0

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Понятие политической системы общества Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность таких институтов, как государственные органы, политические партии, движения, общественные организации, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие «политическая система » показывает, каким образом происходит регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это понятие используется для характеристики взаимоотношений между государством и обществом, между различными социальными субъектами на негосударственном уровне. Благодаря деятельности политических институтов и структур, выполнению людьми политических ролей «управляющих и управляемых» политическая система оказывает воздействие на различные стороны жизни общества. Политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее. По определению американского политолога Г. Алмонда, политическая система включает социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности общества, культурный контекст его развития. «Система» в политологии означает: взаимосвязи, действия и структуры, влияющие на процесс принятия и осуществления политических решений. Любая общественная система представляет собой целостное, упорядоченное множестве элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет понять политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Теории политической системы общества В политологии существует несколько основных теорий политической системы общества. Теория Т. Парсонса. Она заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах. Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение. Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, обеспечивает социальная подсистема. Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами. Теория Д. Истона. Она рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика — относительно самостоятельная сфера, основное значение которой -распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами. Теория Г. Алмонда. Автор характеризует политическую систему, с одной стороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны — как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы. Занимаясь сравнительным анализом политических систем, Г. Алмонд и Д. Пауэлл перешли от изучения формальных, институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Из чего они определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам. Теория К. Дойча (кибернетическая теория). Он рассматривал политическую систему как кибернетическую, в, которой политика понималась как процесс управление и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношения к данным цглям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении. Структура и механизм формирования политической системы Структура политической системы определяется либо исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода. Структурно-функциональный подход преполагает наличие в политической системе несколко подсистем: Нормативная подсистема — политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества. Идеологическая подсистема — совокупность различных по своему содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества. Институциональная подсистема — совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Коммуникативная подсистема — совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики. Культурная подсистема — интегрирующий фактор политический системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентации и политического поведения. Функции политической системы общества Функции политической системы общества: определение целей, задач и путей развития общества; организация деятельности общества по выполнению целей и программ; распределение материальных и духовных ценностей; согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства; разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе; обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя; формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности; контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы. Указанные функции характерны для стабильных, сформировавшихся политических систем. Если политическая система еще не сформировалась и находится в переходном состоянии (как, например, нынешняя российская), то для нее будут характерны и некоторые другие функции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политических. Типы и виды политических систем Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли. Классификация (типология), исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны. Классификация по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяются тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Черты тоталитарной политической системы: — отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества; — стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью; — ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений; — радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государстве иной машины в решении практически всех политических проблем. Черты авторитарной политической системы: — использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей; ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции; — централизация управления, подавление региональной и личностной автономии; — сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое. Черты демократической системы: — правление большинства; — свобода критики и оппозиции правительству; — защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу; право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека. В зависимости от исторического опыта и традиций выделяют национальные типы политических систем. По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий системы подразделяют на: командную (ориентированную на использование принудительных методов управления), соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил) социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов). Особенности политической системы советского типа С 1917 г. в России была установлена политическая система советского типа. Ее некоторые отличительные признаки: = она была закрытой с точки зрения характера взаимоотношений с внешней средой и функционировала на основе классового принципа: политическая система формально отражала интересы трудящихся, и прежде всего рабочих; = преобладали методы революционного насилия в осуществлении властных функций, что было обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними условиями формирования политической системы, низким уровнем общей и политической культуры трудящихся; = политическая система советского типа основывалась на принципах совмещения и концентрации политических ролей и функций в руках правящей коммунистической партии, неприятия политического плюрализма и запрета деятельности оппозиции; = несущей конструкцией являлась монопольно властвующая партия, которая объединяла государственные органы, общественные движения и подчиняла их решению своих задач; = в основе механизма формирования и функционирования власти в политической системе советского типа лежал номенклатурный принцип. Политическая система этого типа способна функционировать при наличии чрезвычайных обстоятельств, изобилия людских, энергетических и других ресурсов. Политическая система современной России Политическая система современной России переживает сложное состояние переходного периода. Все основные моменты этой системы — государственность, политические партии и партийная система, основные элементы гражданского общества — еще не сформировались. И пока неясно, каков будет характер, формы всех элементов. Также неясно, какими будут взаимоотношения новой политической системы с обществом. В настоящий момент как по характеру, так и по форме ситуация развивается в пользу либерально-демократической политической системы. Однако в ближайшем будущем ее развитие вполне может приобрести другой характер — социал-демократический. Если говорить об административном устройстве, то Россия может сформироваться либо как подлинная федерация, либо как конфедерация. Если говорить э партийной системе, то, скорее всего, в России сложится многопартийная система, а не двухпартийная, к чему были направлены усилия властей в прошлые годы. Политической системе современной России присущи некоторые особенности. В институциональной подсистеме заметен акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти. Другая особенность — низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество. Все это свидетельствует о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием. Недостатком политической системы России является ее слабая реактивная способность. Она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *