0

Лекция 3: «Политический прогресс и политическое участие в политической науке»

1. Основные течения в развитии политологии За почти 2,5 тысячи лет истории человечества политическая мысль прошла через несколько основных этапов: политическая мысль Древнего Востока (Египет, Иран, Китай, Вавилон). Для этого этапа характерна мифологическая форма политических воззрений; господствовало представление о божественном происхождении власти; политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Анализу подвергается устройство государства, классифицируются его формы, определяются идеальные формы правления; политические учения Средневековья. Обосновывается теологическая теория политической власти; эпоха Возрождения и Просвещения. Политические взгляды освобождаются от теологии; анализируются проблемы прав и свобод человека, законы функционирования государства; политические учения Нового времени. Происходит формирование идеологий власти, обосновывается необходимость разделения властей. Дается характеристика правового государства, формируется механизм буржуазной демократии, а также соответствующие концепции прав и свобод человека. В начале XIX века начинает постепенно складываться политическая социология. В 1857 г. Фрэнсис Ливер создал при Колумбийском университете первую кафедру политических наук, на базе которой в 1980 г. была создана школа политических наук. Со второй половины XIX века политическую науку стали преподавать в большинстве университетов США, а начиная с 70-х — и в Европе. В конце 70-х годов прошлого века политическую науку стали преподавать в университетах России. В то время она включала в себя четыре течения: = либерализм (Б.Н. Чичерин и П.И. Новгородцев); консерватизм (В. Соловьев); = радикализм (представлен большевизмом и анархизмом — В.И. Ленин, М.А. Бакунин, П. Лавров); = социал-реформизм и меньшевизм (Ю. Мартов, Г.В. Плеханов). После победы Октябрьской революции в связи с политизацией и крайней идеологизацией всех общественных наук политическую науку перестали преподавать как самостоятельную и такая ситуация сохранялась в вузах России до 1990 г. 2. Понятие и признаки политической жизни Понятие «политическая жизнь» введено в политическую терминологию Дэвидом Лейном, которое позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в ее признаках : политика может выступать как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, так и в качестве действий субъектов политических отношений; политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетнее влияние, использующие практически всегда силу организации, в качестве которой могут выступать государство, партии, союзы, движения и другие социальные институты; деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль; в политическую жизнь всегда вовлечены большие массы людей: классы, этнические и профессиональные общности, от активности которых зависят направленность, облик, результативность политических событий; центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между личностью и государством. Внешние факторы , влияющие на политическую жизнь: элементы природной среды (территория, ресурсы, климат), которые формируют политические проблемы и влияют на выбор путей и возможностей их решения; экономические отношения, господствующие в обществе; развитее техники (военный аспект), увеличение скорости распространения информации; статусные характеристики социальной структуры общества, сочетающие в себе фиксацию объективного состояния участников политических отношений (доход, вид занятий, уровень образования) и их собственных представлений о своем месте в обществе; характер этнонациональных общностей; религия, которая выступает в качестве основного фактора консолидации больших масс людей; идеология — средство духовного сплочения и руководства, направляющего поведение людей в сфере политических отношений, формирующее волю, стремление к политическому действию; средства массовой информации, сведения, которые они поставляют и интерпретируют; общественное мнение, в рамках которого осуществляется активное и непосредственное отражение жизненных потребностей, объективных тенденций общественного развития; политическая психология общества, проявляющаяся в настроениях участвующих в политический жизни людей, темпераменте народа, особенностях характера лидеров. 3. Политический прогресс Политический прогресс — это направленность развития политических отношений по линии их совершенствования, нарастания полноты отражения в политической системе разнообразных социальных интересов. Критерии политического прогресса: — степень структурной дифференциации политических отношений, разнообразие функций. О высокой степени развития свидетельствует наличие в обществе разделения исполнительной, законодательной и судебной властей; — характер стимулов политической деятельности: в ходе политического прогресса происходит переход от внешних к внутренним стимулам, движение от предписаний к вовлеченности, рост значения в регуляции политического поведения людей внутренней сознательной мотивации, инициативы субъекта политического действия; — наличие в рамках определенной системы политических отношений специального компонента или органа, способного к точной, критичной оценке. Эту роль выполняют общественное мнение, свободная печать, независимые от правительства исследовательские организации; — нарастание роли знания, рационализации в осуществлении политических функций, в планировании и управлении в сфере политики; постепенное освобождение политического сознания от давления мифологических представлений, мистической символики, выход политики из подчинения религиозному истолкованию действительности. 4. Политическое участие Термин «политическое участие» используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, когда политически активные люди, непосредственно не связанные с функционированием государственного или правительственного аппарата, стремятся влиять на его работу. Виды политического участия: действия людей в политике, служащие ответом на внешнее воздействие, исходящее от других людей и институтов; периодическое участие во всякого рода выборах, политических кампаниях., связанное с делегированием полномочий; деятельность в политических организациях, движениях, партиях; выполнение политических обязанностей в рамках государственных органов, помощь общественности в реализации ее функций, привлечение общественности к осуществлению контроля за деятельностью политических институтов; посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях; прямое действие — непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампании неповиновения или бойкот; воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *