Информация

  • 31201. Монументальная живопись Древнего Египта
    Культура и искусство

    Во времена Среднего царства, после некоторой борьбы за власть между номами, когда в 20 веке до нашей эры к власти приходит фараон Аменемхет I, наступает общий хозяйственный подъем, рост городов, усиление обмена, что приводит к раiвету культуры. Время Среднего царства справедливо iитается одним из наиболее значительных периодов в истории культуры и искусства Древнего Египта. Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях политической борьбы и фараоны и номархи использовали и искусство. Возвеличивание себя на манер древних фараонов снова вошло в моду. Хоть и стало невозможным возводить такие же величественные пирамиды, во внутреннем оформлении старались подражать во всем. Особено это подражание затронуло монументальную живопись. Это подражание очень ярко видно при сравнении iены охоты в пустыне в гробнице визиря Антефокера в Фивах с подобной же iеной в заупокойном храме фараона Сахура. Та же часть пустыни, огороженная сеткой, внутри которой загнаны звери; так же слева и в той же условной позе, что и фараон Сахура, изображен Антефокер. За Антефокером идет оруженосец, изображение которого, согласно канонам, в два раза меньше изображения хозяина. При дальнейшем сравнении видно, что iена охоты Антефокера в основных чертах воспроизводит композицию, созданую в древнем царстве. Подобное повторение древних образцов прослеживается в искусстве начала Среднего царства и на ряде других сюжетов. Иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в частности при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах начали развиваться передовые художественные направления в искусстве начала Среднего царства. А почему? Как следствие политической и экономичесткой самостоятельности, приобретенной этими номами в конце Древнего царства. Номархи чувствовали себя хозяевами своих областей, так же возвеличивали себя, но появилось как бы больше культурных центров так как номы, как и фараоны, так же окружали себя искусными зодчими, скульпторами, художниками. Известная самобытность общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда традиций: для их произведений характерны поиски новых способов передачи окружающего мира, что соответствовало новым задачам, стоящим перед искусством и вызванным всей сложившейся к началу 20-го века исторической обстановкой. Падение Древнего царства нарушило казавшиеся незыблемыми устои, что способствовало известному росту индивидуалистических стремлений, поиску более конкретных знаний, что, в свою очередь, привело к большей реалистичности в искусстве. Росписи на стенах гробниц номархов Среднего Египта представляют собой подлинные картины жизни. Изображения на стенах дополняются написанными тут же автобиографиями номархов, изложенными прекрасным литературным языком. Художники стремятся изображать события со всей доступной им конкретностью. Сравнение одинаковых по тематике iен из этих гробниц и из гробниц придворной знати наглядно показывает из различия. Рассмотрим ту же iену охоты в пустыне, но в гробнице номарха 14 нома Сенби. Несмотря на то, что изображение iены в общем остается прежним (слева охотник, справа - загон) и многие фигуры зверей имеют свои прототипы в Древнем царстве, тем не менее все изображение явно отличается большим реализмом. Вместо условного расположения зверей по рядам они даны на разных уровнях на фоне пеiаных холмов пустыни. Сенби изображен в естественной живой позе: он остановился на бегу и, опираясь на левую ногу, внимательно целится в намеченного зверя. Спутник Сенби одного с ним роста, причем оба они одеты так, как фактически и одевались воины-охотники. Не менее своеобразна и iена охоты в гробнице номарха 15 нома Тхутихотепа, где престарелый номарх стоит возле загона, опираясь на посох и кутаясь в плащ, и наблюдает, как охоятся его сыновья. Новую трактовку прежних сюжетов можно также найти и во многих других случаях, особенно в iенах различных работ, где художник, изображая представителей низших слоев населения, был менее связан каноном. Встречаются и новые сюжеты, например, таково известное изображение прихода кочевников. Но наибольшего успеха достигли художники в изображении животных, где они также были менее всего стеснены каноном. В знаменитых росписях со iеной охоты среди нильских зарослей из гробницы номарха 16 нома Хнумхотепа II дана новая трактовка природы зарослей папирусов с летящими птицами и охотящимися дикими кошками. И птицы и животные изображены в различных живых позах, новшеством является и богатство красок: применены не только новые оттенки (густо-оранжевый, желтовато-серый и другие), но и даются переходы одного цвета к другому. Серебристая голубизна чешуи на спине рыбы незаметно переходит в розовато-белую окраску брюшка, голубой затылок цапли желтовато-белую шею. Настенные росписи перестают быть более графикой, чем живописью. Росписи отличаются смелым сопоставлением цветовых пятен: на фоне нежной зеленой листвы выделяется яркое оперение удода. Интересно дана раiветка кошки, где художник при помощи серовато-коричневых мазков по желтому фону попытался передать пушистую шерсть животного. Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории египетской монументальной живописи. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового.

  • 31202. Монументальная скульптура
    Культура и искусство

    Генеральной идеей владимирской скульптуры было прославление мудрого правителя. Конечно, это чисто феодальная идея, но в условиях XII века, когда Руси грозило полное распадение на части, она соответствовала интересам народа. Поэтому ее пластическое осуществление получило приподнятый и даже ликующий характер. Так идейным и композиционным центром пластического убора трех (кроме восточного) фасадов Дмитровского собора является царь Давид. Он изображен молодым (но в короне!) псалмопевцем, восседающим на "троне", у основания которого расположены львы, а по сторонам птицы. На левом колене Давид держит псалтырь. (Иконографически представляет соединение образа Давида-музыканта, довольно частого в средневековых миниатюрах, с образом Христа во славе. Является, скорее всего, плодом местного творчества, поскольку аналоги такому изводу неизвестны. Первыми исследователями владимиро-суздальской скульптуры принимался за изображение Христа). Все звери, птицы, люди, мир природы и. фантастические существа как бы внимают голосу певца, в виде которого изображен Давид. Барельефные изваяния царя Давида-псалмо-певца, трижды повторенные в центральных полукружиях фасадов, хорошо видны. Очевидно, он олицетворял в те времена мудрого правителя. Остальные плоскости заполнены множеством скульптурных изображений, главным образом, растительных мотивов, а также фантастических, сказочных птиц и зверей, но не хищных и кровожадных, а добродушных, спокойно взирающих на нас сверху (грифоны, представленные в боковых закомарах, держат в когтистых лапах лань, но не терзают ее, чем отличаются от восточных и романских прообразов). Все эти птицы и звери гуляют в сказочном саду, созданном фантазией художника, и лишь изваянные по сторонам от мудрого правителя животные внимают его наставлениям.

  • 31203. Мопс. Нежная душа в мощном теле
    Биология

    Мопсы всегда удивляли нас своей необычной внешностью, своей сильной мускулатурой и невероятно добрыми карими глазами. Декоративная собака мопс выглядит очень аристократично, особенно когда важно шагает по улице, но в тоже время очень смешно, особенно, когда громко сопит или играется. Мопсы очень любят своих хозяев и сильно к ним привязываются, эти низенькие толстенькие собачки готовы идти за своими хозяевами хоть на край света. Если хозяин мопса уезжает, оставляя на продолжительное время собачку под присмотром родственников, мопс начинает сильно скучать, иногда даже отказывается от пищи и начинает болеть. Мопс - это очень умная и добрая собака, но если хозяину грозит опасность, мопс, не смотря на свои отнюдь не большие размеры, будет защищать хозяина всеми своими силами. Эта собака очень любит детей, позволяет им с собой играть и очень этому радуется. Огромные карие глаза мопса, кажется, смотрят в самую душу, собака с таким взглядом не может никого оставит равнодушным, поэтому сегодня, как и сотни лет назад, очень много людей выбирают эту породу. Если вы решили присоединиться к числу мопсоводов, то для начала вам нужно ознакомиться с некоторыми особенностями содержания мопсов.

  • 31204. Мораль
    Культура и искусство

    Парадокс моральной оценки связан с вопросом о том, кто молот вершить моральный суд, кто имеет право выносить моральные оценки. Логично было бы предположить, что такую функцию могут взять на себя люди, выделяющиеся из общей массы по моральным качествам, подобно тому как это происходит во всех других областях знания и практики, в которых решающим является слово специалиста (право авторитетного суждения о музыке имеет музыкант, по юридическим вопросам - юрист и т.д.). Однако одним из несомненных нравственных качеств человека является скромность, еще точнее, осознание своего несовершенства. Более того, чем выше человек в нравственном отношении, тем критичней он к себе относится. Поэтому действительно нравственный человек не может iитать себя достойным кого-то судить. С другой стороны, люди, охотно берущие на себя роль учителя и судьи в вопросах морали, обнаруживают такое качество, как самодовольство, которое органически чуждо морали и безошибочно свидетельствует о том, что эти люди взялись не за свое дело. Жизненные наблюдения свидетельствуют, что в такой ложной роли чаще всего выступают люди, которые занимают более высокие ступени в социально-иерархических структурах (руководители по отношению к подчиненным, учителя по отношению к ученикам и т.д.).

  • 31205. Мораль в жизни человека и общества
    Разное

    Человек моральный отличается от аморального, от того, у которого «ни стыда, ни совести»1, не только и даже не столько тем, что его поведение гораздо легче регулировать, подчинять существующим правилам и нормам. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения человеческой личности. Но нужно сказать и о тех, которые пренебрежительно отзываются о морали. Да и пренебрежительность эта не так безгранична, как может показаться. Во-первых, отвергая одни нравственные ценности, тот или иной человек, даже не всегда то сознавая, принимает другие, ориентируется на них. Ведь «нередок феномен «неосознанного сознания» сознания, которое человек имеет и которым руководствуется на практике, не отражая этого в своем сознании».2 Во-вторых, нарушения кем-либо нравственных норм происходят не всякий раз, когда ситуация ставит его перед выбором, а лишь время от времени и в целом в рамках «терпимого» для окружающих. Выход за пределы «терпимого» ведет к разрыву социальной средой связей с данным лицом, к его остракизму, изгнанию из среды. В-третьих, нарушая нравственность, человек обычно не приемлет ее нарушений другими, особенно по отношению к нему самому, и таким образом остается под ее воздействием, признает ее, чувствует ее необходимость.

  • 31206. Мораль героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
    Литература

    «Начинаются его мучения, его долгая агония. Проходит молодость. Он здоров, силы его просятся наружу. Что делать? За что взяться? Сознание шепчет ему, что он пустой человек, злобная ирония шевелится в душе его, и в то же время он сознает, что он не пустой человек: разве пустой может страдать? Пустой занялся бы картами, деньгами, чванством, волокитством. Чего же он страдает? Оттого, что нельзя ничего делать? Нет, это страдание достанется другой эпохе. Он страдает еще только тем, что не знает даже, что уважать, хотя твердо уверен, что есть что-то, которое надо уважать и любить. Но он озлобился, и не уважает ни себя, ни мыслей своих: не уважает даже самую жажду жизни и истины, которая в нем; он чувствует, что хоть она и сильна, но он ничем для нее не пожертвовал, - и он с иронией спрашивает: чем же ей жертвовать, да и зачем? Он становится эгоистом и между тем смеется над собой, что даже и эгоистом быть не может. О, если бы он был настоящим эгоистом, он бы успокоился!»

  • 31207. Мораль и нравственность
    Культура и искусство

    Моральное сознание - включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов. Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла, отношение и деятельность, намерения - эти категории в вопросах этики имеют первостепенное значение. Аристотель, впервые в европейской этике всесторонне рассмотрел понятие "намерение", понимал его именно как основание добродетели и сознательно противопоставлял, отличал от воли и представления ("Никомахова этика", книга III, гл.4, 5, 6, 7). Намерение не имеет дело с тем, что невозможно осуществить, а направлено на то, что во власти человека, оно касается средств достижения цели (нельзя сказать: я намереваюсь быть блаженным) в отличие от воли вообще, которая может иметь дело с невозможным (желание бессмертия, например), и направлять на то, что вне нашей власти (желание победы тому или иному атлету в соревновании), касается целей человека. Рациональное зерно мысли Аристотеля, согласно которой намерение касается средств, а воля - целей человеческой деятельности, состоит в том, что содержанием намерения могут быть, как правило, цели осуществимые, реальные, взятые в единстве со средствами их достижения. Намерение также не есть представление. Первое всегда практически ориентировано, выделяет в мире только то, что во власти человека, второе простирается на все: и на вечное, и на невозможное; первое различается добром и злом, второе - истинностью и ложностью; первое есть указание к действию, говорит о том, чего добиваться и чего избегать, что делать с предметом; второе анализирует, что такое сам предмет и чем он полезен; первое хвалят, когда оно сообразуется с долгом, второе - когда оно истинно; первое касается того, что известно, второе того, что нам неизвестно. К тому же, завершает свою сравнительную характеристику Аристотель, лучшие намерения и лучшие представления встречаются не у одних и тех же людей. Собственный существенный признак намерения Аристотель усматривает в том, что ему предшествует предварительный выбор, взвешивание мотивов, под которыми он прежде всего понимает различную побуждающую роль разума и удовольствий: " Оно есть нечто, что избирается преимущественно перед другими".

  • 31208. Мораль и нравственность: проблемы духовности личности
    Философия

    Коль скоро практическая деятельность человека строится по законам объективного мира, то и наша духовная жизнь должна следовать этим законам. Речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, «узловых» моментов. При этом создаваемый человеком идеальный мир понятий, образов и доги обладает существенной самостоятельностью, автономностью. Он может очень далеко отрываться от материальной действительности, может даже возомнить себя абсолютно самостоятельным, самосущим. Однако окончательно избавиться от своей материальной основы дух не может. Мешают по меньшей мере два обстоятельства: его «материальное» происхождение и его предназначение ориентация человека в мире. Потеря такой ориентации означает гибель самого духа.

  • 31209. Мораль и поведение
    История

    Чтобы делать добро, человек должен быть волевым, мужественным, способным противостоять толпе, но совсем не обязательно нравственный человек должен быть мыслителем, всю жизнь посвятившим размышлениям о природе добра. Однако в число нравственных качеств обязательно входит осмысленность совершения нравственных поступков. То есть нравственный человек проделывает определенную нравственную работу, в каждом конкретном случае сознательно определяя для себя, что в данных обстоятельствах есть добро. Нравственное поведение осознанно, это осознание происходит в рамках «практического разума», способного осознать общие предпосылки любого конкретного поступка и тем самым сделать его осмысленным. Практический разум позволяет человеку осознать основу своего действия, но он не тормозит это действие, не уводит человека в теоретические лабиринты. Теоретика может заинтересовать вопрос, откуда берутся нравственные принципы являются ли они природной необходимостью, даны Богом, или выражают социальную потребность; он может задуматься над отдельными последствиями своего поступка, но тогда, возможно, доброе Дело никогда не будет сделано. В практической ситуации нравственного выбора теоретик становится похож на гоголевского Манилова, размышляющего о том, что хорошо бы от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором стояли бы лавки и в них продавались разные товары, что существенно бы улучшило жизнь крестьян его деревни. Для человека как носителя нравственного сознания вполне достаточно такого обоснования своего поступка: «я это делаю, потому что иначе меня замучает совесть».

  • 31210. Мораль и политика
    Политология

    Словом, различий между моральным и политическим: сознанием немало. Но есть и точки соприкосновения, есть пространство для взаимодействия. Государство не есть какая-то абстракция. Оно реализуется в конкретных органах, в их деятельности. И, прежде всего сущность такого или иного государства воплощается в праве. Именно через право государство, политическое сознание (обращенного в отличие от морали преимущественно к большим группам населения) доходит до отдельного гражданина. Но, регулируя межличностные отношения, право вынуждено опираться на простые нормы нравственности, освященные веками. Неслучайно такие исходные нормы, как тАЬне убийтАЭ, тАЬне украдитАЭ и др. входят и в мораль, и в право. Кроме того, имеется и "общее" понятие и у морального, и у правового сознания понятие «справедливости», «равенства». Правда, понимание справедливости в морали и в праве имеет свои особенности. Для права справедливость это следование законам, установленным государством. Для морали справедливость это объективная оценка действий отдельной личности через призму общечеловеческих, высших ценностей. Моральное сознание может признать несправедливыми и сами законы, Кроме того, для морального сознания принцип равенства значимости, достоинства каждой человеческой личности является, можно сказать, священным. Для правосознания (в прошлые века личность не только царя, короля, но и простого дворянина имела откровенные привилегии) принцип равенства стал iитаться важным, существенным лишь в самые последние десятилетия (у разных стран по-разному).

  • 31211. Мораль и социальное управление
    Культура и искусство

    С этой точки зрения единственным источником нравственного начала в человеке есть бог, создавший человека «по своему образу и подобию» и дала ему нравственные заповеди. В пользу религиозного обоснования нравственности обычно выдвигаются следующие доводы: во-первых, человек по своей природе стремится к удовлетворению эгоистических интересов и потому не способна сама выработать моральные понятия, во-вторых, потому что в общественной жизни добродетель не всегда награждается, а порок не всегда наказывается и торжествует, то выполнение людьми требований нравственности может обеспечить только их вера в существование загробной жизни, в ад и рай, где осуществляется справедливое воздаяние за добродетели и пороки, только их страх перед «страшным судом», в-третьих, все больше известные требования нравственности впервые были сформулированы в рамках религиозного учения, а потому, даже если не верить в бога, следует, мол, признать ту позитивную роль, что сыграла религия в развитии нравственного сознания человечества.

  • 31212. Мораль и этика Буддизма
    Туризм

    Как мы уже говорили, в буддизме существует так называемый восьмеричный путь к истине, который описывает то, как люди должны жить. Буддизм отмечает, что если человек следует восьмеричному пути во всех его категориях, то он сможет достичь гармонии и iастья, достичь состояния нирваны. А в чем ж смысл этого восьмеричного пути?

    1. Праведное знание. Это начальный этап. Человек должен понять то положение, в котором он находится, должен осознать себя, свой внутренний мир, и тогда это станет отправной точкой дальнейшего развития.
    2. Праведная решимость. После того, как ты понял, в каком состоянии находишься, понял зло и добро и их разделение в себе, ты должен исполниться решимости это преодолеть и развить в себе только добро.
    3. Праведные слова. После того, как ты исполнился решимостью идти по пути добра, необходимо следовать по этому пути. Недостаточно просто мыслить какими-то правильными категориями, нужно, чтобы твои слова также были чистыми.
    4. Праведные поступки. Если ты понял, что такое правда, и решился встать на путь истины, твои поступки должны отражать понимание истины. Необходимо правильно строить свои отношения с другими людьми.
    5. Праведный образ жизни. Это уже не просто конкретные поступки, которые ты совершаешь ежедневно. Это значит, что ты не можешь позволить себе заниматься той деятельностью, которая противоречит твоему пониманию истины. Именно поэтому буддизм говорит как о чем-то недопустимом о таких явлениях, как наркомания, проституция, алкоголизм..
    6. Праведное усердие. Если ты понял, что такое праведность, если ты решил воплотить это в жизнь, то необходимо прикладывать значительные усилия, чтобы твои благие помыслы перешли в конкретные поступки. Это тот шаг, который часто является для нас непреодолимым барьером.
    7. Праведные помыслы. Очень важно не только то, что мы говорим и что мы делаем, но и чем мы руководствуемся в поступках, каковы наши мотивы.
    8. Праведное созерцание. В буддизме особое внимание придается именно этой составляющей восьмеричного пути, ведущего к совершенству и просветлению. Именно через созерцание Будды были открыты великие истины. В нашей повседневности мы занимаемся какими-то делами не давая себе труда остановиться и взглянуть внутрь себя, понять, что это такое, задуматься над чем-то, выходящем за рамки суеты. Важно уделять какое-то время в жизни самосозерцанию, попытке осознать себя и свои взаимоотношения с окружающим миром, поиску смысла жизни.
  • 31213. Мораль иудаизма
    Культура и искусство

    Далее в декалоге говорится: тАЮПомни день субботний, чтобы святить его" (Исх., 20 8). Книга Исход мотивирует святость субботы тем, что сам бог почил в этот день, закончив после шестидневных трудов сотворение мира. Второзаконие предписывает тАЮсоблюдать день субботний", потому что Яхве вызволил свой народ из египетского рабства. Этим разнобоем в библейских текстах воспользовались раввины. Они опутали субботу своими предписаниями и запретили в этот день зажигать огонь, приготовлять пищу, обсуждать какие-либо дела, работать в поле, лечить больных, хоронить умерших и т. п. И верующие, одурманенные раввинами, покорно исполняли ненужные обряды, еще более проникаясь слепой верой в святость и не-нарушимосгь субботы. Действительное же происхождение субботних запретов никакого отношения к морали не имеет. В глубокой древности у иудеев суббота была посвящена духу Луны. Этим днем отмечались фазы Луны, а потому тАЮдень покоя" отмечался каждые семь дней. Верования древних иудеев и нашли отражение в библейской заповеди о субботе.

  • 31214. Мораль i правопорядок у дiяльностi державного службовця
    Юриспруденция, право, государство

    В сучасних умовах iдеi правовоi держави (держави, в якоi право вiдiграСФ визначальну роль в ситемi соцiальних iнститутiв) отримали реальний розвиток. Одночасно, виконання правових норм фактично стало в розвинених краiнах однiСФю з норм морально нравственоi системи (поняття "високоморальна людина" в розвинених краiнах практично обовязково мiстить в собi поняття "законослухняний громадянин"), що створило в багатьох випадках зв'язок «морально те, що встановлено законом», а вплив прийнятих у суспiльствi морально нравственних норм на становлення права в умовах яскраво вираженого (в демократичних краiнах) звязку «виборець законодавець» став оперативним та достатньо прямим, дозволяючи досягти високого ступеню вiдповiдностi моральних та правових норм.

  • 31215. Мораль i соцiальне управлiння
    Культура и искусство

    Моральнi вимоги i контроль за iхнiм виконанням здiйснюються засобами духовного впливу - через почуття боргу, котре кожна людина повинна усвiдомити i зробити мотивом свого поводження i через оцiнку i самооцiнку його вчинкiв. Вiдповiдальнiсть у моралi на вiдмiну вiд права, маСФ не матерiальний, а iдеальний духовний характер (заохочення i покарання). Спираючись на виробленi товариством моральнi уявлення, засвоюючи iх, окрема людина може в тiй або iншiй мiрi самостiйно регулювати своСФ поводження i судити про моральне значення всього, що вiдбуваСФться навколо нього. У такий спосiб у моралi людина виступаСФ не тiльки як об'СФкт суспiльного контролю, але i як самодiяльна особистiсть (суб'СФкт), що володiСФ своСФю власною моральною самосвiдомiстю - переконаннями, почуттями, схильностями, совiстю. Отже, мораль складаСФться з моральноi дiятеяьностi, поведiнки людей, вчинкiв, моральних вiдношень людей. Моральнi дiяльнiсть i вiдношення вiдбиваються i закрiплюються в моральнiй свiдомостi. РДднiсть усiх цих сторiн визначаСФ природу i специфiку моралi. Мiж цими сторонами моралi можуть виникати протирiччя. Вiдома невiдповiднiсть завжди iснуСФ мiж вимогами, запропонованими до людей, i тим, як вони поводяться. Ця невiдповiднiсть може виявлятися в окремих вiдхиленнях вiд моральних норм, але може прийняти i загальний характер, спрямований у перiоди кризи визначеноi суспiльно-економiчноi формацii. Mораль - явище iсторичне, вона змiнюСФться i розвиваСФться в ходi загального прогресу людського товариства. У iсторii змiнюють один одного основнi типи моралi (общинно - родова, рабовласницька, феодальна, буржуазна мораль i комунiстична). Та або iнша мораль у кiнцевому рахунку служить твердженню i змiцненню (або ж поваленню) iснуючих суспiльних вiдносин. У класовому товариствi i мораль маСФ класовий характер. Пануюча мораль виконуСФ функцiю охорони iнтересiв правлячого класу, у той час як експлуатований клас, у мiру того як усвiдомить несправедливiсть iснуючих вiдношень i вступаСФ в боротьбу з ними, виробляСФ свою власну, мораль, протилежну тiй, що йому нав'язують. Водночас у розвитку моралi спостерiгаСФться визначена спадкоСФмнiсть, що вiдбиваСФ iсторичний прогрес загальнолюдськоi культури, а також вiдому спiльнiсть умов соцiального життя в рiзноманiтнi iсторичнi епохи i рiзноманiтнi соцiальнi групи. «... У моралi, як i у всiх iнших галузях людського пiзнання,- пише Ф. Энгельс,- у загальному i цiлому спостерiгаСФться прогрес» (т. 20, с. 96). В мiру прогресу моральних вiдношень зростаСФ роль особистостi в суспiльному процесi регулювання поводження. У первiсному товариствi соцiальна диiиплiна трималася силою навички, традицiй, авторитетом старiйшин роду. Тут не могло бути промови про особисту свiдомiсть, тому що iндивiд ще не вiдрiзняв себе вiд роду i не замислювався над тим, чому вiн кориться його вимогам. Лише в бiльш пiзнiй перiод родового ладу, як вiдзначаСФ К.Маркс, виникаСФ поняття особистоi гiдностi. Окрема людина вже спроможна виступати самостiйно вiд iменi iнтересiв роду. У перiод розкладання родового ладу i розвитку державно-полiтичних вiдношень вiд людини вже починають вимагати, щоб вона чинила визначенi дii, вимагаючи вiд свого морального почуття i власноi самосвiдомостi. У епоху Реформацii усвiдомлення людиною морального значення своiх вчинкiв висуваСФться в моралi на перший план (теорiя моральноi доброти). Але i силу класового характеру моралi суспiльнi вимоги в експлуататорському товариствi сприймалися особистiстю як щось зовнiшнСФ i часто вступали в протирiччя з ii совiстю. Чим вище мiра гуманностi вiдношень мiж людьми, тим ширше сфера дii моральностi в життi товариства. В мiру розвитку суспiльноi активностi i свiдомiстi народу вiдбуваСФться поступове звуження сфери права i зростаСФ роль морального початку в повсякденнiй життСФдiяльностi.

  • 31216. Мораль как вид культуры
    Разное

    Мораль обычно определяется как такой вид общественных отношений, который регулирует действия человека в обществе. Отличием морали от других обычаев и традиций, существующих в мире людей, является то, что моральные нормы выступают как всеобщие, охватывающие специфику человеческого, человечного в человеке. Мораль включает в себя исторически складывающиеся идеалы и принципы, связанные с поведением людей. Они возникают в каждом обществе стихийно и зависят от различных обстоятельств: особенностей трудовой деятельности, кочевого или оседлого образа жизни, господствующей религии, форма организации общества и иных конкретно-исторических реалий. Весь способ существования общества, формы отношений между людьми постоянно воспроизводят эти идеалы и принципы как неотъемлемые, составляющие самую суть общественной жизни. Моральные установки существуют не только в качестве представлений о полезном и целесообразном поведении, в результате которого можно достигнуть конкретных результатов. Моральные нормы это требование должного, безусловного, или, строго говоря, императивы ( от лат. imperatives « повелительный » - повеление, настоятельное требование, приказ, закон ), лежащие в основании любой деятельности, достижения любых целей. Причем нормы морали, в отличие от норм другого рода, не связан с какими либо учреждениями или общественными санкциями, а поддерживаются общественным мнением, привычным поведением общества в целом или его определенного слоя и самим человеком.

  • 31217. Мораль как форма общественного сознания
    Философия

    Моральное сознание включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов. Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла, отношение и деятельность, намерения - эти категории в вопросах этики имеют первостепенное значение. Аристотель, впервые в европейской этике всесторонне рассмотрел понятие «намерение», понимал его именно как основание добродетели и сознательно противопоставлял, отличал от воли и представления («Никомахова этика», книга III, гл.4, 5, 6, 7). Намерение не имеет дело с тем, что невозможно осуществить, а направлено на то, что во власти человека, оно касается средств достижения цели (нельзя сказать: я намереваюсь быть блаженным) в отличие от воли вообще, которая может иметь дело с невозможным (желание бессмертия, например), и направлять на то, что вне нашей власти (желание победы тому или иному атлету в соревновании), касается целей человека. Рациональное зерно мысли Аристотеля, согласно которой намерение касается средств, а воля - целей человеческой деятельности, состоит в том, что содержанием намерения могут быть, как правило, цели осуществимые, реальные, взятые в единстве со средствами их достижения. Намерение также не есть представление. Первое всегда практически ориентировано, выделяет в мире только то, что во власти человека, второе простирается на все: и на вечное, и на невозможное; первое различается добром и злом, второе - истинностью и ложностью; первое есть указание к действию, говорит о том, чего добиваться и чего избегать, что делать с предметом; второе анализирует, что такое сам предмет и чем он полезен; первое хвалят, когда оно сообразуется с долгом, второе - когда оно истинно; первое касается того, что известно, второе того, что нам неизвестно. К тому же, завершает свою сравнительную характеристику Аристотель, лучшие намерения и лучшие представления встречаются не у одних и тех же людей. Собственный существенный признак намерения Аристотель усматривает в том, что ему предшествует предварительный выбор, взвешивание мотивов, под которыми он прежде всего понимает различную побуждающую роль разума и удовольствий: « Оно есть нечто, что избирается преимущественно перед другими».

  • 31218. Мораль помощи и взаимопомощи в дохристианский период Руси
    Культура и искусство

    По-видимому, большее развитие получил и крепче держался другой ряд верований, культ предков. В старинных русских памятниках средоточием этого культа является со значением охранителя родичей род со своими рожаницами, т. е. дед с бабушками, намек на господствовавшее некогда между славянами многоженство. Тот же обоготворенный предок чествовался под именем чура, в церковнославянской форме щура; эта форма доселе уцелела в сложном слове пращур. Значение этого деда-родоначальника как охранителя родичей доселе сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: чур меня! т. е. храни меня дед. Охраняя родичей от всякого лиха, чур оберегал и их родовое достояние. Предание, оставившее следы в языке, придает чуру значение, одинаковое с римским Термом, значение сберегателя родовых полей и границ. Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и теперь выражаем словом череiур; значит, чур мера, граница. Этим значением чура можно, кажется, объяснить одну черту погребального обряда у русских славян, как его описывает Начальная летопись. Покойника, совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и ставили на столбу на распутиях, где скрещиваются пути, т. е. сходятся межи разных владений. Придорожные столбы, на которых стояли сосуды с прахом предков, это межевые знаки, охранявшие границы родового поля или дедовской усадьбы. Отсюда суеверный страх, овладевавший русским человеком на перекрестках: здесь, на нейтральной почве родич чувствовал себя на чужбине, не дома, за пределами родного поля, вне сферы мощи своих охранительных чуров. Все это, по-видимому, говорит о первобытной широте, цельности родового союза. И однако в народных преданиях и поверьях этот чур-дед, хранитель рода, является еще с именем дедушки домового, т.е. хранителя не целого рода, а отдельного двора. Таким образом, не колебля народных верований и преданий, связанных с первобытным родовым союзом, расселение должно было разрушать юридическую связь рода, заменяя родство соседством. И эта замена оставила некоторый след в языке: сябр, шабер по первоначальному, коренному значению родственник, потом получил значение соседа, товарища.

  • 31219. Мораль, этические воззрения средневековья. Рыцарский эпос
    Культура и искусство

    На вопрос, что такое человек, средневековые мыслители давали не менее многочисленные и разнообразные ответы, чем философы античности или нового времени. Однако две предпосылки этих ответов, как правило, оставались общими. Первая это библейское определение сущности человека как "образа и подобия божьего" - откровение, не подлежащее сомнению. Вторая - разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями понимание человека как "разумного животного". Исходя из этого понимения, средневековые философы ставили такие примерно вопросы: чего в человеке больше - разумного начала или начала животного? Какое из них существенное его свойство, а без какого он может обойтись, оставаясь человеком? Что такое разум и что такое жизнь (животность)? Главное же определение человека как "образа и подобия бога" тоже порождало вопрос: какие же именно свойства бога составляют сущность человеческой природы - ведь ясно, что человеку нельзя приписать ни бесконечность, ни безначальность, ни всемогущество. Первое, что отличает антропологию уже самих ранних средневековых философов от античной, языческой, - это крайне двойственная оценка человека. Человек не только занимает отныне первое место во всей природе как ее царь - в этом смысле человека высоко ставили и некоторые греческие философы, - но и в качестве образа и подобия бога он выходит за пределы природы вообще, становится как бы над нею (ведь бог транiендентен, запределен сотворенному им миру). И в этом существенное отличие от античной антропологии, две основные тенденции которой - платонизм и аристотелизм - не выносят человека из системы других существ, в сущности, даже не дают ему абсолютного первенства ни в одной системе. Для средневековых философов, начиная с самых ранних, между человеком и всей Вселенной лежит непроходимая пропасть. Человек - пришелец из другого мира (который можно назвать "небесным царством", "духовным миром", "раем", "небом") и должен опять туда вернуться. Хотя он, согласно Библии, сам сделан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растения, чувствует и двигается, как животное, - он сродни не только им, но и богу. Именно в рамках христианской традиции сложились представления, ставшие затем штампами: человек - царь природы, венец творения и т.п. Но как понимать тезис, что человек - образ и подобие бога? Какие из божественных свойств составляют сущность человека? Вот как отвечает на этот вопрос один из отцов церкви - Григорий Нисский. Бог - прежде всего царь и владыка всего сущного. Решив создать человека, он должен был сделать его царем над всеми животными. А царю необходимы две вещи: во-первых, это свобода (если царь лишен свободы, то какой-же это царь?), во-вторых, чтобы было над кем царствовать. И Бог наделяет человека разумом и свободной волей, то есть способностью рассуждения и различения добра и зла: это и есть сущность человека, образ божий в нем. А для того, чтобы он мог сделаться царем в мире, состоящим из телесных вещей и существ, Бог дает ему тело и животную душу - как связующее звено с природой, над которой он призван царствовать.

  • 31220. Моральна активнiсть особистостi
    Психология

    Проблема моральноi активностi особистостi здавна привертала до себе увагу фiлософiв, етикiв. Ще Аристотель стверджував, що вище благо людини СФ дiяльнiстю душi згiдно з найкращою i найбiльш повною доброчиннiстю протягом всього ii життя, а вчинок досить добропорядний, якщо здiйснюСФться свiдомо правомiрно i ради ii самоi згiдно устрою душi [42]. Пiзнiше стоiки i християнськi богослови, а в свiй час Паскаль, Берклi, Юм, Хатчесон, Шефтсберi, Лейбнiц абсолютизували спонтанну моральну активнiсть душi всупереч реальнiй поведiнцi людини. На противагу цьому, англiйськi та французькi матерiалiсти ХVП-ХVШ ст., ФейСФрбах i революцiонери-демократи в XIX ст. пiдкреслили вирiшальне значення довкiлля i виховання у формуваннi мислення людини i моральноi практики у якостi форм i критерiiв ii моральностi. Кант протиставив загальнiй легальностi вчинкiв i iх наслiдкiв внутрiшню моральнiсть образу мислення людини у боротьбi зi злом, що набуваСФ усвiдомлення свого обовязку; Фiхте побачив моральне значення людини в ii свiдомiй i вiльнiй дii на основi суб'СФктивноi необхiдностi, виходячи з чистоi совiстi, i не турбуючись про можливi наслiдки [80]. Бажаючи подолати етичний суб'СФктивiзм, натуралiзм i споглядальнiсть, Гегель показав моральну дiяльнiсть у дiалектичнiй взаСФмозумовленостi загального i СФдиного, об'СФктивного i суб'СФктивного, зовнiшнього i внутрiшнього. Не в прекраснодушнiй совiстi, формально чесних намiрах або словесному визнаннi обовязку полягаСФ iстинна добропоряднiсть; дiйсним СФ самосвiдомiсть, вчинки, в яких вiдкриваСФться моральна субстанцiя [46]. Але абстрактно-спекулятивний пiдхiд до проблеми моральнiсноi активностi людини заважав Гегелю виявити ii реальнi земнi початки i соцiальну сутнiсть. К. Маркс вважав, що в iСФрархii видiв людськоi дiяльностi i форм звязкiв вагомими СФ трудова предметна практика i економiчнi вiдносини, на основi яких народжуються самосвiдомiсть як рефлексiя над ними. У матерiальному виробництвi, писав вiн, мiж людьми складаСФться тАЮiстинний суспiльний зв'язок", який тАЮвиникаСФ не внаслiдок рефлексii, а виступаСФ як, безпосереднiй продукт дiяльного здiйснення iндивiдами свого особистого буття [120]. тАЬБiльшiсть етикiв сьогоднi вважаСФ, що моральнi зв'язки СФ вторинною, формою iдеологiчних (i соцiально психологiчних) вiдносин, якi створюються, трансформуючись спочатку через свiдомiсть людей, включаючи рефлексивну самосвiдомiсть як суб'СФктивний збудник iх поведiнки. Людина за своСФю природою СФ самодiяльною i самосвiдомою суспiльною iстотою, у тому розумiннi, що вона ставиться до самоi себе як до iснуючого живого роду, як до iстоти унiверсальноi i тому вiльноi [120]. Дякуючи самосвiдомостi, ii життСФдiяльнiсть набуваСФ свiдомого i вiльного самодiяльного характеру, i, особливо, це вiдноситься до ii моральнiсноi дiяльностi. З iншого боку, тАЮяка життСФдiяльнiсть iндивiдiв, такi вони й самiтАЭ [120], така i самосвiдомiсть, яка в нiй формуСФться i, в якiй вона вiдображаСФться. Тому для вiльного розумiння наявностi i ролi моральноi самосвiдомостi у життi людини необхiдно виявити специфiку моральноi дiяльностi останньоi. Категорiальний статус розумiння "моральна дiяльнiсть" вперше в етицi спробував обТСрунтувати О.Г. Дробницький. Теоретичним аналiзом i втiленням у наукову сферу даноi категорii плiдно займались С.Ф. Анiсiмов, Л.М. Архангельський, В.РЖ.Бакштановський, В.А. Блюмкiн, М.РЖ. Боровський, В.А. Василенко, А.А. Гусейнов, Л. ДрамалiСФв, Ю.В. Согомонов, А.РЖ. Титаренко, Ф.Н.Щербак i iншi. Водночаiастина етикiв (Н.Д. Зотов, Н.Н.Крутов, Б.О. Нiколiчев, Р.В. Петропавловський, К.А.Шварцман, В.Н. Шердаков i iншi) надаСФ перевагу термiнам, тАЮморальна активнiстьтАЭ, моральна поведiнка. На iх думку, останнi бiльш адекватно виражають моральну сутнiсть особистостi. Деякi з них в основному заперечують цiлеспрямованiсть дiяльного пiдходу до дослiдження моралi. Так, поняття моральноi дiяльностi ставиться пiд сумнiв з тiСФi причини, що дiяльностi, спiвставленiй iз соцiальним суб'СФктом, характернi спецiально-предметне призначення, фiксування i операцiйнi засоби iснування. Моральнi прояви онтологiчно СФ принципово iншими. РЖменування iх дiяльностi може мимоволi спонукати до розгляду моралi за типом дiяльностi i складати умови для поСФднання морального з позаморальним. Отже, не поняття тАЮморальна дiяльнiсть", а тАЮморальна активнiстьтАЭ бiльш придатне для позначення поведiнкових проявiв моралi.