутствия комплексной системы управления территорией для обеспечения устойчивого развития муниципального образования (далее МО) в условиях нестабильности внешней среды. Необходима модель, объединяющая различные методики, механизмы и инструменты специальных экономических и отраслевых наук, адаптированные к муниципальному менеджменту. Она позволит структурировать деятельность муниципального менеджера для целенаправленного и упорядоченного воздействия на сложный объект, каким является МО. При определении муниципальной системы возникает проблема разграничения: что является объектом управления, а что - лишь внешней средой ближайшего окружения. Например, могут ли iитаться объектом муниципальных воздействий частные коммерческие предприятия, находящиеся на территории, и в какой степени? Другая сторона вопроса заключается в четком определении субъекта системы: кто является муниципальным менеджером, в чем отличия муниципального, местного, территориального управления и самоуправления? Сложность управления МО заключается еще и в том, что объектом муниципального управления являются, с одной стороны, функциональные подсистемы самой администрации (кадровая, финансовая, информационная), а с другой (полностью или частично, в зависимости от формы собственности) - объекты здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительные органы, предприятия жизнеобеспечения (ЖКХ), городского пассажирского транспорта, малого бизнеса, кредитные и страховые учреждения и другие организации. Муниципальная система в РФ отличается многофункциональностью, потому что большинство отраслевых комплексов (ЖКХ, здравоохранение, образование) являются государственными или муниципальными предприятиями, учреждениями. Такое положение может отличаться от практики муниципального управления в других странах. Например, в США большинство отраслей ЖКХ не находятся в компетенции управления муниципальных органов, в iере образования существуют школьные районы ("дистрикты"), не совпадающие с административным делением и не подчиненные муниципалитетам.

  • 965. Информационное обеспечение органов местного самоуправления
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    К основным направлениям деятельности по обеспечению информационной безопасности региона, iормулированным на основе анализа содержания Концепции информационной безопасности Российской Федерации, а также Концепции обеспечения безопасности и устойчивого развития Воронежской области, на наш взгляд, относятся:

    • формирование, наращивание и рациональное управление государственными и муниципальными информационными ресурсами;
    • выявление угроз информационной безопасности и их источников;
    • обеспечение информационных прав личности, общества, органов государственной власти и местного самоуправления, их защита от негативных информационных воздействий, т. е. организация информационного обмена с внешней средой, не наносящего ущерб безопасности субъектам региона и субъектам внешней (по отношению к региону) среды;
    • защита информации, отнесенной в законном порядке к категории ограниченного доступа (составляющей тайну), от угроз ее утечки к недружественным субъектам, в том числе в результате незаконного ведения технической разведки и несанкционированного доступа к информации;
    • защита информации (независимо от категории доступа к ней и формы представления) от угроз нежелательных, несанкционированных и непреднамеренных воздействий.
  • 966. Информационное обеспечение таможенной iеры Республики Беларусь
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    Проблему обеспечения информационной безопасности на сегодняшний день можно решить путём создания и внедрения систем электронных документов основанных на технологии их защиты электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Закон республики Беларусь «Об электронном документе» [3] даёт следующее определение ЭЦП. Это набор символов, вырабатываемый средствами электронной цифровой подписи (т.е. программными и техническими средствами, обеспечивающими выработку и проверку электронной цифровой подписи и имеющими сертификат соответствия требованиям технических нормативно правовых актов в области технического нормирования и стандартизации) и являющийся неотъемлемой частью электронного документа. Иными словами, это некая последовательность символов, полученная по определённым правилам и алгоритмам. ЭЦП используется в качестве аналога собственноручной подписи для придания документу юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе, подписанного правомочным лицом и скреплённого печатью. ЭЦП эффективное решение для всех, в том числе и для государственного таможенного комитета (ГТК), кто не хочет ждать прихода фельдъегерской или курьерской почты издалека, чтобы проверить подлинность полученной информации. Например, потребность подтверждения об уплате таможенных платежей декларантом, ГТК должен получить соответствующее подтверждение из банка о внесении платежа, которое на бумажном носителе подписывается уполномоченным лицом банка. Далее это подтверждение посредством всё той же курьерской или фельдъегерской почты, поступает в ГТК. Если же банк воспользуется ЭЦП, удостоверив ею электронное подтверждение о внесении платежей, то процедура займёт гораздо меньше времени [12].

  • 967. Информационное общество: понятие и тенденции
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

     

    1. ВВЕДЕНИЕ
    2. Основная часть. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И ТЕНДЕНЦИИ
    3. Понятие и сущность информации
    4. Развитие представлений об информации
    5. Понятие и сущность информационного общества
    6. Причины и последствия информационных революций
    7. Возникновение и основные этапы развития информационного общества
    8. Информатизация общества в настоящее время
    9. Информационное общество и власть
    10. Компьютеризация современного общества
    11. Информационное неравенство современного общества
    12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    13. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  • 968. Информационные технологии в избирательном процессе
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    Нормативные акты

    1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. - 1993. - 25.12. - №237
    2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996 - № 25 - ст. 2954
    3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002 - № 1 (ч. 1), ст. 1.
    4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 17.06.2002. - № 24. - ст. 2253.
    5. О выборах президента Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 10.01.2003 № 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 13.01.2003. - № 2. - ст. 171.
    6. О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»: Федеральный закон РФ от 10.01.2003 № 20-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 13.01.2003. - № 2. - ст. 172.
    7. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 18.05.2005 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 23.05.2005. - № 21. - ст. 1919.
    8. О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»: Указ Президента РФ от 23.08.1994 № 1723 // Собрание законодательства РФ. - 29.08.1994. - № 18. - ст. 1723.
    9. Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»: Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 227 // Российская газета. - 1995. - 11.03. - № 50.
    10. Об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»: Указ Президента РФ от 18.08.1995 № 861 // Собрание законодательства РФ. - 21.08.1995. - № 34. - ст. 3443.
  • 969. Информация как объект правоотношений
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

     

    1. Бачило И.Л. О подходах к классификации законодательства в области информатики // НТИ. Сер. 1. - 2002. - № 5. - С. 13-18.
    2. Копылов В.А. Информационное право. - М.: Юристъ, 118 с.
    3. Копылов В.А. О систематизации и кодификации информационного законодательства и праве собственности на объекты информационных отношений // НТИ. Сер. 1. - 2002. - № 5. - С. 1-13.
    4. Кристальный Б.В. Вопросы развития законодательства iеры информатизации в России // Пробл. информатизации. - 1999. - № 3. - С. 28-32.
    5. Ларин М.В. Проблемы законодательного регулирования документаци-онного обеспечения управления в Российской Федерации // НТИ. Сер. 1. -2000. - № 4. - С. 22-24.
    6. Антокольский А.А. Правовое регулирование информационных объектов // Пробл. информатизации. 1999. № 3. С. 51-55.
    7. Бачило И.Л. Актуальные проблемы информационного права // НТИ Сер. 1. - 2001. - № 9. - С. 3-8.
    8. Бачило И.Л. Глобальная информатизация и право // Пробл. информатизации. 1999. № 3. - С. 10-19.
    9. Бачило И.Л. Информация объект права // НТИ. Сер. 1. 1999. №5.-С. 6-12.
    10. Копшов В.А. Информационное право. М.: Юристь, 1998. 320 с.
    11. Копылов В.А. Информация как объект правового регулирования // НТИ. Сер. 1. - 1996. - № 8. - С. 1-17.
    12. Копылов В.А. О системе информационного права // НТИ. Сер. 1. 2000. № 4. С. 1-9.
    13. Нисневич Ю.А. Информация как объект публичного права // НТИ. Сер. 1. - 2000. - № 4. - С. 12-17.
    14. Анисимов С.А. Некоторые информационные и правовые аспекты регулирования отношений в виртуальных средах // НТИ. Сер. 1. 2001. № 10. С. 27-30.
    15. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения : учеб. пособие. М.: Юристъ, 1997. 280 с.
    16. Волошенюк С.Н. Собственность на информацию и защита информации // НТИ. Сер. 1. - 1999. - № 5. - С. 13-14.
    17. Копылов В.А. Информационное право. М. : Юристъ, 1998. 320 с.
    18. Тиновицкая И.Д. Информационное право и информационные отношения // Пробл. информатизации. 1999. № 3. С.4550.
  • 970. Инфраструктура муниципального образования и муниципальная территория
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

     

    1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
    2. Европейская хартия о местном самоуправлении. Страсбург, Совет Европы, Отдел изданий и документов, 1990.
    3. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1 и II. М., 1995,1996.
    4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1997, №73-ФЗ.
    5. Жилищный кодекс РФ, 24.06.1983г. с изм. от 25.04.1995г.
    6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г.// СЗ РФ. 1998. №31.
    7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001, №136-ФЗ.
    8. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Российская газета. 1995. 1 сентября.
    9. Федеральный закон РiСР от 18 апреля 1991г. «О милиции»// ВСНД РФ. 1993. №10, 32).
    10. Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года.
    11. Федеральный закон от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»// СЗ РФ. 1995. №8.
    12. Федеральный закон от 14 апреля 1995 года «Об общественных объединениях.
    13. Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17 ноября 1995г. (СЗ РФ. 1995. №47).
    14. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (с изм. на 1 января 1999г.)// СЗ РФ. 1999. №2, №29.
    15. Федеральный закон от 10 декабря 1995г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения»// СЗ РФ. 1995. №50.
    16. Федеральный закон от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»// СЗ РФ. 1996. №3.
    17. Федеральный закон от 29 июля 2004г. №95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах»
    18. Федеральный закон от 20 августа 2004г. №120-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».
  • 971. Иные преступления в iере безопасности движения и эксплуатации транспорта
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    В зависимости от того, называет законодатель в определении преступления общественную опасность или противоправность в качестве признака преступления или нет, в науке уголовного права принято говорить о материальном, формальном либо материально-формальном определении преступления. В материальном определении преступления обязательно названа общественная опасность деяния и отсутствует указание на противоправность. В формальном определении преступления говорится о деянии, запрещенном уголовным законом, а общественная опасность как признак преступления не обозначена. В ст. 14 УК дано материально-формальное определение преступления: в нем наличествуют оба рассмотренных признака. Такое определение, указывая на закон как на источник признания деяний преступлением, объясняет основания отнесения их к уголовно противоправным деяниям общественной опасностью для личности, общества, государства. Кроме того, оно имеет большое практическое значение: действие или бездействие, в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, хотя формально и содержащее признаки предусмотренного УК преступления, таковым не является (ч. 2 ст. 14 УК).

  • 972. Ипотечный кризис в Соединенных Штатах Америки
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

     

    1. Нижегородцев Р. М. Мировой финансовый кризис. Причины, механизмы, последствия / Р.М.Нижегородцев, А.С.Стрелецкий. М.: Либроком, 2008 г. С.64.
    2. Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы / под ред. С.А. Синельникова-Мурылева. М.: ИЭПП, 2010. С. 707.
    3. Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой М.: ИНФРА-М, 2008. С. 640.
    4. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. И.П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 527.
    5. Аганбегян А. Г. Об особенностях современного мирового финансового кризиса и его последствий для России Деньги и кредит. 2008. №12. С.3 9.
    6. Динкевич А. И. Мировой финансово-экономический кризис: [опыт структурно-функционального анализа] // Деньги и кредит. 2009. № 10. С. 23 30.
    7. Егоров А. В. Адаптация российского финансового сектора к кризисной ситуации на мировом финансовом рынке // Деньги и кредит. 2009. № 8. С. 25 30.
    8. Ершов. М. Кризис 2008 года: «Момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России // Вопросы экономики. 2008. № 12. С.4 26.
    9. Кашин В. А. Мировой финансовый кризис: причины и последствия // Финансы. 2009. № 1. С.14 19.
    10. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Журнал «Вопросы экономики». 2009. №1. С.9 27.
    11. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Журнал «Вопросы экономики». 2009. №2. С.13 29.
    12. Кулешов В. В. Мировой финансовый кризис и его последствия для России // Эко. 2009. № 1. С.2 13.
    13. Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики. 2009. № 2. С.4 23.
    14. Нестеренко В. Ф. Экономический кризис или кризис мирового экономического порядка? // Банковское дело. 2008. № 4. С.44 50.
    15. Осадчая И. Кризис пришел. Что делать государству // Наука и жизнь. 2008. №12. С.13-24.
    16. Шаронов В. В. Мировой финансово-экономический кризис: причины и последствия // Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2 (59). С.43 59.
  • 973. Ирано-Иракская война 1980тАУ1988 годов
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    23 сентября в своем интервью журналистам в Иракском культурном центре в Париже Тарик Азиз выдвинул следующие условия прекращения боевых действий со стороны Ирака: 1) признание Ираном суверенитета и прав Ирака на его национальную территорию; 2) установление Ираном добрососедских отношений с Ираком и арабской нацией; 3) прекращение Ираном вмешательств во внутренние дела соседних стран; 4) прекращение Ираном всех актов агрессии. Если говорить более конкретно, то иракская сторона требовала признания прав Ирака на пограничную зону и акваторию Шатт эль-Араб, а также ухода Ирана с островов Абу-Муса и Большого и Малого Томба. Тарик Азиз заявил, что Ирак не желает затягивания конфликта, но это "не означает, что мы слабы, наша позиция крепка". 24 сентября министр иностранных дел Ирака Са'адун Хаммади направил письма в адрес председателя Совета Безопасности и Генерального секретаря ООН, в которых содержались объяснения позиции Ирака в его конфликте с Ираном. В них, в частности, отмечалось: "Ирак iитает, что пока Алжирское соглашение от 6 марта 1975 г. не признаётся/иранской стороной, оно аннулируется, исходя из статьи 4 этого соглашения. Ирак принял это решение, использовав все возможные мирные средства в течение последних трех лет, пытаясь убедить Иран придерживаться условий этого договора. Ирак твердо заявляет, что он не претендует на иранскую территорию и что он не желает объявления войны Ирану и расширения зоны боевых действий. Но Иран проявляет собственную инициативу, направленную на разжигание конфликта, вынуждая Ирак к отмщению путем атаки объектов, расположенных в глубине иранской территории. Наша цель состоит в защите интересов Ирака, района Залива и международного сообщества". Свою оценку причин войны и побудительных действий иракской стороны дал и Саддам Хусейн. "Все это случилось до 22 сентября 1980 года, которое некоторые iитают началом войны между Ираком и Ираном, в то время как война была начата... 4 сентября 1980 года". "Мы сражались, отвечая на агрессию". В своем выступлении 28 сентября 1980 г., опубликованном под заголовком "Ирак призывает к миру", он заявил: "Для защиты чести и суверенитета Ирака и его жизненных интересов надо было принять необходимые меры, чтобы сдержать агрессоров, утопающих в неграмотности, безрассудстве и черной ненависти, и поэтому нужно было обнажить иракский меч - меч Али, Халида, Са'ада, Ка'ка, чтобы нанести удар по этой тиранической клике, и чтобы преподать ей новый исторический урок, который вернет славу Кадисии, которая разбила самомнение Хосрова и высоко подняла исламские знамена над территорией района и уничтожила богохульство, агрессию и невежество". "Наши войска противостояли врагу так же, как противостоял зулфикар - меч нашего господина Али ибн Аби Талиба - язычникам в бессмертных боях мусульман". "Агрессивная клика, управляющая в Тегеране, не склонилась к миру,... но мы - внуки Али. Хусейна, Халида, и Са'ада - доказываем им, как мы доказали это 14 веков назад, что мы не ищущие войны, а поборники права, и что мы носители миссии". "Поэтому,... исходя из победоносной позиции над агрессивной хунтой в Тегеране, правнуками Хосрова и Рустама, мы объявляем,... что Ирак готов остановить бой,... и мы также готовы к переговорам с иранской стороной,... чтобы достичь справедливого и достойного решения, гарантирующего наши права и наш суверенитет".

