Информация

  • 35281. Общеобразовательные воскресные школы в России в конце 50-х - начале 60-х годов XIX века
    История

    Движение по созданию воскресных школ конца 50-х - начала 60-х годов XIX века было примечательно не только энтузиазмом учредителей и размахом общественной инициативы, но и глубиной педагогического поиска, проявленного в них. Первые воскресные школы начали конструировать те принципиальные основы, создавать тот особый стиль педагогической деятельности, которые стали отличительными чертами школ взрослых и более позднего времени. Воскресные школы предреформенных лет были новым, оригинальным учебно-воспитательным учреждением; подобного опыта еще не существовало в России. Поэтому их создателям пришлось разрабатывать и принципы построения педагогического процесса, и содержание образовательных программ, и приемы обучения. Специфика педагогической деятельности первых воскресных школ определялась двумя главными факторами. Во - первых, общим духом эпохи, стремлениями и идеалами образованного общества 60-х годов и, во - вторых, особенностями организации школ. Воскресные школы были предназначены для взрослых людей, занятых ежедневным трудом, поэтому преподавание в них велось по воскресным и праздничным дням. Однако при большом желании учащихся занятия могли быть организованны и в будни, по вечерам. Прием новых учеников осуществлялся школой каждое воскресение. Обучаться в ней могли люди всех возрастов (как взрослые, так и дети) и сословий (известны примеры, когда учились даже дети небогатых дворян). Разнообразие состава учащихся (по возрасту, подготовке, жизненному опыту и интересам) обусловило деление их на группы от 2-3 до 15-20 человек. В среднем такие группы состояли из 5-6 человек, а общее число групп обычно достигало в воскресной школе 15- 20. Такое разнообразие состава учащихся побуждало преподавателей к разработке и осуществлению принципа индивидуализации обучения, который реализовывался в гибкости программ. Для каждой конкретной группы учеников была предусмотрена особая программа, которая зависела от их запросов и подготовки. Деление учеников на группы по уровню грамотности впервые было предложено в киевских воскресных школах. Новостроенская воскресная школа, например, делилась на три класса: низший, в который определялись неграмотные; средний - разбирающие буквы; высший - бегло читающие. В дальнейшем воскресные школы разработали варианты деления учеников на группы, но ведущим критерием всегда оставалась грамотность. Краткость учебного времени (30 учебных дней в году) стимулировала интерес преподавателей к использованию наиболее эффективных методов обучения. Большое распространение в воскресных школах получили наглядный метод обучения (использование методики обучения арифметике Груббе) и звуковой метод обучения грамоте (метод Золотова).

  • 35282. Общепсихологические теории деятельности человека
    Психология

    %20-%20%d0%be%d1%81%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0%20%d1%81%d0%b8%d0%bc%d0%b2%d0%be%d0%bb%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%bc%d0%be%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f%20%d1%8f%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9%20%d0%be%d0%b1%d1%8a%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%b8%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%bc%d0%b8%d1%80%d0%b0,%20%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b0%d1%8f%20%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%bb%d1%8e%d1%87%d0%b0%d0%b5%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%b2%20%d0%bf%d0%be%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%ba%d0%b5%20%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%b0%20%d0%b8%d0%bb%d0%b8%20%d1%8f%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f%20%d0%b2%d0%bc%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%be%20%d0%b4%d1%80%d1%83%d0%b3%d0%be%d0%b3%d0%be,%20%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b0%d1%8f%20%d1%81%d0%bb%d1%83%d0%b6%d0%b8%d1%82%20%d1%86%d0%b5%d0%bb%d0%b8%20%d0%be%d0%b1%d0%bb%d0%b5%d0%b3%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f%20%d0%bc%d0%be%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f%20%d1%82%d0%b5%d1%85%20%d0%b8%d0%bb%d0%b8%20%d0%b8%d0%bd%d1%8b%d1%85%20%d0%be%d1%82%d0%bd%d0%be%d1%88%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9%20%d0%b8%d1%81%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%b0.%20%d0%92%d1%8b%d1%80%d0%b0%d0%b1%d0%b0%d1%82%d1%8b%d0%b2%d0%b0%d0%b5%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%b2%20%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%bc%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%b9%20%d0%b4%d0%b5%d1%8f%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8,%20%d0%b2%20%d1%81%d0%b8%d0%bb%d1%83%20%d1%8d%d1%82%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%b8%d0%bc%d0%b5%d0%b5%d1%82%20%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b9%20%d1%85%d0%b0%d1%80%d0%b0%d0%ba%d1%82%d0%b5%d1%80.%20%d0%a1%d1%83%d1%89%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d1%83%d0%b5%d1%82%20%d0%b2%20%d0%b0%d0%b1%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%ba%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%b9,%20%d0%bd%d0%b5%d0%b7%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%81%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%b9%20%d0%be%d1%82%20%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%bd%d0%be%d1%81%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8f,%20%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%b5.%20%d0%92%d0%be%d0%b7%d0%bc%d0%be%d0%b6%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c%20%d1%81%d0%b8%d0%bc%d0%b2%d0%be%d0%bb%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d1%83%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f%20%d1%87%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b5%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%bc%20%d0%bf%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5%d0%bc%20%d0%b2%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b2%d1%8b%d0%b5%20%d0%bf%d0%be%d1%8f%d0%b2%d0%bb%d1%8f%d0%b5%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%b2%20%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%86%d0%b5%d1%81%d1%81%d0%b5%20%d0%b8%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f%20%d0%be%d1%80%d1%83%d0%b4%d0%b8%d0%b9%20%d1%82%d1%80%d1%83%d0%b4%d0%b0,%20%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%b4%d0%b0%20%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%b8%d1%80%d1%83%d0%b5%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d1%81%d0%b2%d0%be%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be%20%d0%be%d0%bf%d0%be%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%20%d0%b8%d0%bd%d0%b4%d0%b8%d0%b2%d0%b8%d0%b4%d1%83%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b9%20%d0%b4%d0%b5%d1%8f%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%20%d1%87%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%ba%d0%b0%20%d0%b2%20%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%ba%d0%b0%d1%85%20%d0%ba%d0%be%d0%bb%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%b8%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%b9%20%d0%b4%d0%b5%d1%8f%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8.%20%d0%92%20%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%86%d0%b5%d1%81%d1%81%d0%b5%20%d0%b4%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b5%d0%b9%d1%88%d0%b5%d0%b3%d0%be%20%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b2%d0%b8%d1%82%d0%b8%d1%8f%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%b8%20%d0%b8%d0%b7%20%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0%20%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%81%d0%bb%d1%8f%d1%86%d0%b8%d0%b8%20%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%be%d0%bf%d1%8b%d1%82%d0%b0%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b2%d1%80%d0%b0%d1%89%d0%b0%d1%8e%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%b2%20%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be%20%d0%b8%d0%b7%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f%20%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d1%81%d0%b5%d0%b1%d1%8f,%20%d0%b8%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d1%83%d0%b5%d0%bc%d0%be%d0%b5%20%d0%b8%d0%bd%d0%b4%d0%b8%d0%b2%d0%b8%d0%b4%d0%be%d0%bc%20%d1%82%d0%b0%d0%ba%d0%b6%d0%b5%20%d0%b8%20%d0%b4%d0%bb%d1%8f%20%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%88%d0%b5%d0%bd%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f%20%d0%be%d0%b1%d1%89%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%be%d0%bf%d1%8b%d1%82%d0%b0.%20%d0%92%20%d0%ba%d0%b0%d1%87%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%b2%20%d0%bc%d0%be%d0%b3%d1%83%d1%82%20%d0%b2%d1%8b%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bf%d0%b0%d1%82%d1%8c%20%d1%81%d1%82%d1%80%d1%83%d0%ba%d1%82%d1%83%d1%80%d1%8b%20%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba%d0%b0,%20%d1%81%d1%85%d0%b5%d0%bc%d1%8b,%20%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d1%8b,%20%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d1%83%d0%bb%d1%8b%20%d0%b8%20%d1%87%d0%b5%d1%80%d1%82%d0%b5%d0%b6%d0%b8,%20%d1%81%d0%b8%d0%bc%d0%b2%d0%be%d0%bb%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5%20%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d1%8b.">Знак <http://psi.webzone.ru/st/035900.htm> - основа символического моделирования явлений объективного мира, которая заключается в подстановке одного предмета или явления вместо другого, которая служит цели облегчения моделирования тех или иных отношений исходного предмета. Вырабатывается в совместной деятельности, в силу этого имеет конвенциональный характер. Существует в абстрактной, независимой от материального носителя, форме. Возможность символического управления человеческим поведением впервые появляется в процессе использования орудий труда, когда формируется свойство опосредствованности индивидуальной деятельности человека в рамках коллективной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки из средства трансляции общественного опыта превращаются в средство изменения самого себя, используемое индивидом также и для совершенствования общественного опыта. В качестве знаков могут выступать структуры естественного языка, схемы, карты, формулы и чертежи, символические образы.

  • 35283. Общерусский судебник 1497 года
    Юриспруденция, право, государство

    Вопрос об источниках и значении Судебника решался по-разному. Большинство исследователей не только первой, но и второй половины XIX в. восприняли выдвинутую М.М. Щербатовым версию о том, что Иван III "повелел" дьяку Владимиру Гусеву "собрать все прежние грамоты, установления, обряды, обычаи и по оным повелел всем судиям своим суд и расправу производить". Тем самым Судебник 1497 г. расценивался как памятник, не имеющий самостоятельного значения. И.Д. Беляев iитал, что он не изменяет юридических воззрений русского народа, оставляя их такими, какими они были в РП и других памятниках прежнего времени. Важных новых законов Судебник не содержит, поэтому одновременно с ним во многих местностях России имела силу РП и различные уставные грамоты. Некоторые весьма незначительные узаконения служат только дополнением и дальнейшим развитием начал, изложенных в ранних памятниках права. Мысль о том, что княжеский Судебник не создавал нового права, была высказана Н.П. Загоскиным, В.М. Грибовским, М.А. Дьяконовым, В.Н. Латкиным. Последний называл Судебник 1497 г. первым законодательным сборником, до известной степени систематизировавшим всё действующее право. Имея объединительную, централизаторскую задачу, Судебник вобрал в себя массу законодательных норм, разбросанным по отдельным грамотам и юридическим актам. При этом Судебник часто видоизменял нормы других памятников, например ПСГ, зачастую извращая их, что, по мнению В.Н. Латкина, являлось результатом "низкой степени юридического сознания московских дьяков". Судебник, iитал Латкин, стоит ниже вечевого законодательства Пскова. Поскольку новых статей (о лихоимстве, лжесвидетельстве, отказе в правосудии и некоторых других) мало, постольку "Судебник - свод не новых, а старых узаконений". Как право, подавившее законодательство областей и соединившее под своей рукой начала всех прав, в них существовавших, оценивает "московское право", то есть Судебник, А.А. Сухов. Интересно подошёл к вопросу об источниках Судебника Д.М. Мейчик. iитая невероятным, чтобы Москва заимствовала что-либо из вольных городов, он рассматривал ПСГ только как литературное пособие, справочный материал, но отнюдь не руководящий источник. Наряду с этим была высказана и другая точка зрения. Впервые отметив значительное отличие Судебника 1497 г. от РП, Строев и Калайдович объяснили это не чем иным, как заслугою Ивана III, проявившего стремление к ограничению судебной власти кормленщиков и обязательному утверждению князем решений по наиболее важным делам. Это же повторили С. Смирнов и Н.Л. Дювернуа. По мнению последнего, Судебник был не столько продуктом развития права, сколько сборником разнообразных указов и пошлин великого князя. В.И. Сергеевич полагал, что Судебник своим источником имел как современное право, так и древнее, начиная с РП. В качестве источника Судебника он называет и Кормчую книгу.

  • 35284. Общества взаимного страхования
    Юриспруденция, право, государство

    Что касается отечественного опыта в данной области отношений, то особый интерес представляют страховые отношения в iере путевой торговли, встречающиеся еще в XIII в., которые достигли своего полного расцвета в XVI-XVII вв. и продолжали играть немаловажную роль в торговле до появления железных дорог. Чумаки (торговцы) ездили за рыбой и солью к берегам Черного и Азовского морей, продавали эти товары на ярмарках, закупали там другие товары и развозили по разным местам. Обычаями чумацкой торговли устанавливалось, что если в пути у чумака падет вол, то на артельные деньги покупается другой. Здесь речь идет не о соглашениях, а о прочно сложившемся обычае. Но возможно, этот обычай явился лишь результатом, некоей своеобразной кристаллизацией предшествовавшей практики договорных соглашений*(8). Важна, однако, не столько форма (договорная или обычно-правовая), сколько само существо указанных явлений. А существо это одно и то же - обеспечение каждого из участников торгового коллектива за iет всех его членов от стихийных или иных опасностей. Такое обеспечение и есть не что иное, как взаимное страхование. Впоследствии страхование начинает строиться и на другой основе - на основе аккумуляции постоянного фонда. Оно переходит тем самым к другой более совершенной форме, к новой более высокой фазе своего развития: от последующей раскладки убытка к регулярным страховым платежам. Однако еще долгое время эти две формы страхования существуют рядом: первая преимущественно в области торговли, вторая - в области ремесла.

  • 35285. Общества Девнего Востока
    Разное

    В уголовном праве господствует принцип талиона, причем наказание распространяется не только на преступников (объективное вменение), например, если строитель построил дом, который обрушился и убил сына заказчика, то должно убить сына строителя (ст.230). Смертная казнь применяется редко, например, за воровство гос. имущества, религиозные преступления и в случае талиона. Клятва являлась важным элементом правосудия, а клятвопреступление - тягчайшее преступление и влечет за собою смерть. Нормы уголовного права чередуются с процессуальными нормами, регулирующими имущественные отношения.

  • 35286. Общества с ограниченной ответственностью (Доклад)
    Предпринимательство

    Общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой коммерцеской организации являются деление ее уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая уставной капитал, принадлежит на праве собственности ему самому как юридическому лицу и не образует объекта долевой собственности участников. Поскольку вклады участников становятся собственностью общества, нельзя сказать, что его участники отвечают по долгам общества в пределах внесенных ими вкладов. В действительности они вообще не отвечают по долгам общества, а несут лишь риск убытков (утраты вкладов). Даже те из участников, кто не внес свой вклад полностью, отвечают по обязательствам общества лишь той частью своего личного имущества, которая соответствует стоимости неоплаченной части вклада (п. 1 ст 87 ГК).

  • 35287. Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
    Юриспруденция, право, государство

    «Рождение политической власти, как представляется, связанное с последними великими техническими революциями, например, такими, как плавка железа, на пороге периода, который вплоть до появления промышленности уже не узнает никаких глубоких потрясений, помимо прочего, представляет собой момент начала размывания кровнородственных связей. С той поры последовательность поколений выходит за пределы простого естественного цикла, для того чтобы стать ориентированной событийностью, последовательностью властных образований. Необратимое время - это время того, кто царствует, и его первой мерой являются династии. Его оружие - письменность. В письменности язык достигает полностью независимой реальности опосредования между сознаниями. Но эта независимость тождественна общей независимости власти, возникшей на основе разделения, как опосредование, которое скрепляет общество. Вместе с письменностью появляется сознание, которое больше не переносится и не передаётся через непосредственную связь живых людей; это - безличная память, память общественного управления. Письмена - это мысли государства, архивы - его память (Новалис)».

  • 35288. Общественная жизнь при Николае I
    История

    В 1839г. в московских светских и литературных салонах стала распространяться записка «О старом и новом». Ее автором был Алексей Степанович Хомяков (18041860), а вышла она из того кружка, в котором через много лет встретились повзрослевшие друзья юного Веневитинова (братья Киреевские, Кошелев). К ним присоединились Ю.Ф.Самарин, И.Д.Беляев, братья Константин и Иван Аксаковы, старший из которых прежде посещал кружок Станкевича. Членов нового кружка объединяла идея о глубоком отличии России от стран Западной Европы, об особом пути ее развития. Главные особенности России они усматривали в крестьянской общине и православной вере. Критически относясь к современному церковному устройству, они вместе с тем iитали, что православие принесло в Россию тот дух братского общения и человеческой теплоты, которым отличались первые христиане. Благодаря православию и общинности, доказывали члены кружка, в России нет внутренней борьбы, все социальные группы и сословия мирно уживаются друг с другом. Преобразования ПетраI оценивались критически. iиталось, что они отклонили Россию с естественного пути развития, оторвали высшие слои общества от народа, но не изменили внутренний строй страны и не уничтожили возможность возврата на прежний путь, который отвечает духовному складу всех славянских народов. Членов кружка назвали славянофилами (славянолюбами).

  • 35289. Общественная жизнь России во второй половине XVIII в
    История

    Таким образом, во второй половине XVIII в. получают распространение различные социально-политические концепции, значительное влияние на которые оказывают идеи европейского Просвещения и социальные движения в России. Сущность общественной жизни и общественного просвещения в российском государстве заключается в основном недовольством системой правления, которое выражалось мнениями, как литературных деятелей, так и самих крестьян. Каждое направление имело свое название, исходя от области своей деятельности. Таким образом, каждое направление имело свои цели и свои задачи, касающиеся именно их iеры деятельности. Значительное влияние они, конечно, оказали, их мнение не осталось без внимания. Будь то политик, историк, писатель или даже крестьянин все равно у них всех была только одна цель изменение системы правления, а если быть точнее, то это отмена крепостного права. Да отмена, а ведь это произошло. В 1861 году были приняты манифесты об отмене крепостного права в России, несомненно, это знаменательная дата для истории России, но это ужу другой вопрос, который также играет значительную роль в обществе российском.

  • 35290. Общественная значимость пандемий вируса гриппа
    Медицина, физкультура, здравоохранение

    Неоднозначную оценку в обществе вызвала пандемия вируса гриппа А (H1N1) 2009 г., получившего название «свиного гриппа». Данный вирус впервые появился в апреле 2009 г. в Калифорнии и Мексике и быстро распространился по всему миру, вызвав первую в XXI веке пандемию вируса гриппа (1, 2). Данный вирус гриппа является тройным реассортантом: он содержит в себе гены вирусов гриппа свиней, человека и птиц. Наибольшим родством по антигенной структуре он обладает с вирусами свиней (3). В отличие от так называемого «птичьего гриппа», вспышки которого регистрировались 2005-2007 годах, вирус гриппа А (H1N1) обладал способностью к передаче от человека к человеку. Необычайная скорость распространения вируса по планете стала причиной для объявления Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) 6 уровня пандемической угрозы уже 11 июня 2009 г. Серьезные опасения вызвали первичные данные уровню смертности от «свиного» гриппа. В Мексике он был оценен в 10,5%. Однако позднее после адаптации методов лабораторного подтверждения к новому вирусу этот показатель был существенно снижен. В то же самое время в ряде средств массовой информации, а так же и в профессиональном сообществе, высказывалась точка зрения о сильном преувеличении опасности развивающейся пандемии вируса гриппа А (H1N1). В частности появилось мнение о том, что она «придумана» крупными фармацевтическими концернами. На данный момент, по истечении двух волн циркуляции пандемического вируса гриппа, можно дать более объективную оценку произошедшим событиям.

  • 35291. Общественная и научная мысль России XIX - начала ХХ вв. О социальной сущности проституции
    История

    В 1903 г. второе отделение Русского общества охранения народного здравия постановило создать комиссию для обсуждения вопроса о врачебно-полицейском надзоре за проституцией в связи с общим вопросом о борьбе с нею. Эта комиссия на своих заседаниях в 1903-1904 гг. рассматривала несколько вопросов, касающихся проституции, в частности вопроса об определении таковой. Член комиссии, присяжный поверенный П.П. Соколов в своем докладе говорил о том, что "современное законодательство относительно проституции носит двойственный характер: с одной стороны, оно не только отрицает возможность заниматься проституцией, но даже карает лиц, как женщин, так и мужчин, за соблазнительный образ жизни; а с другой стороны - существует особый порядок и организация способов надзора за нею и порядок открытия и содержания публичных домов", то есть законодательство XIX - начала ХХ вв. относилось к проституции отрицательно, "признавая ее деяния преступными"(3). Эта комиссия разбирала несколько предложенных определений сущности проституции, но четких решений так и не смогла принять. На рассмотрение собравшихся было предложено следующее определение термина: "Проституткой именуется женщина, занимающаяся продажей своего тела, как промыслом, - единственным или побочным при других каких-либо занятиях". Это определение оспаривалось многими на том основании, что в нем отсутствует понятие о публичности. Другое определение, предложенное для анализа "проститутка есть женщина, добывающая средства публичной продажей своего тела", так же было подвергнуто критике на том основании, что понятие о публичности не всем одинаково понятно, так как некоторые подразумевают под публичностью то, что делается на глазах у всех, а также, что в нем отсутствует указание о занятии проституцией. С.Ф. Платонов высказал мысль, что проституция "есть продажа своего тела", но данное понятие "не имеет смысла и не пройдет в законодательном порядке. Торговлей тела будет, например, и такой случай, как пересадка кожи одного" человека другому.

  • 35292. Общественная культура и партийные системы
    Политология

    Культура в широком смысле слова включает в себя все достижения человечества, в том числе и материальные: орудия труда, здания, сооружения и т.д. Социологию интересуют эти элементы в том случае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты экологической проблемы. Но всё же главное внимание в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной культуре. Каковы же эти элементы?

    1. Первым, и наиболее важным, элементом является познавательный, знаково-символический элемент, т.е. знания, iормулированные в определённых понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык- это объективная форма аккумуляции, хранение и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык-это система знаков и символов, наделённых определённым значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определённое значение. Люди устраивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.
    2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность- это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, реализуемого а акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:
  • 35293. Общественная медицина
    Медицина, физкультура, здравоохранение

    определяли земские врачи, испытавшие на ce6i большое влияние демократических идей, имевшие глубокие социальные связи с крестьянством и iитавшие себя защитниками его интересов. Это был типичный для России того периода представитель так называемого «третьего: элемента. «История, писал 3. П. Соловьев, выдвинула новую силу, которая внесла в земское дело и неподдельную любовь, и искреннюю преданность, и горячую убежденность, и упорную энергию все то, что служит залогом в общественном служении» '^. Многие земские врачи активно включались в общественно-медицинскую деятельность, вырастали в крупных представителей общественной медицины (Е. А. Осипов, И. И. Моллесон, П. И. Куркин и др.). Однако было бы неверным видеть в каждом земском враче новый тип врача-демократа. Вот что писал по этому поводу председатель земского санитарного бюро Херсонской губернии Е. И. Яковенко: «Типы земских врачей отличались разнообразием. Они представляли различные степени смешания идеализма и скептицизма, служения и службы, общественного энтузиазма и усталой покорности судьбе, пестроту общественного и вообще умственного развития. В общем все сходились на сознании серьезности выполняемой им работы» ^. Так, Костромское губернское земство в 1872 г. приняло решение провести в следующем году губернский съезд земских врачей. Из-за равнодушия к этому мероприятию последних съезд состоялся только через 6 лет. Такие примеры не единичны. К 80-м годам XIX века выяснилась практическая несостоятельность идей революционного народничества. После разгрома «Народной воли» в среде интеллигенции, в том числе медицинской, начинает преобладать идеология умеренного либерализма, нашедшая свое отражение в теории «малых дел», в «культурничестве». В целом теория «малых дел» характеризовалась реформизмом, иногда оппортунистическим отношением к самодержавию. Показательна в этом плане деятельность Пироговского общества врачей, ставшего с начала 80-х годов центром общественной медицинской мысли в стране. Его учредителями и руководителями явились выдающиеся ученые-медики Н. В. Склифосовский, С. С. Корсаков, А. Я. Красовский, Ф. Ф. Эрисман, Е. А. Осипов, Г. Е. Рейн и др. Земская медицина была своеобразным «пробным камнем» для передовых общественно-медицинских идей. Внедрение их в практику шло крайне трудно, непоследовательно, порой в куцых формах: в конечном итоге все решали позиции дворянских собраний, их лидеров. Практическая роль земских врачей, как отмечал И. Д. Страшун, сводилась к «подталкиванию земств на развитие медицинской помощи». Несмотря на все эти громадные трудности, в некоторых губерниях страны (Московской, Екатеринославской, Херсонской, Воровдской и др.) удалось создать весьма строчную систему медицинского обслуживания населения. Больших успехов добилась врачебная организация Московской губернии во главе с Е. А. Осиповым, к которому присоединился выдающийся ученый-гигиенист Ф. Ф. Эрисман. Здесь удалось утвердить передовые принципы участковой врачебной стационарной помощи, санитарное направление в медицинской деятельности, широко использовать медико-статистический метод. Был разработан ряд важных методических положений врачебной практики.

  • 35294. Общественная мысль 20 века
    Философия

    Критическое отношение к европейскому рационализму всегда было присуще русской философии, у Хомякова же критический анализ линии рационализма стал отправным моментом формирования собственных философских воззрений. Хомяков логическому образу мира европейского рационализма противопоставляет живую жизнь духа, понятую им как конкретный факт. Понятие конкретного факта становится для Хомякова эвристическим . Оно придает смысл и системную законченность его философским построениям, сводя воедино различные области философского знания. Более того, введение Хомяковым этого понятия в обиход русской философии выразило ее специфику как философии, размышляющей о жизни и ее предельных основаниях. Исследуя особенность русской идеи, Н.А. Бердяев определил затем русскую философию как конкретный идеализм в противоположность западноевропейскому абстрактному идеализму, опираясь именно на философские идеи Хомякова и его единомышленников.Линия рационализма, развиваясь от Декарта, достигает своего высшего развития в немецком классическом идеализме, который и становится объектом критики Хомякова. Он прослеживает те истинные, с его точки зрения, положения, которые могли бы привести немецкий идеализм к пониманию конкретного факта, но погибли под тяжестью абстрактного рационализма. Свое завершение рационализм находит в философии Гегеля, которого Хомяков называет тАЬединственным рационалистом в миретАЭ. тАЬФилософия Гегеля, - пишет Хомяков, - это есть вечное, самовозрождающееся творение из недр отвлеченного понятия, не имеющего никакой сущности; это самосильный переход из нагой возможности во всю разнообразную и разумную существенность миратАЭ. Сравнивая начала и концы школы немецкого классического идеализма, Канта и Гегеля, Хомяков показывает последовательность развития рационализма, которую он видит в том, что Гегель завершает замену живой действительности логическим понятием. Если Кант заменяет целостного человека познавательной структурой, то Гегель доводит дело до конца и заменяет жизнь в мире саморазвитием понятия. Анализируя понятие, Хомяков показывает, что понятие возможно только при условии существования понимающего человека и понимаемого предмета. Хомяков противопоставляет западноевропейскому рационализму иные основания мышления и познания, которые он выражает таким образом: не понятие, но понимаемое в понимающем. Хомяков iитает, что мир следует мыслить не в понятиях, связанных логической необходимостью, а в живых актах единства того, кто понимает и того, что понимаемо, или в конкретном единстве человека и мира. Это конкретное единство, согласно Хомякову, есть факт откровения со-бытия человека и мира, причем со-бытие совершается здесь и теперь. При этом понимающее всегда предшествует понимаемому, а понимаемое в свою очередь предшествует понятию. Хомяков утверждает, что понимание как сила, как способность, мыслимо без предмета, но понятие без предмета немыслимо. Существо дела Хомяков видел в тАЬхотении пониманиятАЭ, которое он понимал как тАЬживую силу, которая служит начинанием всякой действительноститАЭ. Именно эта сила, принадлежащая тАЬк области до-предметнойтАЭ, стала у Хомякова, по определению Н.О. Лосского, методологическим принципом его онтологии.
    Таким образом, Хомяков строит такое понимание бытия, которое отличается от понимания бытия, сложившегося в западной философии. Он резко критикует рационализм, который редуцирует живую действительность до познавательной ситуации, мыслит объективный мир только как логическую необходимость, а человека только как имеющего способность познания, что ставит его в положение долженствования относительно внешнего мира и самого себя. Такая критика немецкого классического идеализма была близка к критике его младшим современником Хомякова С. Киркегором, для которого философия Гегеля была воплощением страшной бездушной необходимости, внесенной разумом в мир, лишившим человека и живого человека, и живого мира. Точно такая же экзистенциальная интуиция еще раньше стала основанием философии Хомякова.
    Хомяков противопоставляет рационализму миросозерцание, в основании которого лежит не противоположность субъекта и объекта, а живой факт бытия человека в мире. Именно конкретный факт, по мысли Хомякова, выражает тАЬполноту сил духатАЭ, именно в нем открывается сущее.
    Сущее в философии Хомякова это действительное бытие. Это не отвлеченная идея, не создание индивидуального ума, или, как выражается Хомяков, тАЬчастной личноститАЭ, это такая же реальная действительность, как наше личное Я , как объективный мир явлений, по отношению к которым сущее является первопричиной. Сущее Хомякова едино, ибо оно - все. Сущее, далее, есть воля, оно есть вечно живое деятельное начало всего, поэтому оно - сама жизнь.
    Согласно Хомякову, сущее как воля не является произволом, ибо воля не стихийна, а проникнута разумным сознанием. Сущее как разумное и действующее начало это абсолютная личность. Сущее Хомякова есть Бог. тАЬНаряду с разумом и волею, неотъемлемым предикатом Сущего у Хомякова является любовь. Бог есть любовь и в этом смысле Он есть существо по преимуществу нравственное. Любовь есть начало всякой активности в Боге, дающей, так сказать, направление движению Его воли, Его разума; в любви по преимуществу выражается внутренняя жизнь Божества, Единого по существу, но троичного в лицах; в любви заключается истинная причина (импульс) творения Богом мира и в венце его созданных для блага разумных тварей, законом жизни которых поставлена любовь к Богу и взаимная любовь между собоютАЭ.
    Сущее как Бог выступает тАЬсразу во всей полноте своего содержаниятАЭ, поэтому, утверждает Хомяков, тАЬоно есть готовый факт, который никем не полагается, никем не обуславливаетсятАЭ. Так традиционно христиански он понимает жизнь как полноту сил духа, как единство воли, разума и любви. Эта жизнь - Бог и есть первопричина всего, что живет.
    Сущее определяет принцип порядка мироздания и как таковое оно есть сила воли. Движение воли как силы есть творческий акт: тАЬКаждый акт сознания в Сущем сопровождается движением воли; движение же воли в известном смысле есть акт творческий, т.е. следствием каждого движения воли Сущего является новое бытиетАЭ. Принцип порядка бытия проявляет себя в тАЬзаконе отчуждениятАЭ, который имеет два противоположных направления: центробежное и центростремительное. В движении центробежном, согласно Хомякову, проявляется присущая сущему тАЬвозможность объективирования, отчуждения сознанием происходящего внутри его процессатАЭ. Возникающее в результате отчуждения новое бытие для сущего оказывается чем-то внешним, тем, что отпало от сущего, тАЬот своего живого источникатАЭ, что потеряло тАЬжизненную свободу (вольность)тАЭ сущего, и стало вещественным и подверженным законам необходимости. Так в творческих актах возникают новые тАЬобъективациитАЭ, которые становятся миром явлений, миром необходимости, миром утраченной свободы. Этот мир существует как мир индивидуальный. Он не только предполагает другой способ существования - по закону необходимости, но и другой тип бытия, когда бытие, не утрачивая связи с целым, приобретает новое качество, иную завершенность, становится для себя всем. Здесь Хомяков обнаруживает интуицию всеединства, вплотную подходит к такому решению проблемы целого и части, когда целое, предшествуя части, создает закон ее существования (у Хомякова это закон любви), часть же, будучи индивидуальным целым, осуществляет себя по закону своего бытия, бытия части (закон вещественности, необходимости). Хомяков пишет: тАЬЗакон отчуждения, тяготея над новым бытием как внешняя механическая сила, в отношению к Сущему остается силою вольною, посредством которой Сущее воздействует на это новое бытие... Это воздействие выражается, во-первых, в том, что новое бытие управляется законами Сущего, действующими в нем с известным постоянством, во-вторых, в том, что Сущее, сообразно со своими целями, своею вольною силой может давать этим законам иное направление, не согласное с обычной нормой. Эти уклонения от нормы, будучи, так сказать, естественными для Сущего, по отношению к новому бытию являются сверхъестественными, чудеснымитАЭ. Впоследствии эта интуиция, присущая не только Хомякову, но и всей русской философии, разовьется в стройную философию всеединства. Хомяков же, только предчувствуя истину всеединства, ищет средства ее выражения: тАЬ...жизнь каждого духовного организма покоится на взаимодействии двух начал: личного и общественного. Это те самые начала, взаимодействием которых обусловливается жизнь всего мирового целого, начиная с самых простейших форм ее проявления: атом в массе, личность в обществе. Но нигде индивидуализация особи не достигает таких размеров, как в человеческой личности: личность - это высшее проявление закона центро-бежноститАЭ. В таком понимании индивидуальности Хомяковым видно, что идея всеединства и связь всеединства с индивидуальностью в его философии еще только формируется.
    Индивидуальность всякого бытия, согласно Хомякову, является результатом творческого акта Сущего, проявление его воли. Воля же трактуется Хомяковым как противоречивое состояние свободной в себе силы: она выступает центробежной механической силой, которая творит вещественность и необходимость, с одной стороны, и центро-стремительной нравственной силой, стремящейся к свободе в Боге, с другой. Соотношение или сплетение этих сил и есть конкретный факт индивидуального бытия. Конечно, напрашивается мысль об иерархии бытия от вещественности к нравственности, особенно в связи с онтологией Вл. Соловьева, но Хомяков эти идеи высказывает фрагментарно. Выделенные им такие объективации, как космический процесс, история человечества, социальные институты, общины, государства, церкви и т.д. интересны ему с одной точки зрения - с точки зрения того, как и с какой целью человек использует эти объективации, а не как элементы или ступени в иерархии бытия.
    Хомякова волнует противоречивый образ сотворенного человека. С одной стороны, человек в ряду творческих актов Сущего мал и ничтожен. тАЬЧеловек, - пишет Хомяков, - если рассматривать его с внешней стороны, как особь среди бесконечного ряда других особей, представляет собой слишком ничтожное явление сравнительно с теми мировыми громадами, с которыми знакомит нас, например, астрономия... Сообразна ли с понятием о премудрости и всемогуществе Божьем, - спрашивает философ, - затрата столь громадных средств для достижения сравнительно ничтожной цели?тАЭ . Но с другой стороны, Хомяков, следуя христианской традиции, видит в человеке венец творения. Место человека в мироздании обусловлено действием воли как силы. В первый момент своего отчуждения воля Сущего выступает в форме слепой силы, она подчинена механическим законам, неразумна, бессознательна и не дает конкретной индивидуальности качества субъективности. Однако под действием противоположного закона постепенно наступает ослабление отчуждения воли, воля как бы преодолевает мертвую вещественность, к ней возвращаются ее первоначальные качества: вольность, разумность, сознание и субъективность . Эта динамическая напряженность Сущего, по мысли Хомякова, и оказывается творением. Высшей степени своего освобождения воля достигает тогда, когда действие закона отчуждения становится парализовано действием закона притяжения. Тогда они взаимно нейтрализуют друг друга и наступает гармония, в которой воля чувствует себя свободной. Момент этой гармонии и есть человек как венец творения - существо волящее, свободное , сознающее, разумное, личное.
    Но человек не только венец творения, он еще и цель мироздания. Мироздание обретает в человеке свою завершенность, ибо человек выступает смыслом того, что сотворено Богом. Более того, по Хомякову, человек удерживает в единстве Сущее и мироздание. У Хомякова очень ясно выражена идея, что творческая деятельность Сущего может существовать только в объективации, т.е. в продуктах творчества, которые сохраняют замысел создателя в превращенной, отчужденной форме. И только человек способен открыть этот замысел, сохраняя тем самым мироздание как творение, не давая ему распасться в отдельных актах объективации. Задача человека, по Хомякову, осуществить центростремительную нравственную силу, внося в мироздание любовь и добро, гармонию и порядок. Тем самым человек спасает мир, а потому именно в нем Бог находит свое оправдание. Эту сильную мысль Хомяков развивает в интерпретации события распятия Христа. Хомяков пишет, что на кресте Христос судился с Богом о непреодолимых законах бытия.
    В своей метафизике человека Хомяков дает рационализацию христианского догмата о человеке как образе и подобии Божьем. В соответствии с этим догматом человек как образ и подобие Сущего обладает определенными характеристиками последнего. Причастность человека Сущему делает человека личностью и наделяет его бессмертием, что и отличает его от всего сотворенного. Хомяков подчеркивает, что специфическая особенность человеческой личности состоит, во-первых, в самосознании, которое он понимает как внутренний акт, в котором сознающее Я имеет себя объектом для себя самого, и, во-вторых, в свободной воле, которую Хомяков определяет как способность субъекта мотивировать свои действия и стремления тАЬпо почину, выходящему из средоточия его личного ЯтАЭ. Хомяков подчеркивает, что аналогичного факта нет в мире явлений: тАЬКаждая индивидуальность, каждая особь в мире явлений... есть узел сплетения сил или законов, как этот узел сплетается, так и расплетается. В мире явлений нет ничего сущего, а есть лишь бываемое, т.к. здесь все находится в грядении. Человеческая же личность не подчиняется этому общему закону, т.к. она не сплетение законов, наоборот, она вольная сила, т.е. воля, освободившаяся от подчинения именно этим законамтАЭ. Метафизическая свобода человека от законов мира явлений делает личность бессмертной, тАЬистинно сущейтАЭ вне времени и пространства.Бессмертное тАЬсредоточие личного ЯтАЭ обеспечивает человеческой личности целостность. Хомяков понимает целостность человека двояко: как субъективную, психологическую, и как объективную, соборную.
    Соединяя в себе два мира - мир Сущего и мир явлений, человек тем самым обладает чувственно-сверхчувственной природой. Это предполагает рассмотрение метафизики человека и феноменологии человека.
    Психологическая целостность организует иерархический строй души. В человеке существуют тАЬцентральные силы нашего богообразного разуматАЭ, вокруг которого располагаются все силы духа, составляющие с разумом единство. Эта целостность человека изначальна, она представляет собой конкретный факт бытия, тАЬнепосредственноетАЭ приобщение человека к реальности. Здесь являет себя тАЬжизненное сознание , не нуждающееся в доказательствах и доводахтАЭ . Его Хомяков называет живознанием и определяет как первичное тАЬзнание верытАЭ, которое тАЬне отрешено от сознаваемой действительности, оно проникнуто ею, оно бьется всеми биениями жизни, принимая от нее все ее разнообразие, и само проникает ее своим смысломтАЭ. Живознание до-предметно, но оно не отрешено от действительности, оно понимает единство действительности, или, как пишет Хомяков, тАЬоно разумеет связь сознаваемой действительности еще не проявленного первоначалатАЭ. Живознание, таким образом, представляет собою состояние первичной духовной целостности человека, в которой непосредственно присутствует Сущее.
    Центральной силой психологической целостности выступает воля как тАЬисточник всякой активноститАЭ, тАЬпервооснова реальноститАЭ души. С волей, свойственной человеку, Хомяков связывает наличие самосознания человека, потому что в актах воли человек обретает свою предметность для себя, различает себя как субъективный мир и другое как мир внешний. тАЬВоля обусловливает деление познаваемого нами мира на две категории: мир внешний и мир внутренний. Из поступающих в наше сознание представлений воля определяет иные как Я и от меня, другие как Я, но не от меня, отмечая различие первоначал, от которых истекает существование или изменение самих познаваемых предметовтАЭ. Согласно философу, ею тАЬсобственно ... определяются границы субъективности человеческой в отношении к объективации или к внутреннему представительству; ею для человека отмечается то, что в нем от него самого, и отделяется оттого, что в нем не от него, она же сама не узнается ни из какого опыта, ни из какого явления и не переходит ни в какое явление. Вольного предмета человек не знает и не видал, т.е. такого предмета, которого действие само носило бы признак волитАЭ. Однако воля не только тАЬконструируеттАЭ бытие, она по природе своей разумна Для Хомякова разум и воля - понятия внутренне связанные между собой единым свойством принадлежности к Сущему. Но понятие о воле человек тАЬдобыл в себе, а не вне себятАЭ, как и понятие о разуме, ибо тАЬцелые категории мыслей зависят от него и не могли бы вовсе существовать без его существования.
    Субъективную целостность человека Хомяков рассматривает не только психологически, анализируя соответствующие ее структуры,но он берет человека в его связях - с Сущим, с одной стороны, и с миром явлений, с другой. Признание этой изначальной включенности человека в связи бытия характеризует Хомякова именно как русского философа. С ним в русскую философию входит понимание человека как его бытия, как его жизни.Итак, субъективная целостность человека, в которой открывается Сущее и в актах воли которой определяется бытие, есть факт вечно живой свободы человека. По логике Хомякова, которая, впрочем, задана православием, субъективная целостность должна быть реализована в своих связях, стать жизнью. тАЬДля Хомякова, - замечает В.В. Зеньковский, - имеет значение ... не психологическая целостность, создающая субъективное единство в познающем духе, а целостность объективная, т.е. связанная с моральными требованиями, исходящими от тАЬвсесущего разуматАЭ.Во тАЬвсесущем разуметАЭ открывается истина о жизни и человеке, но уже не индивидуально взятому человеку, а человеку в соборном единстве Церкви, в котором проявляется новая сторона метафизики человека - его объективная целостность.
    Идея объективной целостности человека имеет большое значение в философии Хомякова. Она, по замыслу философа, разрешает отношение Сущего и мироздания. Сущее как тАЬвсесущий разумтАЭ и как тАЬвсесущая любовьтАЭ, как вечная жизнь во всей полноте не может открыться человеку как субъективное ограниченной целостности, эта полнота требует духовного единства всех людей. Духовное единство людей Хомяков меньше всего понимает как коллективность или общественность. Для него это Церковь. Он различает тАЬцерковь видимую и невидимуютАЭ, организованность людей и свободное духовное единение их. Истинная Церковь, невидимая, по мысли Хомякова, это тАЬдуховный организм, в живой совокупности членов которого постоянно живет Дух Божий. Это единство благодатной жизнитАЭ. Этот духовный организм есть соборность. тАЬЦерковь в изображении Хомякова, - пишет Г. Флоровский, - и есть прежде всего единство, - единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодатитАЭ. Но эта благодать, согласно Хомякову, тАЬне дается человеку по его усмотрению; она вовсе не дается человеку, пребывающему в своей одинокой субъективности. Она дана была единожды, на все векатАЭ . Таким образом, понятие соборности, которое Хомяков вводит в философию, выражает объективную заданность единства людей.
    Соборность включает в себя понятия духовного согласия, любви и свободы, а также вечной тАЬблагодатнойтАЭ жизни. С понятием соборности в русскую философию входит специфическое представление о нравственном императиве, поскольку оно выражает всеобщий и в высшей степени желательный для всех закон. Если западноевропейский рационализм видит основу взаимно согласного поведения людей в подчинении долгу, то русская философия благодаря Хомякову ищет основания нравственного поведения отдельного человека в том, что безусловно желательно для всех. Рациональный нравственный императив, подчиняя всех долгу, лишает индивидуальность полноты ее конкретного бытия, соборность же, как духовное единство предполагает незаменимость и самоопределенность своих частей. С соборностью в философию входит понятие целостности человека не только как самодостаточности, но как конкретности, как конкретного факта бытия. Это становится определяющей антропологической идеей русской философии.
    Соборность, следовательно, есть такое единство, которое и предполагает индивидуальность, и создает условия для ее сохранения и развития. В соборном общении человек находит тАЬсамого себя, но не в бессилии своего духовного одиночества, а в силу своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим СпасителемтАЭ. Для Хомякова важно переживание человеком себя на пути к своему истинному Я, которое звучит как в хоре. Нет хора без разных голосов, но хор - это не разноголосица, это гармония голосов, сливающихся в едином заданном звучании. Соборность есть свободное единство разных индивидуальностей. В ней, в истинной, невидимой Церкви человек находит тАЬсебя в своем совершенстве или, точнее, находит в ней то, что есть совершенного в нем самом - Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного личного существования. Это очищение совершается непобедимою силою взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух БожийтАЭ. Так субъективная целостность осуществляется в целостности объективной. Поэтому Хомяков определяет человека как тАЬ стремящегося бытьтАЭ. тАЬСущественное свойство человека, как он вышел из рук своего Творца, составляет нравственная свобода, свобода выбора между любовью к Богу и эгоизмом... Этим выбором определялось окончательное отношение конечного человеческого разума к его источнику, к Богу, в стремлении к которому и заключалось единственно разумное применение дарованной человеку свободытАЭ, - пишет Хомяков.
    Единое Сущее, открывая в соборном единстве свои коренные свойства, - любовь, свободу и бессмертие, - открывает одновременно и коренное свойство человека, его свободу. Основание свободы человека находится, iитает Хомяков, в разумной воле как фундаменте личности. Свобода для человека выступает прежде всего как отрицательное понятие, содержание которого осмысляется человеком с утратой воли, когда человек оказывается в объективациях, ограничивающих свободу. Мир вещественный (центробежная сила) и есть эти ограничения, которые заставляют человека понять, что есть свобода. Но она есть не в этих объективациях, не там, где действует центробежная сила, которая обнаруживает ее наличие, а там, где действует центростремительная нравственная сила. Нравственная сила преодолевает объективации, она открывает человеку ничем не ограниченное духовное единство, в котором и живет свобода. Основание этого единства - содержание нравственного закона любви к Богу и в Боге. Таким образом метафизический человек Хомякова - человек соборный, незаменимая конкретность, без которой не может быть духовного единства в Боге, не может быть богочеловечества. Этот человек является целью мироздания, он удерживает мироздание в гармонии, осуществляя закон любви. По мысли Хомякова, на двух противоположных концах мироздания находятся две личности - абсолютная и человеческая, на их взаимном тяготении основывается целостность мироздания. В своей философии Хомяков развивает антропологический принцип Чаадаева, состоящий в сознательном подчинении человека высшей целостности, в отказе от своей изолированности во имя целого. Соборный человек Хомякова, преодолевая соблазн обособленности, выражает себя в служении общему делу любви и гармонии, свободному единству в Боге. Лейтмотив его соборного человека выражен словами Христа: тАЬСберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет еетАЭ. А судьба души - это жизнь человека, таким образом, соборный человек Хомякова воплощает метафизически обоснованный смысл жизни, всеобщий для эмпирического существования.

  • 35295. Общественная палата Российской Федерации
    Юриспруденция, право, государство

    В соответствии iедеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации» и Регламентом, Общественная палата Российской Федерации не является органом государственной власти. Она призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

    1. Привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики;
    2. Выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений;
    3. Проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти и проектов правовых актов органов местного самоуправления;
    4. Осуществления общественного контроля за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
    5. Выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;
    6. Оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации.
  • 35296. Общественная педагогика
    Педагогика
  • 35297. Общественная педагогия
    Педагогика

    С освобождением от крепостной зависимости крестьяне становились гражданами государства и в качестве таковых получали право на образование. Оставлять крестьян, т. е. большую часть своих граждан, в состоянии прежнего невежества государству было невыгодно и даже опасно, так как совершенно невежественные граждане не могли надлежащим образом исполнять гражданские обязанности и пользоваться правами, им дарованными; притом недостаток образования граждан чрезвычайно понижал силу и вес государства среди образованных соседей. Таким образом, возникал настоятельный вопрос о народном образовании, который, во вред всей жизни русского народа, не разрешен серьезно и доселе. С каким именно запасом школ начиналась новая эпоха, это видно из следующих кратких историко-статистических данных. Петровские цифирные школы (17141715), служащие прототипами русских народных школ, успеха не имели, несмотря на беспощадную принудительность обучения. Число их никогда не превышало 42. К 1744 году цифирных школ осталось не более 8 с 222 учащимися. В 1790 году Россия при 26 миллионах населения имела не более 269 учебных заведений с 16 525 учащимися. Новое столетие началось при 315 училищах с 19 915 учащимися. Все это были училища городские, в селах же училищ, правильно устроенных, не существовало, деревенские жители довольствовались обучением дьячков, начетчиков, богомолок и тому подобных автодидактов. По уставу 5 декабря 1804 года из екатерининских малых народных училищ образовалось два рода низших училищ: приходские и уездные. Последние предназначались для городов, и курс их был довольно широк, а первые должны были учреждаться не только в городах, но и в селениях. Каждый церковный приход или два вместе должны были иметь по крайней мере одно приходское училище. Приходские училища остались благим пожеланием, так как их учреждение возлагалось уставом на крестьян и помещиков, но ни те, ни другие не обнаружили никакого рвения к образованию; масса населения продолжала оставаться без училищ. Поэтому в 1828 году министр народного просвещения Шишков имел полное основание сказать, что народного образования в Российской империи почти не существует. Но так как было постановлено, что и впредь приходские училища должны содержаться в городах за iет городских обществ, а в помещичьих усадьбах за iет помещиков, то число их возрастало крайне медленно. В 1836 году наiитывалось всего 661 училище, из них 36 сохранились от екатерининского времени, 6 от времени Павла, 349 Александра I и 243 учреждены при Николае I (это в течение 11 лет царствования) 1.

  • 35298. Общественная стратификация /Eng./
    Разное

    MethodAdvantages DisadvantagesObjectiveA clear-cut method for studying the correlates of social class. It is commonly the simplest and cheapest approach since data can usually be obtained from government sources.The method often does not yield divisions that people themselves employ in their daily lives.Self-placementThe method can be applied to a large population since survey techniques can be employed for securing the data. A useful method for predicting political behavior since who people think they are influences how they vote.The class with which people identify may represent their aspirations rather than their current associations or the appraisals of other people.ReputationalThe method provides a valuable tool for investigating social distinctions in small groups and communities. It is specially useful for predicting associational patterns among people.The method is difficult to use in large samples where people have little or no knowledge of one another.Middles rank according to profession

  • 35299. Общественная ценность. Красота
    Разное

    При рассмотрении данного вопроса нужно, прежде всего, четко обозначить проблему ценностей, а затем показать место и роль ценностей в развитии общества. Суть проблемы заключается в том, что понятие «ценность» очень близко по смыслу к таким понятиям как «потребность», «благо», «полезность» и т.п., но не сводится к ним и имеет самостоятельное содержание. Понятие «ценность» внутренне противоречиво. Ценность характеризует объективные явления, либо их свойства, признаки, значимые для людей. А, следовательно, она одновременно предполагает наличие определенного субъекта (хотя и потенциального). Это определяет специфику ценностного отношения, объективное содержание которого фиксируется в понятии «ценность».

  • 35300. Общественная экологическая экспертиза и экологический контроль
    Безопасность жизнедеятельности

     

    1. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изм. и доп. от 15 апреля 1998 г.)
    2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
    3. Ермаков В.Д., Сухарев А.Я. Экологическое право России. М.: 1997.
    4. Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.: Юриспруденция, 1999.
    5. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. М.: Академия, 2001.
    6. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: 1998.
    7. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы. СПб: Химия, 1998.
    8. Хотулеева М.З., Заика Е.А., Молчанова Я.П., Дайман С.Ю. Общественная экологическая экспертиза: вчера, сегодня, завтра. М.: Эколайн, 1998.