0

Лекция 2 «ПРАВО КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ»

1. Понятие и виды социальных норм В любом обществе, социальной группе действуют определенные правила поведения, которые называют социальными нормами. Они разнообразны по своему содержанию и направленности. Норма [от лат. norma ] это образец, правило поведения. Применительно к обществен ным отношениям, нормы приобретают социальный характер. Они становятся образцами, правилами поведения, которые упорядочивают отношения между людьми, общественными объединениями и иными организациями в обществе. Признаки социальных норм Социальные нормы обладают следующими характерными признаками: 1. Социальные нормы правила поведения. Они устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие по ступки. 2. Социальные нормы являются правилами поведения общего характера Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе. Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, кото рые предусмотрены правилом. Словом, социальные нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно соотноситься поведение людей. 3. Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости государственно-властным принуждением. Таким образом, социальные нормы это общие правила поведения, непрерывно дей ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев. Виды социальных норм Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям: 1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют ся на: Осо бая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в кото ром самым главным является заранее строго заданная форма его ис полнения. Само содержание ритуала не столь важно главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в риту альных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли со бой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых сим волических действий. В отличие от ритуалов они преследовали опре деленные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека. 2. По способу образования социальные нормы подразделяются на стихийно образован ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права). 3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.). В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): со циально-технические и собственно социальные. Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро дой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений. Социальные нормы могут складываться стихийно или создавать ся; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме. 2. Понятие, сущность и исторические типы права Понятие и признаки права Ведущее место и значение в современном обществе среди социальных норм принадлежит правовым нормам, которые в своей совокупности и образуют право. Право — это система общеобязательных, формаль но определенных юридических норм, устанавливае мых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Право это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкциони рованных государством и обеспеченных его принудительной силой. В отличие от других социальных норм право характеризуется следующими признаками: 1. Общеобязательность. Право является единственной системой общественных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства. Именно через обще обязательность правовые нормы вносят единые, устойчивые, руководящие начала в обще ственную жизнь. Иные социальные нормы обязательны лишь для части населения: членов различных общественных организаций, религиозных обществ и т. д. 2. Формальная определенность. Этот признак указывает на то, что правовые нормы являются не просто идеями и мыс лями, а представляют собой строгую реальность, воплощенную государством в правовых актах законах, постановлениях, указах, инструкциях и т.п. Именно юридические нормы, в отличие от иных норм, способны точно, в деталях отразить требова ния, предъявляемые к поведению людей. 3. Обеспеченность исполнения принудительной силой государства. Если требования закона не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их реализации: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответст венности (уголовной, административной и т.д.). 4. Многократность применения. Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рас считано на неограниченное количество случаев. Например, положения Конституции США 1787 года до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-разви той стране. 5. Справедливость содержания юридических норм. Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать гос подство принципов справедливости в обществе в этом заключается его главное предназна чение. » Jus est ars boni et aequi » «Право есть искусство добра и справедли вости» — гласит известное римское изречение. Сущность права Если право понимается по-разному гражданином, юри стом-профессионалом, ученым и т.д., то должна быть полная определенность в том, к каким источникам следу ет обращаться. Единые источники позволяют внести оп ределенность в понимание права, что является исходным началом порядка в общественных отношениях. Понятие право может быть использовано в несколь ких значениях. В юридическом смысле можно выделить: объективное и субъективное право. Объективное право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавли ваемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Субъективное право — это мера юридически возмож ного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Если объективное право — это юридические нормы, вы раженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах объективного права. Сущность права — это главное, основное содержа ние, выраженное во внешнем его проявлении. Правопонимание — научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его вос приятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Но с течением времени со сменой эпох понятие права менялось. Правопонимание всегда субъективно, потому что каж дый человек воспринимает право по-своему. Гражданин, столкнувшийся с проблемами права, понимает его по-своему, юрист-профессионал — по другому, ученый — иначе. Люди понимают право так, как им позволяет их разум в определенных традициях соответствующей эпохи и общества. Образ права, сложившийся в умах, выражается в виде определенных концепций. Древние юристы говорили: Право есть искусство добра и справедливости. В идеале право должно быть формой возведения справедливости в закон жизни общества. Не случайно слова спра ведливость и право имеют один корень; отсюда же и тождество древнеримских понятий jus (право) и justitia (справедливость). Противоречие между справедливостью и правом может подорвать ав торитет правовых норм и издавшего их государства в глазах обще ства. Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произ волом другого по общему для них правилу свободы. Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода чело века выступает как его право, т. е. нормированная, урегу лированная правовыми средствами свобода. С течением времени понятие содержания права и толко вание его менялись: ~ для Аристотеля право это политическая справедли вость, ~ для средевековых ученых-богословов это божествен ное установление, ~ для Ж.-Ж.Руссо общая воля, ~ для Р.Иеринга защищенный интерес, ~ для Л.Петражицкого императивно-атрибутивные эмоции, ~ для юридического позитивизма веление, приказ государства. Русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: Юристы никогда не найдут определе ние права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще. Существует несколько подходов к изучению сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, национальный, расовый и др. При классовом подходе право определяется как си стема юридических норм, выражающих возведенную в за кон волю экономически господствую щего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса. При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реаль ного обеспечения прав и свобод человека, демократии. При религиозном подходе интересы религии доми нируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах. В условиях современного цивилизованного общества сущность права состоит в регулиро вании общественных отношений, в достижении на норма тивной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуется власть граждан, экономи ческая свобода, свобода личности. Существует понятие публичного и частного права. Римс кие юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства, а частное право — интересы индивида. Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что реше ния принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимают ся множеством частных лиц, действующих самостоятельно. Итак, сущность права это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об щества, характером классов, социальных групп населения, от дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Типология права Типология права — это его специфическая клас сификация. Типы права формируются с позиции нескольких под ходов: формационного и цивилизационного. подход на основе конкретно-географических, нацио нально-исторических, религиозных, специально-юридичес ких и других признаков. При формационном подходе основными признаками выступают социально-экономические. Базис (тип произ водственных отношений) является при данном подходе решающим фактором общественного развития, на основе которого формируются соответствующие типы надстро ечных элементов — государство и право. В зависимости от типа производственных отношений выделяют следующие типы права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. В рамках цивилизационного подхода выделяют следу ющие типы прав: = Право древних государств; = Право средневековых государств; = Право современных государств; В зависимости от конкретно-географических, нацио нально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права: 1. Национально-правовая система (конкретного госу дарства). Национально-правовая система — это конкретно-исто рическая совокупность прав, юридической практики и гос подствующей идеологии отдельного государства. 2. Правовая семья — это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В настоящее время в теории права различают следующие правовые семьи: романо-германская (континентальное право); англо-американская (общее права); традиционно-религиозная (индуистская, мусульманская и другие). В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга. Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных от ношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному. Теории права Большое многообразие факторов, влияющих на формирование права связано с наличием различных подходов к пониманию права, а это приводило к появлению различных правовых теорий. Каждая научная теория преувеличивает одну какую-то сторону права в ущерб другим. В видоизмененной форме не которые из них сохраняются и в настоящее время. Среди наиболее распространенных в теории права подходов можно назвать следующие. 1. Теория естественного права. Контуры этой теории наметились еще в древности. Истоки естественно-правовых взглядов лежат в Древней Греции и Древнем Риме. Еще Сократ и Платон пытались выявить нравственные, справедливые начала в праве, за ложенные самой природой человека. На пример, Цицерон говорил, что закон государства, противо речащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Логически завершенную форму и распро странение эта концепция получи ла в XVII-XVIII веках в трудах Гоббса, Локка, Радищева и др. В ней разделяются такие понятия, как право и закон. Фундаментальную разработку эта теория по лучила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев. Суть теории естественного права состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепят ственно осуществляться, источник прав человека находит ся не в законодательстве, а в самой природе человека. 2. Историческая школа пра ва Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII — начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи — австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народно го духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы. 3. Теория нормативистского права Нормативистская концепция права получила рас пространение в первой трети XX в. Её авторами считают ся X. Кельзен — австрийский политик и правовед; Штаммер — немецкий юрист и социолог; Новгородцев русский ученый правовед. По мнению Кельзена, право представляет собой строй ную иерархическую пирамиду во главе с основной нор мой. Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. В основа нии пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации. Г.Кельзен видел право в виде лестницы норм , на вершине которой стоит основная норма (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и пред ставлять собой чистую науку. Право это система дол жного поведения людей, государственная воля, выраженная в обязательном норма тивном акте, обеспеченном принудительной силой государ ства. Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В насто ящее время широкое признание получило требование соот ветствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности. 4. Социологическая теория права Социологический подход концептуально сформировался во второй половине XIX в., в рамках школы свободного права. Авторами социологической теории права считаются Э. Эрлих, Г. Канторо вич, Муромцев, Г.Ф.Шешеневич и др. Идеологи нового правового мышления призвали к открытому и свободному судейскому правотворчеству. Отсюда тезис: Право следует искать не в нормах, а в самой жизни. Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это живое право есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни. Теория прогрессивна с точки зрения либерализма и широкого понимания правопорядка. Эта школа имеет широкое распространение в Англии. Разновидности социологической теория права Теория солидаризма. Основоположником этого направления является Леон Дюги. Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внеш него выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству. Примирительная теория. Очень популярная на Западе примирительная теория происхождения права. Смысл этой теории состоит в том, что право зародилось не внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Время от време ни между отдельными родовыми группами случались конфлик ты. Они влекли за собой кровную месть сородичей убитых, которая могла продолжаться до тех пор, пока не будут унич тожены последние члены конфликтующих групп. Чтобы из бежать невыгодных потерь людей в результате внутренних конфликтов, между родами при посредничестве совета старей шин подписывались договоры о примирении, из которых, как полагают приверженцы данной теории, впоследствии возник ло так называемое примирительное право. Сначала нормы этого права передавались из поколения в поколение изустно, а за тем были оформлены государством в форме законов, предусмат ривающих санкции за их нарушение. Реалистическая школа. Её основателем является Рудольф Иеринг. Она определяет право как защи щенный государством интерес личности. Государство выступа ет необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой). 5. Психологическая теория права Эта теория логически завершенную форму получила в XX веке в трудах Л. И. Петражицкого, Г. Тарда, Рейснера, Росса и др. По данной концепции психика человека — это фактор, который определяет развитие общества. Понятие и сущ ность права определяются не через деятельность законо дателя, а через правовые эмоции, переживания людей. Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитив ное. Позитивное право установленное государством, совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей. Интуитивные переживания (интуитивное право) высту пает регулятором поведения человека и потому рассмат ривается как реальное, действительное право. Оно выс тупает критерием оценки позитивного права. В разладе между позитивным и интуитивным правом заключается главная причина социальных потрясений. Право выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой переживание людей и включает в себя правовое сознание. 6. Марксистская теория права Эта теория зародилась во вто рой половине XIX — начале XX в. и являлась господ ствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в. Основоположники данной теории — К. Маркс (1818 — 1883); Ф. Энгельс (1820 — 1895); В. И. Ленин (1870 — 1924). В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господству ющего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-норма тивное выражение. Право явление производ ное от государства, в полной мере определяется его волей. Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отноше ний. Оно не могло быть выше, чем экономический и куль турный строй, породивший его. Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством. 7. Интегральный (интегративный) подход к пониманию права. Мы рассмотрели различные теории права. Каждая из них односторонне, несовершенно раскрывает сущность права. Но вообще вряд ли мыслимо вполне совершенное право. В действительности оно всегда в чем-то неудовлетворитель ное, несовершенное, требующее разных измерений и нео динаковой трансформации в зависимости от условий, места и времени. Поэтому следует приветствовать различные подходы к пониманию права, ибо на этом пути решаются многие практические вопросы: основания права, источни ков права, пределов правового воздействия, эффективности права, разрешения противоречий права и др. 3. Роль права в социально-экономическом развитии общества Функции права Социальное назначение права проявляется в его фун кциях. Функции права — это основные направления пра вового воздействия на общественные отношения. Условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права: 1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называ емые социальные функции права (политическую, экономичес кую, воспитательную), и 2) внутренние. Последние вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Функции права можно рассматривать с точек зрения общесоциальной и специально-юридической. Функции права связаны с функциями государства, это основные направления его воздей ствия на общественные отношения, на поведение людей: эко номическая, социальная, экологическая, законодательная, исполнительная, судебная, а также другие функции. Общесоциальные функции — это основные направ ления правового воздействия на различные сферы обще ственной жизни — экономику, политику, духовные отноше ния и др. В связи с этим выделяют следующие общесоциаль ные функции: экономическая (правовое обеспечение производствен ных отношений, упоря дочивает производственные и имущественные отношения, закрепление форм собственности и т.