  • 974. Иск как процессуальное средство защиты
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    Нецелесообразность рассмотрения сторон в качестве элемента иска становится очевидной, если иметь в виду, что при таком подходе невозможно определение иска как требования, имеющего исключительно процессуальную сторону. Позиции авторов, выделяющих стороны иска в качестве его элемента и при этом придерживающихся процессуальной теории иска по своей сути даже гораздо более противоречивы, чем позиции авторов, не выделяющих такого элемента и при этом говорящих о «внешнем тождестве» исков. В процессуальной теории иска сторонам просто не находится места. Следует также отметить, что иск это по своей сути диспозитивное действие (требование) истца (ограничение диспозитивности допускается лишь в прямо оговоренных в законе случаях). Диспозитивность иска проявляется в том, что истец сам формулирует и указывает все его элементы: предмет, основание и, если угодно, стороны. Возможность изменения иска тоже целиком зависит от усмотрения истца он может по своему усмотрению изменить любой из его элементов: предмет, основание и, если угодно, стороны (в нашем случае ответчика). Однако возникает вопрос: почему такие действия как изменение предмета, основания иска, увеличение или уменьшение исковых требований закреплены в п.1 ст.39 ГПК РФ «Изменение иска, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение», а замена ответчика закреплена в ст. 41 ГПК РФ «Замена ненадлежащего ответчика». Ведь если стороны/субъекты это такой же элемент иска как предмет и основание, то было бы логичным закрепить право замены ответчика наравне с ними в ст. 39 ГПК РФ «Изменение иска». Быть может существующее положение продиктовано тем, что законодатель все-таки не относит сторон/субъектов к элементам иска?

  • 975. Исковая давность
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    Давая характеристику сроков исковой давности, обратим внимание на то, что Кодекс отказался от установления специального срока исковой давности в шесть месяцев по искам о взыскании штрафных санкций. Комментаторы Кодекса отмечают, что с введением его в действие и одновременной отменой ст.79 ГК 1964 г., которая указанный срок предусматривала, к таким искам должен применяться общий срок исковой давности в три года. Восприняв правило Основ о применении судом исковой давности только по заявлению стороны в споре, ГК дополнил его указанием на то, что это заявление должно быть сделано до вынесения судом решения. Означает ли это, что заинтересованная сторона после вынесения судебного решения ни при каких обстоятельствах не может ссылаться на пропуск истцом исковой давности, например, в кассационной жалобе. Скажем, ответчик, ссылаясь на свою юридическую неграмотность, просит вышестоящую судебную инстанцию отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение ввиду пропуска истцом исковой давности. С нашей точки зрения, заинтересованная сторона не может быть лишена права требовать применения норм об исковой давности после вынесения судом решения, хотя бы до этого соответствующего заявления от нее и не последовало. Дело вышестоящей судебной инстанции - признать это заявление заслуживающим внимания или нет. Если она установит, что никаких обстоятельств, которые препятствовали бы заинтересованной стороне воспользоваться своим правом, не было, заявление о применении исковой давности во внимание принято не будет. Но если суд при рассмотрении дела в кассационном порядке или в порядке надзора установит, что такие обстоятельства имели место (неграмотность заинтересованной стороны, беспомощное состояние, преклонный возраст и т.д.), они в совокупности с другими фигурирующими в деле доказательствами могут быть учтены судом при вынесении того или иного решения. Таким образом, действующее законодательство, устанавливая, что пропуск исковой давности погашает право на иск в материальном смысле, в то же время не признает это основанием прекращения субъективного права истца. Субъективное право лица, утратившего право на иск в материальном смысле, не прекращается, продолжает существовать в юридически ослабленном состоянии, не может быть осуществлено в принудительном порядке. В настоящее время это единодушно признается в юридической литературе. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, до предъявления иска является основанием к отказу в иске (ч. 2 ст. 199 ГК), т. е. погашает право на иск в материальном смысле. Иными словами, если при рассмотрении дела выясняется, что истцом пропущен срок исковой давности, суд должен отказать в иске, хотя бы из обстоятельств дела вытекало, что истец обладает соответствующим правом и это право нарушено ответчиком. Данный вопрос однозначно решен законом и дискуссий не вызывает.

  • 976. Исковая давность
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    Пресекательным, как уже было сказано, iитается срок, по истечении которого погашается само субъективное право. После истечения этого срока, как и в случаях пропуска исковой давности, нельзя получить защиту права. В этом их очевидное сходство. Таковы, например, сроки для исков кредиторов к поручителю, для требований бенефициара по банковской гарантии. Но в отличие от срока исковой давности эти сроки не приостанавливаются, не прерываются и не восстанавливаются, т.е. отображаются на один непрерывный отрезок времени. Существенная же разница между пресекательными сроками и сроками исковой давности заключается в том, что истечение пресекательного срока, безусловно, погашает само право, а к срокам исковой давности применяются правила, согласно которым лицо может осуществлять свое право и после истечения предусмотренного оном давностного срока. Это случаи, когда ответчик не ссылается на истечение срока давности, и случаи, предусмотренные Гражданским кодексом для приостановления, перерыва и восстановления срока давности.

  • 977. Исковая давность
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    Определение начала течения исковой давности имеет большое значение. В соответствии с п.1 ст. 200 ГК РФ исковая давность начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются только Гражданским Кодексом РФ и иными законами. Таким образом, начало течения исковой давности закон связывает, с одной стороны, с объективным моментом, т. е. нарушением субъективного права, а с другой стороны, с субъективным моментом, т. е. моментом, когда управомоченный узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Очевидно, что эти моменты не всегда совпадают, хотя и предполагается, что потерпевший узнает о нарушении своего права в момент его нарушения. Однако если истец докажет, что он узнал и мог узнать о нарушении лишь позднее, предпочтение отдается субъективному моменту. Такое решение вопроса представляется вполне справедливым, так как если управомоченное лицо не знает о нарушении своего права, то оно, естественно, не может воспользоваться правом на защиту. Но в данном случае уже ответчик может доказывать, что о нарушении права истец должен был узнать раньше, чем он узнал об этом фактически. И если действительно будет установлено, что истец не узнал своевременно о нарушении своего права из-за своей халатности, давность начинает течь с того момента, когда по обстоятельствам дела истец должен был узнать о нарушении.

  • 978. Исковая давность в гражданском праве
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    Рассмотрим пример из арбитражной практики. В 2004 г. ОАО обратилось в арбитражный суд с иском об истребовании автопогрузчика из незаконного владения ООО. Исковое требование мотивировано тем, что спорное имущество, принадлежащее истцу на праве собственности, было украдено у него в 1997 г., поэтому ответчик является незаконным владельцем и должен вернуть имущество истцу. Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал, утверждая, что о краже вещи не знал, приобрел его у специализированной торговой организации. Кроме того, ответчик заявил о применении исковой давности. Истец с доводами ответчика об истечении исковой давности не согласился, поскольку, по его мнению, исковая давность по заявленному им требованию не истекла, так как о нахождении вещи у ответчика он узнал только в 2003 г. До этого момента истец не имел информации ни о месте нахождения автопогрузчика, ни о лицах, в чьем владении он пребывал, и поэтому был лишен возможности обратиться в суд за защитой нарушенного права. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении иска отказано в связи с истечением исковой давности. При этом суды сослались на статью 196 ГК, в соответствии с которой общий срок исковой давности устанавливается в три года. Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Как неоднократно пояснял сам истец, о краже спорного имущества он узнал еще в 1997 г. Следовательно, к моменту обращения в суд с настоящим требованием исковая давность истекла. Суд кассационной инстанции названные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение ввиду следующего. В силу ст. 195 ГК исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. При этом защита права в рамках искового производства невозможна до тех пор, пока лицу, чье право нарушено, неизвестен нарушитель права - потенциальный ответчик. Несмотря на то, что собственник лишился владения своим имуществом в 1997 г., срок исковой давности по требованию о его возврате начал течь с момента, когда истец узнал о его нахождении во владении ответчика. Так как довод истца про обнаружение им имущества только в 2003 г., не получил надлежащей оценки, суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение.

