Методическое пособие

  • 881. Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности
    Криминалистика и криминология

    Рецидивисты - это наиболее постоянная часть тюремного (колонийского) населения, с прерванными социально-полезными связями, разрушенными семьями. В условиях свободы им намного сложнее приспособиться к труду. Обычные люди сторонятся отбывших наказание вообще, а рецидивистов в особенности. В период плановой экономики трудоустройство бывших осужденных, а особенно рецидивистов, представляло немалые трудности из-за нежелания администрации учреждений, предприятий и организаций связываться с этим контингентом, то теперь это положение дел не только усложнилось, но и ухудшилось. Между тем без социальной реабилитации общество никогда не добьется успехов в борьбе с рецидивной преступностью. В то же время становление рецидивистов на преступный путь зависит и от них самих. Они зачастую неглупые люди, и сами многое, если не все, понимают. Поэтому помогать, но не нянчиться с ними общество обязано. Всегда необходимо помнить, что слишком много еще честных людей, живущих в нашей стране ниже уровня бедности, в никуда негодных социально-бытовых и культурных условиях, и не совершающих преступлений, хотя, если кто-то встает на преступный путь при этом, понять таких людей можно. Общество пока еще далеко от нейтрализации этой негативной ситуации. Поэтому и бытует сегодня у некоторых моих коллег установка на тАЬПримирение с преступностьютАЭ...

  • 882. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
    Криминалистика и криминология

    Криминологический прогноз преступности - это вероятностное суждение о будущем состоянии (уровне, структуре) преступности, ее детерминант и возможностей профилактики через определенный период времени, включающее качественную и количественную оценки предполагаемых изменений и указание их примерных сроков.

  • 883. Кристаллические структуры твердых тел
    Разное

    Для цветных жидкокристаллических устройств используется эффект «гость-хозяин») эффект переориентации молекул красителя («гость»), введенных в жидкокристаллическую матрицу («хозяин»), одновременно с переориентацией самой матрицы. Красители, ориентированные жидким кристаллом, обладают сильным дихроизмом, зависящим от внешнего поля (анализатор в этом случае не нужен). Действию поля подвержена жидкокристаллическая матрица («хозяин»), а назначение красителя («гостя») состоит в визуализации эффекта. Молекулы красителя обычно имеют вытянутую форму (они изоморфны молекулам жидкого кристалла). При наложении на ячейку электрического напряжения, превышающего пороговое, жидкий кристалл переориентируется директором вдоль поля, увлекая за собой молекулы красителя. При этом оптические плотности для света любой тура располагается между двумя скрещенными поляроидами. Без поля (а) молекулы образуют твист-структуру которая вращает поляризацию света так, что свет проходит через анализатор. В электрическом поле (б) молекулы выстраиваются параллельно полю, поляризация не вращается и свет блокируется анализатором. В отсутствие поля свет, предварительно поляризованный с помощью, например, пленочного поляроида, проходит сквозь твист-структуру, которая поворачивает плоскость поляризации на угол тг/2. Поэтому свет проходит через всю ячейку. Но если к прозрачным электродам, нанесенным на стекла, приложить электрическое поле, то в случае е > 0 директор переориентируется перпендикулярно стеклам, и ячейка теряет способность поворачивать плоскость поляризации света. Тем самым ячейка перестает пропускать свет. Этот эффект изменения оптического пропускания под действием электрического поля применяют в черно-белых индикаторах информации.

  • 884. Критико-теоретический взгляд на демократию и выборы
    Юриспруденция, право, государство

    Работа по продаже политического товара избирателю, организованная по всем правилам маркетинга и менеджмента, дает потрясающие результаты, почти независимо от исходного материала и общественного контекста. Напротив, ошибки в маркетинговой политике, недооценка или слабость рекламных действий оборачиваются серьезнейшими потерями. Лидеры с самыми благородными демократическими намерениями, пытающиеся создавать тАЬгражданскую политическую партиютАЭ по устаревшему образцу (представляющемуся им, конечно же, моделью из будущего, до которого мы тАЬеще не дорослитАЭ), проигрывают в соревновании с теми, кто настроен более прагматически. Отношения между агентами политического рынка сходны с отношениями на рынке обычных товаров и услуг. Приемы воздействия на потребителя остаются вполне традиционными. Первый среди них реклама. По мере маркетизации политической сферы именно рекламные кампании превращаются в преобладающее средство ориентации избирателей в пространстве политики. Отслеживанием конъюнктуры политического рынка и организацией рекламных кампаний прибыльным, пользующимся спросом бизнесом занимаются специальные фирмы по оказанию политических услуг. В то же время вопрос о рациональности поведения субъекта политического рынка решается не столь однозначно. Когда возможности выбора достаточно велики, он превращается в свою противоположность, т.е. в невозможность выбора; во всяком случае выбора как осмысленного акта, базирующегося на отрефлексированной мотивации. При чрезмерном изобилии предложения в действие включаются механизмы, основанные на довольно случайных обстоятельствах. В лучшем случае тот, кто выбирает, опирается на мнение эксперта, которому доверяет, в худшем выбирает то, что он где-то видел, о чем где-то слышал, либо просто первое попавшееся под руку, и т.д. То же самое происходит, когда человек не видит принципиальной разницы между предложенными альтернативами. На политическом рынке, где, как сейчас в России, почти нет поставщиков политического товара с многолетней тАЬхорошей репутациейтАЭ, потребитель находится именно в таком положении. Когда электорат структурирован и руководствуется своими социально-классовыми или идеологическими симпатиями, он безошибочно может указать организации, которые обеспечивают соответствующее его спросу предложение. На Западе партии, действующие по принципу тАЬхватай всехтАЭ (тАЬto catch allтАЭ, по известному выражению О. Кирххаймера), утрачивают свою структурирующую функцию. Они стали (или постепенно становятся) электоральными механизмами проталкивания лидеров. Наши тАЬпартиитАЭ именно данную функцию выполняют с самого своего рождения, даже если сами не всегда о том догадываются или не признаются в этом. Однако и на Западе, и у нас становится все очевиднее, что сегодня собрать поддержку большинства электората ни под одну идеологию нельзя. А вот профессионально выполненный имидж лидера может принести значительный успех. Элементы рациональности в массовом поведении потребителей в такой ситуации вряд ли можно iитать преобладающими.

  • 885. Кровавое воскреснье 9 января 1905 года
    История

    3 января1905 года в ответ на незаконное увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе. Путиловцы потребовали восстановления уволенных товарищей. (Попытка урегулировать мирным путем конфликт с администрацией завода успеха не принесла.) Бастующих путиловцев поддержали рабочие Франко-Русского завода (ныне ГУП «Адмиралтейские верфи»), потом Невского судостроительного (ныне Невский машиностроительный завод), Невской бумагопрядильной и Екатерингофской мануфактур (ныне прядильно-ниточный комбинат «Красная нить») и затем все предприятия Петербурга. В течение нескольких дней стачка стала массовой. В Петербурге сильнее, чем где-либо в России, проявляется острота социальных противоречий: именно здесь наряду с большими массами пролетариата сосредотачивалась значительная часть крупных представителей господствующих классов. Забастовка находилась под контролем зубатовской организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», которую возглавлял священник Г. А. Гапон.

  • 886. Кровельные и гидроизоляционные материалы
    Строительство

    Широкое распространение получают полимербитумные и полимерные мастики с использованием в качестве связующего синтетических каучуков (бутилового, стиролбутадиенстирольного, тиоколового и др.) и эластомеров (полиизобутилена, хлорсульфополиэтилена и др.). Мастики в качестве приклеивающего материала (например, для наклейки рулонной гидроизоляции) и в качестве материала, образующего гидроизоляционный слой на обрабатываемой конструкции (например, для обмазки наружных поверхностей стен подвалов и фундаментов). Полимерные мастики применяют также для устройства антикоррозионных покрытий на бетонных и металлических конструкциях, работающих в агрессивных средах.

  • 887. Кровотечения, ДВС-синдром
    Медицина, физкультура, здравоохранение

    Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания развивается при кровопотери, шоке, причиной также может быть токсическое воздействие ( ядов змей). Различают и стадии в патогенез ДВС синдрома:

    1. стадия гиперкоагуляции - на этой стадии происходит резкое повышение адгезивности тромбоцитов, и в связи с этим активация первой фазы свертывания, и повышение концентрации фибриногена. Эти показатели можно определить с помощью коагулограммы, которая позволяет определить состояние свертывающей и противосвертывающей системы в периферических сосудах происходит образование сгустков крови: слипаются тромбоциты, начинается образование фибриновых глобул, образуются тромбы в мелких сосудах. Это тромбирование мелких сосудов как правило к некрозу не приводит, однако вызывает значительную ишемизацию тканей различных органов, тромбирование происходит во всем организме, поэтому синдром называется диссеминированным ( рассеянным). Стадия гиперкоагуляции нередко длится кратковременно - несколько минут, и чтобы ее не пропустить необходимо всем пациентам, находящимся в стадии тяжелого шока, которым применяются массивная инфузионная терапия, у которых имеются признаки сепсиса надо как можно раньше произвести коагулограмму, иначе процесс перейдет в следующую фазу
    2. Коагулопатия потребления. В результате диссеминированного внутрисосудистого свертывания уходя основные ресурсы факторов свертывающей системы крови ( фибриноген, протромбин), они становятся дефицитными. Такое истощение факторов свертываемости крови приводит к тому, что развивается кровотечения, если оно не остановлено то из основного источника, а также возможны кровотечения из других сосудов - в слизистые, в жировую клетчатку. Достаточно небольшого повреждения, чтобы возник разрыв сосуда. Но На коагулограмме - признаки гипо - или афибриногенемии, но зато концентрация фибриногена S еще больше возрастает, который уже превращается в фибрин, а способствует образование пептидаз, вследствие чего возникает спазм сосудов, что еще больше усиливает ишемизацию различных органов. Также можно обнаружить гипопротромбинемию, будет снижаться количество тромбоцитов. В результате кровь теряет способность к свертыванию. И на этой же стадии активизируется фибринолитическая система. Это приводит к тому, что образовавшиеся сгустки крови начинают рассасываться, расплавляться в том числе расплавляются сгустки, которые закупорили кровоточащие сосуды.
    3. Третья стадия - фибринолиз. Он начинается как защитная реакция, но в результате расплавления сгустков кровоточащих сосудов происходит усиление кровотечения которое приобретает профузный характер. Показатели коагулограммы на стадии фибринолиза мало чем отличаются от показателей на стадии коагулопатии потребления, поэтому эту стадию распознают по клиническим проявлениям: все ткани, как губка, начинаются кровоточить. Если лечебные мероприятия оказываются эффективными то этот процесс можно остановить на любой из стадий, в том числе иногда и на стадии фибринолиза. Тогда развивается - 4 фаза
    4. Фаза восстановления. Здесь на первый план начинает выходить признаки полиорганной недостаточности. В результате длительной ишемизации возникает сердечно-сосудистая недостаточность. Возможно нарушение мозгового кровообращения. И поэтому наступление этой стадии регистрируется на коагулограмме: показатели могут улучшиться или нормализоваться.
  • 888. Кручение
    Физика

    В Международной системе единиц (СИ) передаваемая валом мощность измеряется в ваттах (Вт), угловая скорость ? в ,вращающие моменты Мвр, а также крутящие моменты Mz в Н×М, допускаемые касательные напряжения [ в Па, полярные моменты инерции сечений Jp в , полярные моменты сопротивления Wp в , допускаемый угол закручивания [] в , модуль сдвига G в Па.

  • 889. Ксерография
    Компьютеры, программирование

    Принцип работы ксерографического аппарата (рис.1) заключается в следующем. Поток светового облучения формируется в соответствии с элементами изображения на оригинале. Далее этот поток воздействует на барабан. В местах, отражающих контур изображения на барабане, образуется электростатический заряд. За iет этого заряда образовавшийся на барабане порошок (или тонер) укладывается на его поверхность, копируя изображение оригинала. Затем барабан при повороте контактирует с бумагой, на которую переносится порошок и закрепляется на ней при обогреве.

  • 890. Ксерография-Вспомогательные узлы
    Компьютеры, программирование

    Рис. 1. Вид аппарата NP-1215 в разрезе: 1 зеркало 3; 2 зеркало 2; 3 зеркало 1; 4 сканирующая лампа; 5 стекло копировального стола; 6 крышка копировального стола; 7 объектив; 8 лампа предварительного кондиционирующего экспонирования; 9 узел первичного коронного разряда; 10 зеркало 6; 11 зеркало 5; 12 зеркало 4; 13 лоток ручной подачи; 14 захватывающий валик; 15 регистрационные валики; 16 узел коронного разряда переноса; 17 фоточувствительный барабан; 18 кассета с бумагой; 19 питатель; 20 блок закрепления; 21 валик выдачи копий; 22 вытяжной вентилятор.

  • 891. Кубанская вышивка
    Культура и искусство

    Часть таких вещей передавалось от матери дочери. Рушники имели разнообразное, функциональное значение, что определяло содержание и форму мотива орнамента. К самым красивым можно отнести свадебные рушники. Рушники служили в качестве подарка (ими одаривали), пояса подножника, (расстилали в церкви под ногами вступивших в брак, под него клали медную монету). На них выносили икону невесте, хлеб-соль жениху, обвязывали сватов. На утро после свадьбы молодая несет свеклу свекрови умыться дает утереться своим рушником. Затем этот рушник она вешает на икону. Самые нарядные, отбеленные, яркие рушники готовились для свата со свахой. Этот обычай был распространён повсеместно. Основным орнаментом свадебных полотенец были цветы, вазы, птицы, венки с монограммами и коронами. Обычно в доме имелось не менее тридцати вышитых рушников. Часть из них входило в приданное невесты и готовилось девушкой до замужества. Это прежде всего рушник для новобрачных - молодожены им пользовались первые дни. Два рушника готовились для будущих малышей: для мальчика - геометрический орнамент, для девочки - с растительным. Скромный рушник предназначался казаку в дорогу. Обязательной принадлежностью его была мережка, символизирующая дальнюю, iастливую дорогу, и две полоски красного и синего цвета. Для жатвы предназначался очень длинный (до трех с половиной метров) рушник, разделенных по ширине рядом тканных полосок, концы его орнаментировались цветочным узором: васильками, колокольчиками и колосками.

  • 892. Культура и символы
    История

    Символ существует как в написанном или сказанном тексте так и вне зависимости от него, тАЬон попадает в память писателя из глубин памяти культуры и оживает в новом тексте, как зерно, попавшее в новую почвутАЭ. Опять же здесь можно привести наглядный пример Вавилонской башни (которая, как уже отмечалось, сама стала ярким и сильным символом).Библейский текст: "И сказали друг другу: наделаем кирпичей, и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес (...). И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле". Так, прослеживается некая цикличность: культура (появление мифа, легенды) язык (описание мифа или легенды, причём язык сам является символом) символ (которым становится миф или легенда) культура (которой становятся мифы и легенды и которая сама впитывает в себя мифы и легенды).

  • 893. Культура Киiвськоi Русi. ВзаСФмозв'язки iз вiзантiйською традицiСФю
    Культура и искусство

    «Велесова книга» найдавнiша гiпотетична писемна пам'ятка праукраiнськоi доби докириличного перiоду, названа "за iменем язичницького бога скотарства i творчостi Велеса, збiрник язичницьких епiчних творiв, що з'явився, очевидно, на захiдному Полiссi у IX ст. Пам'ятка була написана абеткою з 27 лiтер, в якiй поряд з грецькими лiтерами використовувались дев'ять слов'янських (б, ж, ш, щ, ч, ц). Ймовiрно, у нiй використаний один iз варiантiв киСФворуськоi абетки, що стала основою слов'янського алфавiту, впорядкованого в 863 запрошеними з Вiзантii до Великоморавськоi держави Кирилом (Костянтином) та МефодiСФм. Наявнiсть такоi азбуки пiдтверджують тогочаснi арабськi вченi (РЖбн Фодлан, РЖбн ель Недiма, Фазр ад-дiн Мерверiддi та iн.). Це також можуть бути засвiдченi болгарським Чорноризцем Храбром «черти i рiзи», якi Кирило мiг бачити у Корсунi (Херсонесi) у РДвангелii, написаному, як зазначено у Паннонському «Житii», «руськими письменами» з грецькою буквеною основою. Пам'ятка збереглася до початку XX ст. на 38 дубових (за iншою версiСФю березових), скрiплених ремiнцем дощечках завтовшки до 1 см та площею 38x22 см. Знайдена «В. к.» полковником бiлоi гвардii А. РЖзенбеком у маСФтку Великий Бурлук на Харкiвщинi (1919), у якому мешкали нащадки iзюмського та харкiвського полковника Г. Донця-Захаржевського. Пiзнiше разом з А. РЖзенбеком опинилася в Бельгii, де була загублена пiд час Другоi свiтовоi вiйни. Зберiгся лише ii варiант, переписаний шанувальником старовини Ю. Миролюбовим, частково опублiкований в американському журналi росiйських емiгрантiв «Жар-птиця» (195759). Текст, вперше адаптований до сучасноi украiнськоi мови (недосконалий переклад А. Кирпича, пiдготовлений М. Скрипником), з'явився у гаазькому видавництвi «Млин» (1968) та в «Календарi канадiйського фармера» (1970), згодом фрагментарно передрукований киiвським часописом «Днiпро» (1990. Ч. 4). Повний текст «В. к.», простудiйований О. Твороговим, друкувався у «Трудах отдела древнерусской литературы Института русской литературы» (Пушкинский дом). Ленинград, 1990. Т. 43. У газетi «Русь Киiвська» (1994. Ч. 13) було опублiковано ритмiзований переклад повного тексту «В. к.», зiбраного М.Скрипником. Еквiритмiчний переклад украiнською мовою здiйснив ужгородський фiлолог Б. Яценко (1995). Однак пам'ятцi судилася нелегка доля. Фотокопiю шiстнадцятоi дощечки, що починалася словами «Влес книга», надiслав iз Австралii С. Парамонов-ЛСФсной до Ленiнграда на експертизу до вiдомого палеонтолога Людмили Жуковськоi. Вона, за вказiвкою академiка В.Виноградова, здiйснила з Ф.Фiлiним глибокий фiлологiчний аналiз (характерними для пам'ятки СФ протокириличне «пiдвiшене» письмо, аналогiчне до iндiйського, тенденцiя до занепаду редукованих, збереження сонорних), але визнала ii фальсифiкатом XIX ст., вважаючи причетним до пiдробки А. Сулукадзева. Нинi таку позицiю подiляСФ Г. Грабович. Сумнiви щодо автентичностi твору ви словлював О. Мишанич. Аргументи цих науковцiв ТСрунтуються на iсторичних та полiтичних уявленнях, що стали канонiчними. Визнання «В. к.» спричинило б перегляд iсторii та середньовiчноi культури на праукраiнських землях, що, за офiцiйною версiСФю, маСФ вiзантiйськi джерела, генеалогii слов'ян тощо. Ленiнградським палеонтологам опонували Б. Ребiндер, Г. Гриневич, Б. Яценко, С. Наливайко, РЖ. Ющук, Вал. Яременко, Г. Клочек, Вал. Шевчук та iн., якi посилалися на те, що «В. к.» пiдробити неможливо, ii мiг створити лише той, хто жив у IX ст., знався на специфiцi письма на деревi, мовних (дiалектичних) тонкощах, iсторичнiй граматицi, мiфах, особливостях зв'язкiв мiж етносами, iсторичних подiях, побутi, звичаях тощо.

  • 894. Культура русской речи. Употребление в речи единиц различных языковых уровней
    Иностранные языки

    Одновременно с тем, что каждый предлог характеризуется определённой совокупностью значений, он способен к варьированному употреблению. Это ведёт к замещению предлогов внутри словосочетания. Поэтому и встречаются предлоги, используемые неправильно, за пределами литературной нормы, то есть в просторечии. Например, в настоящее время наблюдается широкое употребление предлога за, замещающего в разговорной речи ряд предлогов и союзов (союзных слов): говорит за то говорит о том (первый вариант имеет просторечный характер, ср. у Чехова как стилистический приём: Каждое движение его души говорит за то, что в своём клиенте я имею честь видеть идеального человека из речи провинциального адвоката); скучать за детьми скучать по детям (первый вариант имеет просторечный характер); рассказывали за фильм рассказывали про фильм рассказывали о фильме (первый вариант имеет просторечный характер, второй оттенок разговорности, лишь третий соответствует норме); узнать за Петрову узнать, где Петрова (первый вариант имеет просторечный характер); что за люди являются социальной базой Вашей партии? какие люди являются социальной базой Вашей партии? (первый вариант имеет разговорный характер); за подписью и печатью с подписью и печатью (первый вариант присущ официально-деловому стилю) и другие. Также продуктивны словосочетания с предлогом по, вытесняющим другие предлоги, давно закрепившиеся в языке: говорить о кандидатуре говорить по кандидатуре (разг.); заявки на ремонт заявки по ремонту (разг.); приз за выступление приз по выступлению (разг.); несколько слов в адрес (офиц.) несколько слов по адресу (разг.) и подобные.

  • 895. Культура Украiни в ХРЖVтАУпершiй половинi ХVРЖРЖ столiття
    Культура и искусство

    Одними з перших значних полемiчних творiв тогочасною книжною украiнською мовою були двi книги ректора i викладача Острозького колегiуму Герасима Смотрицького "Ключ Царства небесного" та "Календар римський новий" (1587). У них автор засудив не стiльки саму спробу приведення календаря у вiдповiднiсть iз астрономiчними законами, скiльки примусовий характер нововведення i його культурно-соцiальнi наслiдки. До того ж календарнi новацii добре накладалися на загальну картину контрреформацiйноi реорганiзацii католицького свiту. Тому Г. Смотрицький використав iх як привiд для рiзнобiчноi критики папства та СФзуiтiв з позицiй культурних цiнностей традицiйного православ'я. Нападки на православних i звинувачення на iх адресу з боку католикiв автор розцiнював як ознаку втрати ними справжнього духовного зв'язку з апостольською традицiСФю, i передусiм з апостолом Петром, "ключарем небесного царства", бо саме цим зв'язком любили хизуватися СФзуiти, що називали римських пап прямими наступниками цього апостола, який нiбито був першим СФпископом у Римi. Полемiчнi антипапськi твори писали також iншi дiячi Острозькоi академii, котрi виступали пiд псевдонiмами Василя Суразького i Клiрика Острозького. Полемiка мiж православними i католиками особливо загострилася пiсля Брестськоi унii 1596 р. Рiшення Брестського собору про об'СФднання православноi та католицькоi церков захищав визначний оратор доби СФзуiт Петро Скарга. Вiн пiдкреслював, що свiтськi люди не мають права голосу в питаннях унii, мовляв, якщо бiльшiсть церковних iСФрархiв пристали на унiю, то й уся iх паства (передусiм iшлося про братства) i навiть незгодна з цим актом частина СФпископату i монашоi братii мають пiдкоритися. Разом з тим вiн обачно обiйшов мовчанкою питання про те, чи мали право православнi владики переходити пiд владу папи, якщо вони отримували своi iСФрейськi свячення i разом з ними духовну владу вiд константино-польського патрiарха. Як вiдповiдь П. Скарзi православнi оперативно видрукували акти паралельного унiатському православного Брестського собору з докладним i спокiйним викладом його перебiгу в протоколах i документах. Книга вийшла без пiдпису пiд назвою "Ектезис". Метою ii було довести канонiчнiсть православного собору. Услiд за цим у 1597 р. у Вiльно польською, а роком пiзнiше в Острозi тогочасною украiнською мовою вийшов друком один з найвизначнiших полемiчних творiв - "Апокризис" Христофора Фiлалета (псевдонiм М.Броневського), обсяг якого польською сягав 334 сторiнок, а украiнською - 444 сторiнок. Змiстом i обсягом вiн перевершуСФ всi полемiчнi твори того часу (окрiм ненадрукованоi "Палiнодii" Копистенського, яка активно поширювалася у списках). Твiр було написано з великим лiтературним i публiцистичним хистом i глибоким знанням предмета полемiки. Вiдкидаючи твердження Скарги, автор виступав проти претензiй папи i католикiв на украiнсько-бiлоруськi землi, пiддав гострiй критицi моральну розбещенiсть СФпископiв-перевертнiв, захищав право украiнського i бiлоруського народiв на самостiйне i ненасильницьке вирiшення своiх релiгiйних справ. Фiлалет був iдеологом православного шляхетства, вiдстоював шляхетськi вольностi, виступаючи проти теорiй виключноi влади СФпископiв. До найяскравiших за емоцiйною силою творiв полемiчноi лiтератури слiд вiднести також книгу Мелетiя Смотрицького "Тренос" (з грецькоi - "Плач"), опублiковану в 1610 р. Цей речитативно-поетичний твiр написано з використанням народнопоетичного жанру голосiння плачу Матерi-церкви, зверненого до дiтей - украiнських православних магнатiв, що вiдреклися вiд неi i пiшли за мачухою католицькою церквою (перераховано близько 50 визначних украiнських та бiлоруських родiв). Автор висловлюСФ сум з приводу смертi захисника православноi вiри князя К.Острозького. Рiзко засуджуСФться Брестська унiя i католицьке духiвництво, яке характеризуСФться як "iталiйськi бандити". Твiр М. Смотрицького справляв настiльки сильне враження на сучасникiв, що польський король Сигiзмунд III наказав увесь тираж знищити, друкарiв ув'язнити, а автора книги стратити, так що М. Смотрицькому довелося довгий час переховуватися вiд покарання по рiзних православних монастирях. У 1620 р. СФрусалимським патрiархом Феофаном таСФмно вiд влади пiд охороною козакiв гетьмана Сагайдачного було висвячено нову православну церковну iСФрархiю для Киiвськоi митрополii. На початку наступного 1621 р. нововисвячений митрополит РЖов Борецький (у спiвавторствi з РЖсаСФю Копинським та РЖСФзекiiлем Курцевичем) закiнчив написання польською мовою яскравого трактату пiд назвою "Протестацiя", який теж було спрямовано проти католицизму й унii, але значно посилено було антипольськi настроi. Автори виводили походження украiнського народу з далекого минулого, з "Яфетового насiння", наголосили на легендi про освячення мiiя, де згодом виник Киiв, апостолом АндрiСФм Первозванним, високо оцiнили роль козацтва у боротьбi за збереження нацiональноi традицii й проголосили козацтво з його демократичним виборчим правом прямим спадкоСФмцем давньокиiвського княжого вiчового устрою, закликавши весь народ рiшуче протистояти нацiонально-релiгiйному гнобленню. Це був вiдвертий виклик владi, але з огляду на клопiт з вiйною пiд Хотином, де польський уряд дуже розраховував на допомогу козакiв, "Протестацiя" минулася безкарно. Справдi видатним письменником-полемiстом був також вiдомий активною участю в роботi Киiвського братства та Лаврськоi друкарнi з 1616 р. Захарiя Копистенський (пом. 1627 р. у санi архiмандрита КиСФво-Печерськоi лаври). У творчостi цього полемiста чи не найповнiше виражено вiру у швидке вiдродження нацiональноi культури та ii майбутнiй розквiт. У лаврськiй друкарнi, де пiд його редакцiСФю, з його передмовами та посвятами, а також перекладами низки творiв було здiйснено iх видання, у 1620 р. виходить з друку великий трактат "Книга о вiрi...", спрямований передусiм проти протестантськоi пропаганди. Але основною лiтературною працею 3.Копистенського СФ фундаментальний полемiчний трактат у чотирьох книгах пiд назвою "Палiнодiя або Книга оборони...", яка писалася протягом 1619-1622 рр. i була вiдповiддю на польськомовну книгу унiатського архiмандрита Льва Кревзи "Оборона церковноi СФдностi" (Вiльно, 1617). "Палiнодiя..." написана на основi численних iсторичних, богословських та лiтературних джерел книжною украiнською мовою з використанням багатоi народнопоетичноi образностi - приказок, прислiв'iв, порiвнянь, а також афористичних висловiв самого Копистенського. У чотирьох частинах трактату автор спростовуСФ положення про першiсть папи римського, доводить рiвнiсть iСФрархiчних прав усiх СФпископiв грецькоi та римськоi церкви, обТСрунтовуСФ положення про щiльну СФднiсть мiж "руською" та грецькою церквами, пiдтверджуСФ своi висновки багатим iсторичним, богословським та полемiчним фактажем. Критикуючи громадсько-полiтичний i церковний устрiй Речi Посполитоi, Копистенський з любов'ю пише про свiй "славний i благословенний народ россов", захоплено вiдгукуСФться про запорозьке козацтво i його боротьбу проти iновiрних агресорiв. Мiж iншим, зазначаСФ, що справжня культура успадкована православними "росами" безпосередньо з ii джерел, тобто вiд високоi грецькоi культури, вiд якоi культура латинська взяла усi своi премудростi, спотворивши первiсний змiст: "А що ся Римляне хвалять наукою тогосвiтною - чужим пiрьСФм хваляться, в чужом плащу напинаются. Грецкиi то суть мудростi - Платонова i Арiстотелева i iних фiлософов грецких мудрость, отчасти iм удiленая! <...> Можемо теж безпечно речи, iж Латин-никове верху високой мудростi грецкой не дойшли, i же нiзший i несталий ла-тiнский розум". РЖ цю думку Копистенський послiдовно проводить не тiльки щодо фiлософii, але й на iсторичних прикладах доводить ii слушнiсть у питаннях iсторii, теологii, природознавства, рiзних видiв мистецтв i ремесел -всiСФi культури. Ця теза дозволяСФ Копистенському виправдати православних вiд закидiв у поганому станi освiти, через що вони мають виiздити по науку до захiдних освiтнiх закладiв: "РЖ ми, Россове, СФслi для наук в краi Нiмецкiи удаСФмося, где як своСФ власноСФ, заходнiм от Греков на час короткiй повiреноСФ от-бираСФмо, з ростропностю СФднак смiтьСФ отметуСФмо, а зерно беремо, угольСФ зо-ставуСФмо, а золото виймуСФмо". Отже, стан занепаду православноi культури, на думку Копистенського, СФ тимчасовим i скороминущим, як i стан далекого вiд "грецькоi" досконалостi захiдного розквiту ("на час короткiй повiреноСФ").ьДещо iнший iдейний напрям у полемiчнiй православнiй лiтературi репрезентував РЖван Вишенський (бл. 1550-1620), якого поряд з Христофором Фiлалетом i 3. Копистенським iсторики вважають кращим полемiстом свого часу. Вишенський був родом з м. Судова Вишня у Схiднiй Галичинi (тепер Львiвська область). Замолоду жив у Луцьку, з 80-х рокiв XVI ст. - на Афонi (пiвострiв в Егейському морi), де став ченцем Афонського монастиря, одного з найбiльших центрiв православного чернецтва. У 1604 р. повернувся до Украiни, два роки жив у Львовi та iнших мiiях, пiсля чого знову вiдправився на Афон, де й помер аскетом-печерником. Його погляди вiдрiзнялися вiд iнших полемiстiв тим, що вiн виступав не лише проти нацiонально-релiгiйного, а й соцiального гноблення. Якщо Христофор Фiлалет був представником шляхетського аристократизму, то РЖван Вишенський представляСФ демократичнi кола украiнського суспiльства. На сьогоднi вiдомо 17 творiв Вишенського трактатiв i листiв-послань, написаних мiж 1588 i 1615 роками, якi вiн надсилав з Афона до Украiни. Десять з них вiн об'СФднав у рукописну "Книжку", яку хотiв видати в Острозi. За життя Вишенського надруковано було тiльки скорочену редакцiю "Пiсанiя к утекшим от православноi вiри СФпископам" (1598). Але його твори, такi як "Порада", "ОблiченiСФ дiявола-мiродержца", "Зачапка мудраго латиннiка з глупим русином", "Позорiще мисленноСФ" та iншi, активно поширювалися у списках. Вiн виступав проти вищоi iСФрархii, що призвела до унii, а також проти католицькоi та захiдноi культури. На вiдмiну вiд iнших украiнських полемiстiв Вишенський був прихильником старовини, не визнавав тогочасноi науки. Характеризуючи стан тогочасного суспiльства, полемiст пише, що в "Лядськiй землi" "нiсть мiста цiлого от грiховного недуга - все струп, все ран, все пухлина, все гнилство, все огнь пекельний...". Вишенський вихiд бачив лише у покаяннi, моральному очищеннi, вiдмовi вiд земних благ, в поверненнi до iдеалiв перших християнських громад, де всi рiвнi перед Богом. Спроба Вишенського пропагувати своi iдеi безпосередньо в Украiнi була невдалою, його iдеологiю вiдмови вiд СФвропейських культурно-цивiлiзацiйних надбань дiячi украiнського нацiонально-культурного руху не сприйняли i засудили як безперспективну за тогочасних умов. Однак попри все це твори РЖ. Вишенського, позначенi справдi бароковою енергiйнiстю, iмпульсивнiстю, полемiчно-викривальним запалом, в якому ораторський пафос поСФднувався з убивчим сарказмом i уiдливою iронiСФю, цi твори сучасники оцiнювали як "книги злата" i часто зверталися до них у пошуках натхнення ще й у кiнцi XVIII ст.

  • 896. Культурологические теории в России
    Культура и искусство

    В самом общем виде их взгляды сводились к следующему: Россия это не Европа и не Азия, а совершенно самобытная страна континент с преобладанием в ней не европейского, а азийского («туранского»), более органичного для неё начала. При этом Европа, включая западное славянство, представлялась евразийцам не образцом, а опасным для России фактором. Российское общество евразийцы уподобляли некой «симфонической личности», в которой православие, являясь основным цементирующим началом, не вступало в противоречие с другими, нехристианскими религиями и культурами, а плодотворно сосуществовало и взаимообменивалось с ними. Христианство это не «элемент» определённой культуры, а фермент, привносимый в самые разнообразные религиозно-культурные общности, утверждал Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938). Подобно славянофилам, критикуя Европу и выступая против евроцентризма, евразийцы, однако, не идеализировали русское бытие, хотя и iитали, что европейцы, обогнав россиян в экспериментальной науке, отстают от них в идеологии и нравственности. Евразийцы отличались от славянофилов (отстаивавших общинно-земские начала) тем, что были полными государственниками. Они рассматривали государство как элемент принуждения, особенно необходимого в условиях Евразии, где либерализм и слабая власть, по их мнению, всегда оказывались чем-то чуждым и непривычным для большей части народа.

  • 897. Культурология как наука
    Культура и искусство

    ,%20%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d1%8b%d0%bc%d0%b8%20%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d1%81%d1%8c%20%d0%b4%d0%bb%d1%8f%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%b0%d1%87%d0%b8%20%d0%bc%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%85%20%d0%b4%d1%80%d1%83%d0%b3%d0%b8%d1%85%20%d1%81%d0%bb%d0%be%d0%b2,%20%d0%b2%d0%ba%d0%bb%d1%8e%d1%87%d0%b0%d1%8e%d1%89%d0%b8%d1%85%20%d1%8d%d1%82%d0%b8%20%d0%b7%d0%b2%d1%83%d0%ba%d0%b8.%20%d0%9d%d0%b0%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d1%80,%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba,%20%d1%81%d0%bb%d1%83%d0%b6%d0%b8%d0%b2%d1%88%d0%b8%d0%b9%20%d0%b4%d0%bb%d1%8f%20%d0%bd%d0%b0%d0%b3%d0%bb%d1%8f%d0%b4%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%b8%d0%b7%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f%20%d0%b7%d0%b2%d0%b5%d0%b7%d0%b4%d1%8b,%20%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bb%20%d0%b2%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b8%d0%b8%20%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%8f%d1%82%d1%8c%d1%81%d1%8f%20%d0%b4%d0%bb%d1%8f%20%d0%be%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f%20%d1%81%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b0%20%c2%ab%d1%81%d0%b1%d0%b0%c2%bb,%20%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d1%8b%d0%bc%20%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b0%d0%bb%d0%b8%20%d1%81%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%be%20%c2%ab%d0%b7%d0%b2%d0%b5%d0%b7%d0%b4%d0%b0%c2%bb.%20%d0%9d%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b5%d1%86,%20%d1%83%d0%b6%d0%b5%20%d0%b2%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%be%d0%b4%20%d0%94%d1%80%d0%b5%d0%b2%d0%bd%d0%b5%d0%b3%d0%be%20%d1%86%d0%b0%d1%80%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0%20%d0%bf%d0%be%d1%8f%d0%b2%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d1%81%d1%8c%20%d0%b0%d0%bb%d1%84%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b8,%20%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d1%8b%d0%b5%20%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b0%d0%bb%d0%b8%20%d1%81%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8,%20%d0%b0%20%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%b4%d0%b0%20%d1%81%d0%be%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d1%81%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d0%b8%20%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%83%d1%81%d0%be%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d1%81%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d0%b7%d0%b2%d1%83%d0%ba%d0%b8.%20%d0%9f%d0%b8%d1%81%d1%8c%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c%20%d0%b8%d0%b7%20%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b9%20%d0%bf%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b5%d0%bf%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b2%d1%80%d0%b0%d1%89%d0%b0%d0%bb%d0%b0%d1%81%d1%8c%20%d0%b2%20%d0%b7%d0%b2%d1%83%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%83%d1%8e.%20%d0%91%d0%bb%d0%b0%d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%b0%d1%80%d1%8f%20%d0%b7%d0%b0%d0%bc%d0%b5%d0%b4%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b8%d1%8e%20%d0%b5%d0%b3%d0%b8%d0%bf%d0%b5%d1%82%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9%20%d0%bf%d0%b8%d1%81%d1%8c%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%20%d0%bd%d0%b0%d1%80%d1%8f%d0%b4%d1%83%20%d1%81%20%d0%b0%d0%bb%d1%84%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%bc%d0%b8%20%d0%b2%d1%81%d0%b5%d0%b3%d0%b4%d0%b0%20%d1%81%d0%be%d1%85%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%8f%d0%bb%d0%b8%d1%81%d1%8c%20%d1%81%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b5%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b8%20%d0%b8%20%d0%b4%d0%b5%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d1%82%d0%b8%d0%b2%d1%8b,%20%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b0%d0%b2%d1%88%d0%b8%d0%b5%20%d1%82%d1%83%20%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%ba%d1%80%d0%b5%d1%82%d0%bd%d1%83%d1%8e%20%d0%b3%d1%80%d1%83%d0%bf%d0%bf%d1%83%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%b2,%20%d0%ba%20%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d1%8b%d0%bc%20%d0%be%d1%82%d0%bd%d0%be%d1%81%d0%b8%d0%bb%d0%be%d1%81%d1%8c%20%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b5%20%d1%81%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%be%20(%d1%87%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%ba%20<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA>,%20%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b2%d0%be%20<http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE>,%20%d0%be%d1%82%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b5%20%d0%bf%d0%be%d0%bd%d1%8f%d1%82%d0%b8%d0%b5%20%d0%b8%20%d1%82.%20%d0%b4.).">Частое применение письменности для нужд повседневной жизни привело к тому, что система письма стала с течением времени упрощаться. Отдельные картинные знаки, служившие для обозначения конкретного предмета, стали изображать звуковые сочетания,слоги <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B3>, которыми пользовались для передачи многих других слов, включающих эти звуки. Например, знак, служивший для наглядного изображения звезды, стал впоследствии применяться для определения слога «сба», которым обозначали слово «звезда». Наконец, уже в период Древнего царства появились алфавитные знаки, которые обозначали слоги, а иногда согласные и полусогласные звуки. Письменность из картинной постепенно превращалась в звуковую. Благодаря замедленному развитию египетской письменности наряду с алфавитными всегда сохранялись слоговые знаки и детерминативы, обозначавшие ту конкретную группу предметов, к которым относилось данное слово (человек <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA>, дерево <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE>, отвлеченное понятие и т. д.).

  • 898. Культурологiя. Украiнська та зарубiжна культура
    Культура и искусство

     

    1. Баладанова О.Е. 10 гениев живописи: Гойя, Рубенс, Тициан, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Пикассо, Ван Гог, Дюрер, Босх. Х.: Фолио, 2005. 380 с.
    2. Бенуа А.Н. Русское искусство ХУШ ХХ веков: (Летопись русского искусства глазами великих художников). М.: Яуза:Эксио, 2004. 542 с.
    3. Великие кинозвезды ХХ века. М.: Мартин, 2001. 495 с.
    4. Верман Карл. История искусств всех времен и народов. В 3 т. М.: АСТ, 2001.- Т.1. 942 с.; Т.2.- 943 с.; Т.3. 943 с.
    5. Гнедич Петро Петрович. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние: В 3 т.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. Т. 1. 479 с.; Т. 2. 574 с.; Т. 3. 638 с.
    6. Гордон Д.И. Звезды театра и кино. Х.: Фолио, 2005. 398 с.
    7. Дали Сальвадор. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем. М.: Сварог и К., 1999. - 456 с.
    8. Дiдич Галина С. РЖсторiя захiдноСФвропейськоi музики. Кiровоград: Кiровоград. пед. у-тет, 2003. - Ч. 1. 170 с.
    9. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 2002. 366 с.
    10. Ильина Т.В. История искусств: Отечественное искусство. М.: Высшая школа, 2003. 405 с.
    11. История западноевропейской литературы Х1Х в. М.: Высш. школа, 2003.-356 с.
    12. Капельгородська Нонна М. Начерки далекоi кiноiсторii. К.: АВЛРЖ, 2005. 213 с.
    13. Капретти Елена. Великие мастера итальянского искусства. М.: Слово, 2001.- 399 с.
    14. Коллинз Стефан. Классическая музыка от и до (Пространство, наполненное гармонией). М.: Изд. Торг. дом «Гранд»:Фаир-Пресс, 2001.- 286 с.
    15. Лiндсей Д. Коротка iсторiя культури. В 2 т. К.: Мистецтво, 1995.- Т.1.- 234 с.; Т.2.- 253 с.
    16. Перрюшо Анри. Жизнь Ван Гога. К.: Мистецтво, 1994.- 442 с.
    17. Перрюшо Анри. Жизнь Ренуара. К.: Мистецтво, 1994.- 318 с.
    18. Перрюшо Анри. Поль Гоген. М.: Искусство, 1995. 334 с.
    19. Перрюшо Анри. Сезанн. К.: Мистецтво, 1994. 347 с.
    20. 500 мастеров зарубежной класики: архитектура, живопись, графика,
    21. скульптура, декоративное искусство. Энциклопедия. М.; СПБ: Больш. рус. энциклоп.: фонд тАЬЛенинград. галереятАЭ: АО тАЬНоринттАЭ. 1995. 287 с.
    22. Ревалд Джон. Постимпрессионизм: от Ван Гога до Гогена. М.: ТЕРРА - Кн. клуб: Республика, 2002. 461 с.
    23. 70 знаменитых композиторов: Судьба и творчество. Донецк: БАО, 2006. 414 с.
    24. 70 знаменитых художников. Донецк: БАО, 2006, - 447 с.
    25. Скляренко В.М. 100 знаменитых актеров. Х.: Фолио, 2006. 509 с.
    26. Скляренко В.М. 100 знаменитых художников Х1Х-ХХ в. - Х., Фолио, 2006. 509 с.
    27. Сто великих режиссеров. М.: Вече, 2004. 468 с.
    28. Художня культура свiту: РДвропейський культурний регiон. К.: Вища школа, 2001.- 191 с.
    29. Шейко В.М. Культура. Цивiлiзацiя. Глобалiзацiя. (Кiнець Х1Х початок ХХ1 ст.). В 2 т. Харкiв: Основа, 2001.- Т.1. - 518 с.; Т.2. 398 с.
    30. Шейко В.М. та iн. РЖсторiя художньоi культури: Захiдна РДвропа Х1Х-ХХ ст. Харкiв: ХДАК, 2001.- 205 с.
    31. Энциклопедия живописи. М.: АСТ, 1999.- 799 с.
    32. Энциклопедия импрессионизма. М.: Респ., 2005. 293 с.
  • 899. Курс биологии за 11 класс
    Биология

    3. По мере увеличения биомассы зел. растений изменяется газ. состав атмосферы. - геол. обол. Земли. Кислород исп-т организм для проц. дыхания, в рез-те чего в атомосферу вновь поступает углекислый газ. Увелич-е конц. кислорода в атмосфере план. повлияло на скор. и интенс. окисл-е - вост. реакции в литосфере .

  • 900. Курс лекций и семинаров "История России: 1861-1995 гг."
    История

    В 1956 г. Г. Маленков, Н. Хрущев сделали новые шаги по реабилитации сталинского режима. Правительство отменило закон 1940 г., прикреплявший трудящихся к предприятиям. Рабочие получили право менять место работы, через две недели после подачи заявления об увольнении. Уже в 1956 г. поменяли место около трети рабочих. После того, как Н. Хрущев существенно укрепил свои позиции, он настоял на создании специальной комиссии по расследованию преступлений И. Джугашвили. Комиссию возглавил П. Поспелов ранее сочинивший официальную биографию Иосифа Сталина. Даже осторожные выводы П. Поспелова не понравились кремлевским вождям. К. Ворошилов, В. Молотов, Л. Каганович выступили против гласного обсуждения доклада комиссии. Н. Хрущев проявил настойчивость, и вопреки позиции многих членов ЦК, вынес критику Сталина на съезд коммунистической партии. При Сталине съезды партии полностью утратили свое значение. Н. Хрущев пытался возродить массовую партию. На специальном закрытом заседании съезда, когда гости и пресса не присутствовали, Н. Хрущев подробно рассказал о преступлениях И. Сталина. Хрущевская критика отличалась непоследовательностью. Прежде всего она явно запоздала. Диктатор уже умер в славе и почете, а безвинно загубленных людей нельзя было вернуть. Доклад Н. Хрущева скрыли от народа. Текст напечатали лишь 33 года спустя, при М. Горбачеве. За границей доклад был опубликован сразу после выступления Н. Хрущева.; июля прошла публикация в «Нью-Йорк таймс», а 6 июля в «Монд». В 1956 г. коммунисты СССР опубликовали лишь постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий», в котором опукались кровавые страницы коммунистического террора и предлагалось упрощенное, даже в сравнении с докладом Н. Хрущева, толкование диктатуры, мягко названной «культом личности».Действительно, Иосиф Джугашвили вырос без отца и рано ожесточился. Но он же действовал в составе организации, созданной В. Лениным. Эта партия руководствовалась «самым передовым учением марксизмом-ленинизмом». Советы рабочих и крестьянских депутатов «представляли более совершенный тип демократии». Советские профсоюзы стояли «на голову выше буржуазных», а конституция СССР была самой демократической, по оценке коммунистов. И вот все эти замечательные организации и учреждения были опрокинуты капризным Джугашвили. Ни партия, ни советы, ни профсоюзы не сдержали вождя от ошибок и преступлений, не смогли защитить честных людей. Хваленый марксизм-ленинизм, ленинская партия, вся советская система породила кровавого диктатора.