д.); политическая (правовое обеспечение деятельности субъектов политической системы государства, регламентирует политические отноше ния, регулирует деятельность субъектов политической системы); воспитательная (педагогическое воздействие на об щество, связана с формиро ванием у субъектов мотивов правомерного поведения и формирует у субъектов надлежащее восприятие существующих в обществе ценнос тей и идеалов); идеологическая (способствует формированию в общественном сознании представлений о необ ходимых и желательных принципах и правилах поведения); гуманистическая (право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты). Специально-юридические функции — это правовое регулирование общественных отношений. Они связаны с главным предназначением права внутри самого общества. Выделяют следующие специально-юридические функции: — регулятивная (содействует развитию наиболее цен ных для общества и государства социальных связей, ре гулирует общественные отношения). Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением на правление правового воздействия, выражающееся в установле нии позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан. Особенности регулятивной функции заключаются в установлении позитивных правил поведения, в организа ции общественных отношений, в координации социальных взаи мосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновиднос ти (подфункции) регулятивную статическую и регулятивную динамическую (С. С. Алексеев). Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Право юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые имеют наибольшее значение для общества, представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответ ствуют интересам большинства граждан и выражают общую волю. Решающее значение в проведении статической функции при надлежит институтам права собственности, институтам полити ческих прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выра жена в авторском, изобретательском праве и др. Регулятивная динамическая функция выражается в воздей ствии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданско го, административного, трудового права, опосредующих хозяй ственные процессы в экономике, и других сферах. Наиболее характерными путями (способами) осуществления регулятивной функции права являются: определение посредством норм права праводееспособности граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции государственных органов, пол номочий должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц; определение юридических фактов, связанных с возникнове нием, изменением и прекращением правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъек тами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям. — охранительная (производна от регулятивной функ ции, призвана ее обеспечивать, осуществляется с помо щью правовых ограничений — обязанностей, запретов, на казаний и пр.). Охранительная функция права это обусловленное соци альным назначением направление правового воздействия, наце ленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономичес ких, политических, национальных, личных отношений, их непри косновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю. С огласно изложенному можно отметить следующие особен ности функций права: 1. Функции права производны от его сущности и определяют ся назначением права в обществе. Функции это свечение сущности права в общественных отношениях. 2. Функции права это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении кото рых порождает необходимость существования права как соци ального явления. 3. Функции выражают наиболее существенные, главные чер ты права и направлены на осуществление коренных задач, сто ящих перед правом на данном этапе развития общества. 4. Функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие. Еще Гёте говорил: Функция это существование, мыслимое нами в действительности. 5. Постоянство, как необходимый признак функции, харак теризует непрерывность, длительность ее действия. Значение права в современном обществе Право как регулятор общественных отношений высту пает важнейшим фактором социально-экономического развития общества. Социальное назначение права выражается в следующем: ~ с помощью права обеспечивается устойчивый поря док в общественных отношениях; ~ право обеспечивает возможность плодотворной ак тивной правомерной деятельности человека, препятствуя незаконному вмешательству, при помощи механизмов юридической ответственности; ~ институты гражданского общества формируются на правовой основе (семья, школа, церковь, добровольные организации и союзы). Право как регулятор общественных отношений высту пает важнейшим фактором социально-экономического развития общества. Поэтому право имеет определенную социальную ценность. Понятие ценности права призвано раскрыть его положи тельную роль для общества, отдельной личности. В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, кото рые способны удовлетворять определенные потребности соци ального субъекта, необходимые, полезные для его существова ния и развития. Понятие ценности права, следовательно, призва но раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Отсюда ценность права это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справед ливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, об щества в целом. Ценность права заключается в том, что оно: способствует развитию тех отношений, в которых заин тересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом, согласует их интересы; обладает организующим началом, придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспе чивать их подконтрольность, делает отношения цивилизо ванными; является выразителем и определителем (масштабом) свободы лично сти в обществе, определяет границы и меру этой свободы; воплощает идеи справедливости; выступает фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного раз вития; является средством решения международных и межнациональных проблем и достижения социального мира и согласия, средством снятия напряженности в обществе; способствует решению экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества. С учетом изложенных положений, различных теорий можно назвать существенные черты права : 1. Право есть система нормативного регулирования, ос нованная на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах. 2. Право есть мера, масштаб свободы и поведения челове ка: ~ мера полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, воз можностей для ее инициативного поведения; ~ мера допус тимых ограничений свобод человека: Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому (ст.4 Де кларации прав человека и гражданина 1789 г.). 3. Право обеспечивается государственной властью, которая участвует в правообразовании, в охране права. 4. Нормативность есть исходное и основополагающее свой ство права, придающее ему качество специфического регуля тора, координатора деятельности людей и выра жающееся через систему регулятивных средств различного уровня. 5. Право есть реально действующая система нормативной регуляции. Право существует, напоминает о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях. 6. Право не тождественно закону. Законодательство высту пает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный акт государства), не отвечающий идеям права и приоритетам личности, правом не является. Принципы права Право строится и функционирует на основе определен ных принципов, которые выражают её сущность и соци альное назначение, отражают главные свойства и особенно сти права. Принципы права это основные, исходные положения, юридически закрепляющие важнейшие закономерности об щественной жизни, исходные руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают. По мнению французского юриста Р.Давида, об щие принципы отражают подчинение права велениям спра ведливости в том виде, как последняя понимается в опре деленную эпоху и определенный момент (Давид Р. Основ ные правовые системы современности. М., 1988. С. 145). Принципы права в современных условиях приобретают универсальное значение и наиболее отчетливо проявляются в области основных прав человека. Надо отметить три различных подхода к проблеме принципов права: традици онный религиозный (в частности, исламский), романо-германский и ан глосаксонский. В исламском шариат (т.е. предписания ве рующим, что они должны делать и чего не должны) является основным источником законодательства. В романо-германском общие принципы права сложились как источник административного права. В странах англосаксонского права понятие общих принципов права исторически не сложилось. Спорные вопросы в случае пробелов в праве изначально решались на основе принятых требований разума или прецедента, а так же понятий о справедливости. Принципы права являются стержнем всей системы права государства. Они могут специально закрепляться в общих юридических нормах (конституциях, преамбулах законов, кодексах) или составлять саму материю права, проникая во внутреннее содержание правовых норм. В зависимости от того, на какую область права они рас пространяются (сферы своего влияния), принципы делятся на три группы: общие ( общеправовые ), межотраслевые и отраслевые. К числу общих принципов относятся: Межотраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родствен ных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, равного доступа к судебной защите и т.д. Отраслевые правовые принципы наиболее общие черты конкретной отрасли права (административно го, гражданского и др.), действующие в рамках только одной отрасли права. К ним относятся: в гражданском праве принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголов ном процессе презумпция невиновности и т.п. 4. Основные виды источников права Понятие источника права Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других — ис точниками, а в третьих их именуют одновременно и формами, и источни ками права. В настоящее время форма права чаще всего рассматривается как источник права. Какой смысл вкладывается в понятие формы (источника) права? Во-первых, источниками права считают те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходи мость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также правовой системы в целом. Такого ро да источники называют материальными источниками права. Во-вторых, под источниками права понимают такие фундаментальные правовые акты, исторические памятники, которые оказали значительное влияние на развитие как национального, так и зарубежного права. О таких правовых памятниках, как об источниках права, говорят, когда пользуются в исследованиях Corpus juris civilis, Русской Правдой, ссылаются на Зако ны XII таблиц, на кодекс Наполеона, и др. В-третьих, источники права традиционно рассматриваются в виде «способа выражения государственной воли», способа установления право вых велений или «способа, которым правилу поведения придается государ ственной властью общеобязательная сила». Это — юридический смысл формы или источника права. Именно в этом, юридическом смысле, форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубеж ными государствоведами и правоведами как тождественные понятия. В отечественных научных и учебных изданиях под формой (источником) права как способом закрепления правовых веле ний или способом выражения «возведенной в закон воли господствующего класса» иногда понимают внешнюю форму права. Наряду с ней выделяют внутреннюю форму. Последняя рассматривается как система или структу ра, внутреннее строение права, как «распределение правовых норм по от раслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отно шений и отчасти методу правового регулирования». Анализ юридической литературы и правовой жизни разных стран пока зывает, что в мире существовало и существует огромное множество форм (источников) права. Все когда-либо имевшие место формы (источники) права перечислить трудно, но наиболее важными и широко известными являются следующие: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты. Важными ис точниками римского права были деловые обыкновения — правила, выраба тывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германского права характерным источни ком в течение длительного времени (XIII-XIX вв.) считалась правовая док трина. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают: Коран — священная книга ислама, сунна, или традиции, связан ные с посланием Аллаха, иджма, или «единое соглашение мусульманского общества», и кияс, или суждение по аналогии. Представления об источниках права, так же как и об их видах, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволю цию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив какую-либо практическую значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних выделяются, например, сочинения римских юристов, которые некогда бы ли практически значимыми, а в настоящее время сохранили лишь свою теоретическую и историческую значимость. В зависимости от субъектов правотворческой деятельности в теории права различают следующие основные источники: правовой обычай. юридический прецедент. нормативно-правовой акт. Правовой обычай — это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Следует отметить: государство признает не все обычаи, а только те, что отвеча ют интересам общества на определенном этапе его развития. Обычай был исторически первым источником права. Вобрав в себя религиозные, моральные иные культурные ценности народа, он передавался им из поколения в поколение. Однако господствовало обычное право только на ранних этапах развития правовых систем. Первые законы античных и феодальных обществ были по сути сводами законов обычного права, например, законы Дракона (Афины VII в. до н. э.), Законы XII таблиц (Древний Рим V в. до н.э.); так называемые «варварские правды» (Салическая, Баварская, Русская) и т.д. В настоящее время обычай практически утратил свое значение. Правда, некоторые его нормы сохранились в гражданском (обычаи делового оборота) и международном (консульские уставы) праве. Юридический прецедент это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение государ ственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу право вой нормы при последующем разрешении подобных дел. Прецедентная форма права практикуется в англосаксонской системе права (Великобритания, США). В странах романо-германской правовой системы роль судебной практики не выходит за рамки толкования закона, а правотворческая деятельность считается исключительным полномочием законодателя. Нормативно-правовой акт — это изданный в установленном порядке уполномоченным на то государственным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Иными словами, нормативно-правовой акт это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права, устанавливаются права, обязанности и ответственность субъектов права. Он рассчитан на неопределенный круг лиц, не ограничен по количеству случаев своего применения. Виды нормативно-правовых актов Существенное значение имеет классификация нормативно-правовых актов по юриди ческой силе и субъектам государственного правотворчества. Юридическая сила является особым свойством нормативно-правового акта. Она опре деляет его место и роль в системе законодательства, зависит от положения и полномочий органа, издавшего акт, словом, устанавливает соотношение одного акта с другими и прямо ука зывает на иерархию (верховенство или подчиненность) нормативно-правовых актов, где выс шей юридической силой обладают законы. Сущность высшей юридической силы заключается в следующем: 1. Никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы. Например, Конституция РФ в пп. 1,2 ст.105 устанавливает: федеральные законы прини маются Государственной Думой РФ, после чего подлежат рассмотрению Советом Федерации РФ. 2. Все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным Законом (Конституцией). Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом, либо отменен. Например, п.1 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Рос сийской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.» 3.Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти. Например, Конституционный Суд может признать закон, принятый Парламентом неконституционным, но отменить его может только сам законодательный орган. По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. А) Законы Закон — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, прини маемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные от ношения. Законы по своему значению, и, прежде всего, по юридической силе, делятся на основные (конституционные) и обыкновенные. Основные законы это конституции. Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Обыкновенные законы по своей внутренней структуре делятся на текущие и кодифици рованные. Кодекс (лат. codex — книга, пень) это единый нор мативно-правовой акт, систематизирующий законода тельство какой-либо отрасли права (гражданской, уго ловной, земельной, и т. д.). Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основные положения той или иной законодательной отрасли, а все иные норма тивные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу. В системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают в себя нормы административного, гражданского и иных отраслей права). В федерациях особое место в системе источников права занимают так называемые федеральные законы. Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразде ляются на материальные и процессуальные кодексы. Б) Подзаконные акты Подзаконный акт это акт правотворчества, который основан на законе и не проти воречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к опре деленным общественным отношениям. Как правило, все подзаконные акты являются актами различных органов исполнитель ной власти. По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделя ются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты. По форме различают следующие подзаконные акты: ~ указы и распоряжения президента; ~ постановления правительства; ~ приказы, инструкции, положения министерств, ве домств, государственных комитетов; ~ решения, распоряжения, постановления местных ор ганов государственной власти и управления, органов местного самоуправления; ~ локальные нормативные акты. Нормативный акт — это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование опреде ленных общественных отношений. Его практическая реализация связана с деятельностью субъектов права. На практике это выражается в правоприменительной деятельности и связано с правоприменительными актами, которые также носят подзаконный характер. Акт применения права — это правовой акт компе тентного органа или должностного лица, принятый на ос новании юридических фактов и норм права, определяю щий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц. Поэтому необходимо отличать нормативно-правовой акт от индивидуального акта применения права, который рассчитан на однократное применение, относится к персонально определенным лицам и пре кращает свое действие с реализацией конкретных прав и обязанностей (штраф за безбилетный проезд, приговор суда по уголовному делу, вынесение выговора). От нормативного правоприменительный акт отлича ется следующим: применяется на основе нормативного; имеет конкретный, персонифицированный характер; не является источником права; выступает как юридический факт. Акты применения права классифицируются по раз личным основаниям: 1. По субъектам: а) акты государственных органов ( приговор суда, при каз об увольнении); б) акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления). 2. По значению: а) основные (приговор суда); б) вспомогательные (подготавливают издание основ ных, например, постановление о привлечении лица в ка честве обвиняемого). 3. По характеру правового воздействия: а) регулятивные (приказ о повышении по службе); б) охранительные (постановление о возбуждении уго ловного дела). 4. По форме: а) отдельный документ (указы, приговоры, решения, приказы и др.); б) резолюция на материалах дела; в) устная форма (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте). 4. Действие нормативно-правового акта Нормативно-правовой акт действует во времени, по территории, предметам действия и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта. Действие нормативно-правового акта во времени Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в закон ную силу. Необходимо отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы (вступление в действие). Как правило, вступление нормативного акта в действие отдалено во времени от дня его принятия. Дата вступления нормативно-правового акта в законную силу может быть свя зана с моментом его официального опубликования или определено сроком, указанным в самом акте. Прекращение действия нормативного акта, т. е. утрата им юридической силы, наступа ет при его отмене; фактической замене данного акта другим, регулирующий тот же круг во просов; при истечении срока, на который был принят нормативный акт. Нормативный акт обратной силы не имеет, то есть действие его не распространяется на те отношения, ко торые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу, за исключением двух случаев: — если в нормативном акте об этом сказано; — если нормативный акт смягчает или вовсе устраняет ответственность. Действие нормативно-правового акта в пространстве (по территории) Пределы действия нормативного акта в пространстве очерчены территорией госу дарства, которая включает в себя сухопутную территорию, водное пространство (территори альное море шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива), воздушное простран ство, недра, гражданские суда под флагом государства, в момент их нахождения в открытом море, военные корабли, где бы они не находились. В зависимости от юридической силы и иных характеристик, нормативные акты могут распространять свое действие как на территорию всего государства (федеральные законы), так и на определенную его часть (акты Правительства г. Москвы). Также существует так называемый принцип экстерриториальности, согласно которому часть террито рии государства (здания иностранных посольств, их сред ства транспорта и т.п.), дипломатические представители иностранных государств, признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство расположено в данном зда нии или чьими представителями они являются. Действие нормативно-правового акта по предмету Границы действия нормативного акта по предмету определяются кругом общественных отношений, на который распространяются нормы, содержащиеся в данном акте. В связи с этим неограниченное действие имеют нормы Основного Закона (Конститу ции). Они без исключения распространяются на все правовые отношения, существующие в обществе. Действие отраслевых нормативных актов ограничено предметом определенной отрасли права. Например, гражданское законодательство распространяются только на имуществен ные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, независимы и не нахо дятся в состоянии соподчинения. В свою очередь, в рамках определенной отрасли в пределах ее отдельных институтов специальные нормы имеют преобладающее значение по отношению к общим нормам. Действие нормативно-правового акта по субъекту (лицам) Действие нормативного акта по субъекту производно от порядка его действия по террито рии и предмету. Действие нормативно-правового акта может носить общий и специальный характер. В первом случае действие распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Регуля тивное воздействие вторых направлено только на определенную кате горию субъектов права, например на ветеранов, военнослужащих, пенсионеров, студентов и т.п. По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, нахо дящихся на территории его действия и являющихся субъектом отношений на которые он распространяется. Однако существуют и определенные особенности действия нормативных актов по лицам. Например, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определен ных правоотношений (избирать и быть избранными в высшие представительные органы власти, быть государственными служащими и т. д.). Сотрудники иностранных посольств (первые лица) не могут привлекаться к уголовной и иной ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *