Информация

  • 31581. Музыкальная терапия как метод работы с сознанием субъектов образовательного процесса
    Педагогика

    Следует заметить, что управленческая работа не была бы эффективна без научных контактов с НГПУ (г. Новосибирск), НИПК и ПРО (г. Новосибирск), РГГУ (г. Москва), МПГУ (г. Москва), а также без апробации результатов управленческой деятельности на научно-практических конференциях:

    • "Педагогика развития: проблема образовательных результатов" (Красноярск);
    • "Развивающее образование в информационном пространстве выставки" (Новосибирск);
    • "Детская литература на рубеже веков: интерпретация и преподавание" (Санкт-Петербург, 2009г.);
    • " Инновационные процессы в дошкольном образовании г. Новосибирска. Опыт, проблемы, перспективы" (Новосибирск, 2008);
    • "Коммуникативная педагогика: от " школы знания" к "школе понимания" (2008);
    • и образовательных семинарах:
    • " Инновационная технология литературного образования";
    • "Модифицированная авторская технология "Вверх по радуге";
    • "Азбука мыследеятельностной педагогики";
    • "Ситуация учения - обучения в РО и МД педагогике";
    • "Новый учебно-методический комплект по литературе для начальной школы";
    • " Преемственность и психологическое обеспечение работы детского сада и начальной школы по развивающим технологиям";
    • "Образовательная модель "начальная школа-детский сад" в опыте работы МОУ "Зимородок": от замысла к результату";
    • "Коммуникативный аспект изучения русского языка в начальной школе".
  • 31582. Музыкально-дидактические игры для дошкольников
    Педагогика

    Другая особенность восприятия музыки дифференцированность. Полноценным оно будет в том случае, если воспринимается не только общее настроение произведения, но и развитие музыкального образа. Если на первом году жизни в результате ознакомления ребенка с различными мелодиями только накапливается его слуховой опыт и развивается сосредоточенное внимание к музыке, то на втором году развивается навык узнавания знакомых песен. У более старших детей восприятие детализируется, и они могут выделить яркое, своеобразное вступление, заключение, смену контрастных частей и т. д. На втором году жизни детей педагог уже привлекает их внимание к наиболее ярким особенностям музыкального произведения, вызывая у них интерес к изобразительным средствам. Так, форшлаги в верхнем регистре напоминают чириканье птиц, арпеджированные аккорды, исполняемые стаккато,лай собаки, глиссандо ассоциируется с санками, летящими с горы. Дети, запомнив эти особенности, при повторном исполнении ждут их появления, запоминая таким образом и всю песню или пьесу. Навык узнавания развивается довольно рано. Малыши узнают и различают вначале 23 произведения, затем круг их расширяется.

  • 31583. Музыкальное воспитание
    Разное

    В целом вырисовывается, что основные пробелы в музыкальном воспитании детей происходят не из-за недоброкачественности и формальности программ, а формализме педагогов, нежеланию глубоко и полно проработать предлагаемый материал. Естественно, что 10 минутные занятия, а именно столько длится занятие в первой младшей группе по требованию СЭС, никак не восполняют потребность детей в музыкальном общении. Порой наблюдается и перекос в самих занятиях, когда акцент делается на те виды музыкальной деятельности, которые нравятся музыкальному руководителю, которые нужны для оформления праздника: пение, подпевание и музыкально-ритмические упражнения, пляски. Пренебрежение педагогами рекомендациями программ по музыкальному воспитанию дошкольников значительно снижает качество и эффективность музыкальных занятий. Важно не отступать от программы по музыкальному воспитанию и использовать все виды детской музыкальной деятельности на занятиях. Только при соблюдении всех требований к занятиям по программам, а также введению дополнительных занятий, у малышей будут проявляться и развиваться основные музыкальные способности, формироваться эстетический вкус и чуткость к красоте в искусстве и в жизни.

  • 31584. Музыкальное восприятие детей с выраженным недоразвитием интеллекта
    Педагогика

    Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению. На занятиях поощряется проявление детьми самостоятельности в движениях под музыку, умение передавать простейшие ритмические движения: ходить по залу, не мешая друг другу, сходиться вместе и расходиться, двигаться по кругу по одному и парами, реагировать сменой движения на изменение характера музыки (маршевый, танцевальный, песенный, плясовой, спокойный), выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками), помахивать ими, вращать их, владеть простейшими танцевальными и образными движениями по показу взрослого, притопывать ногами, пружинить на двух ногах, вращать кистями рук, помахивать одной и двумя руками, легко прыгать на двух ногах, идти спокойным, мягким шагом, выполнять движения, соответствующие характеру и поведению персонажей (изображаемых людей и животных).

  • 31585. Музыкальное искусство XVIII века
    Разное
  • 31586. Музыкальное образование на Урале
    Разное

    Характерной чертой содержания музыкальной подготовки в начальных школах, свойственной всем их исторически сменявшимся типам, являлась приверженность церковному пению. Но введение его в учебную практику низших учебных заведений России долгое время не было обязательным. Уставы 1786, 1804 и 1828 годов, перечисляя предметы изучаемые в разных типах начальных училищ, вообще не упоминали пение. «Положениями о начальных народных училищах» 1864 1874 годов оно было введено в число дисциплин учебного курса, но с оговоркой: «там, где преподавание его будет возможно». Только в учебном плане народных училищ Министерства народного просвещения 1897 года для обучения церковному пению впервые предусматривалось определенное учебное время: в недельной часовой сетке для того отводилось по три часа во всех классах. Однако и после введения этих учебных планов, так же, как и в предшествующие годы, систематическое обучение детей пению не было повсеместным явлением в российской начальной школе, в том числе и на Урале. Организация в них музыкальных занятий зависела от многих обстоятельств, прежде всего инициативы руководителей, кадровой обеспеченности и финансовых возможностей учебных заведений.

  • 31587. Музыкально-социологические исследования
    Разное

    " В конце концов и здесь сохраняется возможность выбора - хотя бы в переключении или выключении репродуктора, приемника, телевизора в ситуации резкого неприятия предлагаемого. Но в этом случае, как остроумно заметил А. Моль в своей спорной по общим концепциям, но интересной ценными наблюдениями книге “Социодинамика культуры” (М., 1973), как раз пассивность слушателя нередко оказывается решающим факгором, ведущим к “принудительному потреблению”, ниспровергательские тенденции, на службу которым ставится круг <музыкального потребления>, определить на основании каких-либо объективных характеристик, кто на какую музыку ориентирован (что в предыдущую эпоху специализированных помещений и естественного разделения функций между ними, а следовательно, дифференциации аудитории было вполне достижимо) . Разумеется, в области массовых вкусов нет недостатка в разнообразных суждениях и умозаключениях, вроде, например, такого: сегодня происходит дифференциация слушательских

  • 31588. Музыкально-философские системы античного мира
    Разное

    За Musica mundana, по учению пифагорейцев, в космической-иерархии следует Musica humana, или человеческая музыка, ибо человеческому существу также присуща гармония, отражающая равновесие противоположных жизненных сил. Гармония есть здоровье, болезнь же есть дисгармония, отсутствие консонантности. Отсюда беспрецедентное значение музыки для жизни человека в учении Пифагора. Так, Ямвлих сообщает: «Пифагор установил воспитание при помощи музыки, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей и восстанавливается гармония душевных способностей. Он предписывал и устанавливал своим знакомым так называемое музыкальное устроение или понуждение, придумывая чудесным образом смешение тех или иных мелодий, при помощи которых легко обращал и поворачивал к противоположному состоянию страсти души. И когда его ученики отходили вечером ко сну, он освобождал их от дневной смуты и гула в ушах, очищал взволнованное умственное состояние и приуготовлял в них безмолвие тем или другим специальным пением и мелодическими приемами, получаемыми от лиры или голоса. Себе же самому этот муж сочинял и доставлял подобные вещи уже не так, через инструмент или голос, но, пользуясь неким несказанным и недомыслимым божеством, вонзал ум в воздушные симфонии мира, слушал и понимал универсальную гармонию и созвучие сфер, создавшее полнейшую, чем у смертных, и более насыщенную песнь при помощи движения и круговращения. Орошенный как бы этим и ставший совершенным, он замышлял передавать своим ученикам образы этого, подражая, насколько возможно, инструментами и простым голосом». Таким образом, третий вид музыки музыка инструментальная, или Musica instrumentalis, есть лишь образ и подобие высшей музыки Musica mundana. И хотя божественная чистота числа в земной слышимой музыке не может получить полного телесного воплощения, все же звуки инструмента способны приводить душу в состояние гармонии, готовой в свою очередь воспринять гармонию небесную, ибо подобное воздействует на подобное и может быть воздействуемо подобным.

  • 31589. Музыкально-эстетическое воспитание детей
    Педагогика

    История искусства танца уходит в седую древность. На заре своего существования человечество открыло способы выражения мыслей, эмоций, поступков через движение. Танец безмолвен. Здесь не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела и музыкальных ритмов и мелодий оказывается могущественней, и поэтому язык танца многонационален и понятен всем. Сначала человечество вкладывало в танце свои представления и верования танец был обрядом. В пляске человек выманивал у неведомых богов счастливую охоту, обильный урожай, спасение то недугов. Такие обрядовые танцы по сей день можно увидеть у некоторых первобытных племен Австралии или Американских индейцев. В нашей стране в плясках коряков, остяков, чукчей тоже живут отзвуки древних ритуалов предков, «заклинавших» танцев добычу медведя, нерпа, рыбу… Шло время, человечество все энергичнее открывало тайны мироздания, и танцы утрачивали свое первоначальное «магическое» предназначение. Теперь в них выражались свойственные народу вольнолюбие, жизнерадостность, оптимистическое восприятие реального мира. Поэтому недаром танец всегда был нелюбим жестокими церковниками. Однако он оказался куда сильнее и жизнеспособнее мракобесия и предрассудков. Танец выжил, восторжествовал и расширил свою сферу действия.

  • 31590. Музыкальные направления в джазовой музыке
    Разное

    Габба - это музыкальный стиль, ставший очень популярным в последние пять лет в Голландии. Габба - это один из множества стилей, происходящий из того самого звука, родиной которого является Детройт. Большинство таких стилей основано на оригинальном звучании. Например мэллоу, хардкор, хардтранс и т.д. Габба - самый тяжелый из них. С глубоким басом, ухающем в очень большом темпе, очень частые хлопки и повторяющиеся сэмплы. Это одна из самых быстрых музык в мире на сегодня (более 200bpm). Множество людей приходит на грандиозные вечеринки насладиться музыкой и встретиться с другими любителями габбы, и не только в Голландии. Крупнейший организатор - "ID&T" проводит ежегодно множество габба-акций в Западной Европе. Хотите габбу - приезжайте в Европу.

  • 31591. Музыкальные центры
    Маркетинг

    № п/пНаименование параметраМодели товараМузыкальный центр DAEWOO AMI-817L (1)Музыкальный центр JVC MX-J950R (2)Музыкальный центр SAMSUNG MAX-RN56 (3)123451.Оценка объективных параметров музыкальных центров1.1Уровень качества (высокий, средний, низкий)среднийвысокий среднийПродолжение табл. 11.2.Материал изготовле-нияПластмасса1.3.Цветсеребристыйсеребристыйсеребристый с отделкой деревом1.4Вес модели (кг.)777,51.5Диапазон рыночной цены (руб.)15 тыс. руб15 тыс. руб.15 тыс. руб.1.6Общий внешний вид (современность, про-думанность, компакт-ность, т.е. впечатле-ния от модели с эсте-тической точки зрения).Данная модель соответствует современным представлениям о технике и эстетическим представлениям1.7Уровень сложности конструкции и ее осо-бенности по сравне-нию с другими моде-лями изделияКонструкция простая1.8Основные техничес-кие характеристики моделейТип: мини-система; мощь: 120 вт.; CD проигрыватель на 3 диска; кол-во кассет: 2; кол-во настроек эквалайзера: 8; диапазон тюнера: FM+УКВ/СВ; surround sound: нет; кол-во коло-нок: 2; кол-во полос: 2; особенности: система усиления басов Ultra Bass Boost, 2-цвет-ной флуоресцентный дисплей, подсветка кнопок управления, полностью дистанционное управление, часы, таймер, продолженное воспроизведение, запись одним нажатием, синхронизирован-ная запись, ускоренная записьТип: мини-система; мощь: 150 вт.; CD проиг-рыватель на 3 диска; кол-во кассет: 2; кол-во настроек эквалайзера: 6; диапазон тюнера: FM/AM; surround sound: есть; кол-во коло-нок: 2; кол-во полос: 4; особен-ности: переворачиваю-щаяся контрольная панель, пульт ДУ, автоустановка памяти, програм-мируемый таймер, автореверс, синхронное включение / запись полностью при записи с СD, поиск по паузе, защита от магнитных полейТип: мини-система; мощь: 40 вт на канал (RMS).; CD проигрыва-тель на 3 диска; кол-во кассет: 2; кол-во настроек эквалайзера: 3; диапазон тюнера: FM/ДВ/СВ; surround sound: нет; кол-во колонок: 2; кол-во полос: 3; особенности: блок записи на диски CD-R, проигрывать дисков карусельного типа, многофункциона-льная клави-атура, автореверс, возмо-жность запоминания 30 настроек тюнера, часы, режим включения / вык-лючения, система шумоподавления, флуоресцентный дисплей (4 цвета)1.9Частота дефектов при покупке товараНе высокая2.Оценка рыночных параметров товара2.1.Конкурентоспособно-сть товараТовар по своим характеристикам конкурентоспособен2.2.Удобство покупки и транспортировкиДанный товар продаётся в магазинах занимающиеся продажей техники и т.к. музыкальные центры не очень тяжелые то транспортировку магазины не осуществляют.2.3.Привлекательность упаковкиУпаковки не видно т.к. центры выставляются без неё.3.Оценка товара в процессе потребления3.1.Уровень прочности (высокий, средний, низкий)Средний3.2.Частота возникнове-ния поломок в про-цессе эксплуатацииНе высокая3.3.Особенности уходаЧистить проигрыватель компакт дисков чистящим диском на реже 1 раза в месяц.3.4.Качества товара, спо-собствующие покупке и потреблениюсистема усиления басов Ultra Bass Boost, 2-цвет-ной флуоресцентный дисплей, подсветка кнопок управления, полностью дистанционное управление, часы, таймер, продолженное воспроизведе-ние, запись одним нажатием, синхронизиро-ванная запись, ускоренная записьпереворачивающаяся контрольная панель, пульт ДУ, автоустановка памяти, программируемый таймер, автореверс, синхронное включение / запись полностью при записи с СD, поиск по паузе, защита от магнитных полейблок записи на диски CD-R, проигрывать дисков карусельного типа, многофункциональная клавиатура, автореверс, возможность запоминания 30 настроек тюнера, часы, режим включения / выключения, система шумоподавле-ния, флуоресцен-тный дисплей (4 цвета)3.5.Качества товара, пре-пятствующие покупке и потреблениювнешний вид3.6.Качества товара, кото-рые больше всего нра-вятся потребителямвнешний вид3.7.Затраты на эксплуата-цию (руб/год)263210245

  • 31592. Музыкальный город Петербург
    Разное

    В советское время ставилась под названием «Иван Сусанин»1842Большой театр«Руслан и Людмила»ГлинкаПо Пушкину«Прототип» оперы-сказки1856Театр-цирк«Русалка»ДаргомыжскийПо Пушкину«Русалочный» сюжет весьма распространен и на Западе1863Мариинский театр«Юдифь»СеровБиблейский (убийство Олоферна)Не вписывается в «русскую» модель -- отвергнута «Могучей кучкой»1865Мариинский театр«Рогнеда»СеровРоссия между язычеством и христианствомТипичный сюжет -- отвергнута «Могучей кучкой»1869Мариинский театр«Вильям Ратклиф»КюиПо Гейне, перевод А. ПлещееваЕдва ли вписывается в «русскую» модель1871Мариинский театр«Вражья сила»СеровПо пьесе Островского «Не так живи, как хочется»Отвергнута «Могучей кучкой»1872Мариинский театр«Каменный гость»ДаргомыжскийПо «Маленьким трагедиям» ПушкинаСоздана в 1863--1869 годах, завершена Римским-Корсаковым и Кюи, поставлена после смерти Даргомыжского1873Мариинский театр«Псковитянка»Римский-КорсаковПо «Ивану Грозному» Льва МеяМногократно переделывалась1874Мариинский театр«Борис Годунов»МусоргскийПо ПушкинуНачата в 1868 году, различные редакции, в том числе две, созданные Римским-Корсаковым1876Мариинский театр«Анджело»КюиЛибретто Буренина на сюжет Виктора ГюгоЕдва ли вписывается в «русскую» модель1880Мариинский театр«Майская ночь»Римский-КорсаковПо Гоголю. «Русалочная» тема с Музыкальный фольклор как средство воспитания детей в семье
    Разное

    Елена Николаевна, занимаясь с детьми народным творчеством, серьезно работает над проблемой оказания помощи семье в воспитании детей средствами музыкального фольклора. Она много работает с педагогической литературой по этому вопросу, изучает опыт работы своих коллег, выступает в педагогических коллективах, делясь своими мыслями по этому вопросу. В результате такой целенаправленной работы вырабатывается стиль ее деятельности. Так, перед началом учебного года Елена Николаевна проводит работу по сбору информации о детях, которые хотят заниматься музыкальным фольклором. В беседе с родителями и детьми выясняется, в какой семье живет ребенок, есть ли у него друзья, чем увлекался раньше, какие успехи в школе, как проводит свободное время, т.е. интересы, наклонности, здоровье, есть ли проблемы в семье по воспитанию ребенка. Если они есть, то предлагает маме или бабушке (по возможности) приходить на занятия в качестве участника или наблюдателя. Эти условия дают возможность чаще общаться и в дальнейшем находить оптимальные варианты в совместном решении возникшей воспитательной проблемы в семье. В результате этого составляется план воспитательной работы, где участниками его исполнения являются и родители, а в свой педагогический дневник Елена Николаевна добавляет к постоянным воспитанникам фольклорной студии вновь поступивших детей. Несмотря на ее молодость, родители идут к ней, чувствуя ее заинтересованность и желание помочь. Их неформальное общение происходит на протяжении всего учебного года (мы не рассматривали собственно занятия, где создаются индивидуальные ситуации и действия для развития ребенка и коррекции поведения).

  • 31594. Музыкотерапия как метод психотерапии
    Психология

    Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названным ею изо-принципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении громкая, быстрого темпа. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушащего.

  • 31595. Муки обретения собственного голоса (о проблеме творческой индивидуальности при создании высказывания)
    Психология

    Так, в наставлениях идеальному ритору у Ломоносова особенно интересны части, посвящённые психологическим этюдам, касающимся эмоциональных сторон межличностной коммуникации. По мнению Ломоносова, качество и продуктивность, как бы мы сказали сейчас, речевой стратегии личности зависит от того, насколько "она знает нравы человеческие", как может "чрез рачительное наблюдение и философское остроумие высмотреть, от каких представлений и идей каждая страсть возбуждается, и изведать чрез нравоучения всю глубину сердец человеческих" (13, С. 168-169). Как тонкий сердцевед и опытный оратор предлагает принимать во внимание "личные свойства своих слушателей": учитывать возраст, воспитание, образование, возможный интерес к проблеме. Современно звучат соображения о том, что идеальному оратору крайне важно ориентировать свою речь на слушателей, учитывать характер аудитории. Оратор должен проявить при этом знание психологии человеческих взаимоотношений, умение "возбудить нужные чувства" и "утвердить нужные мысли" (там же, С.169).

  • 31596. Муковиматхо
    Физика

     

    1. Мувофики схемаи расми 2 занчири электри тартиб дихед.
    2. Лагжонаки D-ро дар миёнчои сими реохорд шузошта, калиди К-ро васл бинмоед.
    3. Дар муддати кутох калиди галванометр К0-ро пайваст сохта, чунон бузургии R0-ро дар магазин муковиматхо интихоб кардан лозим аст, ки акрабаки калванометр ба кимати сифри наздик бошад.
    4. Дар ин хол лагжонаки D-ро кадре кучонда, пулакро ба мувозанат овардан мебояд, яъне акрабаки галванометр ба кимати сифри наздик бошад.
    5. Аз руи таксимоти шкалаи рехорд киматхои l1 ва l2 аз магазини муковиматхо кимати R0-ро мукаррар намоед.
    6. Мувофики формулаи (13) кимати Rx1-ро муайян созед.
    7. Натичахои андозагири ва хисобу китобро дар чадвали 1 гирд оваред.
  • 31597. Муковисцедоз
    Медицина, физкультура, здравоохранение

    Дети, больные муковисцидозом, обычно рождаются в срок, вес их при рождении нормальный. Среди общих симптомов нужно назвать соленый вкус кожи больных детей, на который обращают внимание некоторые наблюдательные родители. Этот признак связан с изменением концентрации хлоридов пота. Asay (1965) обратил внимание на отложение солей в области лба. Другим следствием того же обстоятельства является склонность детей, больных муковисцидозом, к коллапсам при перегреве (di SanfAgnese е. а., 1960). Коллапсы возникают чаще всего в жаркое время года, но и в холодные месяцы опасность их достаточно велика, если к потере хлоридов с потом присоединяется потеря их от каких-либо других причин. Di SanfAgnese описал ряд случаев, при которых коллапсы возникали зимой вследствие излишнего укутывания детей. Выяснено, что в этих случаях в сыворотке крови сохраняется нормальный уровень калия, но резко падает концентрация хлорида натрия, выделяющегося в избытке потовыми железами.

  • 31598. Мукромикоз
    Медицина, физкультура, здравоохранение

    Симптомы и течение. Продолжительность инкубационного периода не установлена. Болезнь может начинаться с поражения слизистой оболочки носа и придаточных пазух носа. Отмечается небольшое повышение температуры тела, боли в области носовых пазух, кровянистое выделение из носа, через несколько дней значительно повышается температура тела, появляется диплопия, птоз, нарушение движения глазами. В носу отмечаются изъязвления и некроз слизистой оболочки носовых раковин, воспаление может переходить на кожу шеи, поражение сосудов глаза может приводить к слепоте. Могут поражаться сонные артерии, развиваться тромбоз мозговых синусов. Без лечения смерть наступает через несколько дней или несколько недель.

  • 31599. Мультивибратор
    Радиоэлектроника

     

    1. Воробьев Н.И. Проектирование электронных устройств.- М.: Высшая школа , 1989.
    2. Усатенко С.Т., Каченюк Т.К. Терехова М.В. Выполнение электрических схем по ЕСКД. М.: Изд. Стандартов, 1989.
    3. Полупроводниковые приборы: Диоды, тиристоры, оптоэлектронные приборы: Справочник/Под ред. Н.Н. Горюнова. М.: Энергоиздат, 1982.
    4. Полупроводниковые приборы: Транзисторы: Справочник/Под ред. Н.Н. Горюнова .-М.: Энергоиздат, 1985.
    5. Гурлев .Д.С. Справочник по электронным приборам .- К.: Техника, 1979.
    6. Резисторы: Справочник/Под ред. И.И. Чертверткова. М.: Энергоиздат, 1981.
    7. Справочник по электрическим конденсаторам/Под ред. И.И. Чертверткова, В.Ф. Смирнова.-М.: Радио и связь, 1983.
    8. Разработка и оформление конструкторской документации РЭА. Справочник/Под ред. Романычевой Э.Т. М.: Радио и связь, 1989.
    9. Расчет электронных схем/Под ред. Г.И. Изъюровой, Г.В. Королева, В.А. Терекова. М.: Высшая школа, 1987.
    10. Гусев В.Г., Гусев В.М. Электроника. М.: Высшая школа, 1991.
    11. Справочник конструктора РЭА: Общие принципы конструирования/Под ред. Р.Г. Варламова. М.:Сов.Радио 1980. 480с.,ил.
    12. Гелль П.П., Иванов-Есипович Н.К. Конструирование и микроминиатюризация радиоэлектронной аппаратуры: Учебник для вузов. Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. Отд-ние. 1984.-536 с., ил.
  • 31600. Мультивибраторы
    Радиоэлектроника

    Если в триггерных устройствах начальное развитие регенеративного процесса, обеспечивающего формирование крутых перепадов, напряжения, вызывается внешними импульсами управления, то в мультивибраторах этот процесс развивается автоматически благодаря наличию времязадающих (хронирующих) элементов, которыми обычно являются RC-цепочки. Разумеется, что в том и другом случаях генераторное устройство представляет собой усилительное звено того или иного типа, охваченное положительной обратной связью. Таким образом, мультивибратор представляет собой релаксационный автогенератор напряжения прямоугольной формы. Термин «автогенератор» означает, что он генерирует незатухающие колебания без какого-либо запуска извне и не имеет устойчивых состояний равновесия. Релаксационный характер колебаний выходного напряжения указывает на то, что условия самовозбуждения выполняются в широком диапазоне частот.