  • 979. Исковая давность и ее гражданско-правовое значение
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    Хотя формулировка ст. 207 практически текстуально совпадает с нормой ранее действовавшего законодательства (ст. 91 ГК 1964), однако существенные изменения, внесенные в гражданское законодательство, требуют учета следующих обстоятельств. Во-первых, примерный перечень дополнительных требований, в отношении которых подлежит применению. Ст.207 включает три традиционных способа обеспечения исполнения обязательств. В то же время в ГК появились новые способы такого обеспечения, а также предусмотрена возможность устанавливать в договоре и другие способы (ст. 329 ГК). Последствия, предусмотренные т. статьей, неприменимы к требованиям, основанным на независимом (самостоятельном) по отношению к основному обязательству способе обеспечения, например, банковской гарантии (ст. 370 ГК ). При установлении в договоре способа обеспечения исполнения обязательства, не предусмотренного законом, стороны вправе на основании ст. 421 ГК определить и характер такого способа. Во-вторых, применение последствий, предусмотренных статьей, в отношении процентов, подлежащих уплате по денежным обязательствам, зависит от юридической квалификации таких процентов. По договору займа, договору кредита и при коммерческом кредитовании (ст. 809, 819, 823) они без всякого сомнения представляют собой плату за предоставленные денежные средства, и требование об их уплате является самостоятельным. Соответственно к таким требованиям статья неприменима. В то же время проценты, подлежащие уплате при просрочке платежа по указанным выше обязательствам сверх процентов, предусмотренных ст. 809 ГК (ст. 811), носят характер неустойки и к требованиям об их уплате применима . статья (о правовой природе процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных ст. 395 ГК, ). В-третьих, в соответствии с п. 3 ст. 200 в отношении регрессных обязательств установлен особый порядок иiисления срока исковой давности. Применение к регрессным требованиям последствий, предусмотренных статьей, когда они связаны с главным требованием, парализовало бы действие п. 3 ст. 200. Вряд ли такую цель мог преследовать законодатель. Например, при поставке товара ненадлежащего качества, когда покупатель требует возмещения ущерба, причиненного товаром, на основании требования лица, не состоявшего с ним в договорных отношениях, чей иск удовлетворен судом.

  • 980. Исковое заявление и порядок его предъявления
    Курсовые работы Юриспруденция, право, государство

    В ряде случаев суд не только имеет право, но и обязан в силу указания закона рассмотреть несколько исковых требований совместно, несмотря на то что некоторые из них истцом и не заявлялись. Так, в силу ст. 24 СК РФ, если отсутствует соглашение сторон, суд обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после расторжения брака, с кого из родителей и в каком размере взыскиваются алименты на их детей, по требованию одного из супругов произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности, по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания. Одновременно с иском о расторжении брака может быть рассмотрено и требование о признании брачного договора недействительным полностью или в части, поскольку такие требования связаны между собой (ч. 1 ст. 128 ГПК РФ). Таким образом, в одном исковом заявлении исковые требования могут соединяться как по инициативе суда, так и по требованию сторон. Объединение исковых требований особенно необходимо в случаях, когда одно исковое требование неразрывно связано с первоначальным исковым требованием и когда их совместное рассмотрение бывает необходимым. Например, целесообразно соединение требований об установлении отцовства и о взыскании алиментов, поскольку разрешение второго требования целиком зависит от того, как будет разрешено требование об установлении отцовства.