0

Вопросы зачета по земельному праву

1. Понятие, критерии и виды подведомственности дел арбитражным судам Правила подведомственности дел арбитражному суду Арбитражные суды с точки зрения их компетенции не являются специализированными, она наделены общей компетенцией по разрешению большинства экономических споров. Существуют терминологические различия между действующим и предыдущим АПК. Если гл. 3 АПК 1995 г. называлась «Подведомственность и подсудность», то гл. 4 нового АПК «Компетенция арбитражных судов». Под компетенцией понимается полномочие арбитражного суда на рассмотрение и разрешение одновременно подведомственного и подсудного ему дела. Органы, осуществляющие юрисдикцию в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Для правильного понимания подсудности и подведомственности важно иметь представление об органах, осуществляющих юрисдикцию в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение при были от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установ ленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). Экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений (связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью), разрешаются различными органами гражданской юрисдикции: Во-первых , государственными органами судебной власти в основном арбитражными судами, а также судами общей юрисдикции. Во-вторых , государственными органами исполнительной власти, в основном в предварительном внесудебном порядке, например налоговыми органами, когда последним предоставлено право бесспорного взыскания. В-третьих , в частноправовом порядке: в согласительном порядке сторонами (при наличии установленного федеральным законом обязательного претензионного порядка разрешения спора), а также третейскими судами, международными коммерческими арбитражами как органами частноправового применения. Возможно также использование института посредничества для разрешения экономических споров, однако такая частноправовая деятельность не имеет достаточной нормативной основы. Критерии подведомственности дел арбитражным судам Подведомственность дел арбитражному суду — это правило, в соответ ствии с которым разграничивается компетенция арбитражных судов и иных органов. Она определяется характером отношений, явившихся при чиной обращения в суд, и особым кругом участников. В новом АПК окончательно сформировалось понимание основного критерия подведомственности как характера спорного правоотношения и содержания спора (дела) связан ли предмет спора с предпринимательской либо иной экономической деятельностью или нет. Указанные критерии сформулированы в 1 гл. 4 АПК, ст. 22 ГПК и других федеральных законах, а также разъясняются и конкретизированы в судебной практике, прежде всего в ряде совместных постановлений Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. На указанной основе можно выделить несколько таких критериев: 1) характер или предмет дела (экономический и связанный с предпринимательской или иной экономической деятельностью); 2) субъектный состав (сторон); 3) наличие соглашения сторон; 4) спорность или бесспорность права; 5) характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования). Первый и основной критерий спор либо иное дело должны носить экономический характер и быть связаны с предпринимательской либо иной экономической деятельностью. Данный критерий экономического спора носит основной характер определения подведомственности поскольку прямо сформулирован и закреплен одновременно в двух процессуальных кодексах. Согласно п. 1 ст. 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований. К экономическим спорам относятся споры из гражданских и публичных правоотношений. Согласно ч. 3 ст. 27 АПК круг дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов, не является закрытым и может расширяться путем принятия новых федеральных законов. Второй критерий субъектный состав сторон. Согласно ч. 2 ст. 27 АПК арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее организации и граждане). Субъектный состав спора, а именно юридический статус сторон, также наряду с характером дела позволяет более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами. К числу субъектов споров, которые рассматриваются арбитражными судами, относятся следующие. Во-первых , юридические лица, т. е. организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 49 ГК). Следует иметь в виду, что не все споры между организациями подведомственны арбитражному суду. Во-вторых , граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. Для подведомственности экономического спора арбитражному суду необходимо, чтобы спор возник между гражданами-предпринимателями либо между организацией и гражданином-предпринимателем. Правило о подведомственности спора арбитражному суду сохраняется до тех пор, пока гражданин не утратит статус индивидуального предпринимателя. С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т. п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств. Споры с участием нотариусов арбитражным судам не подведомственны, поскольку в соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Поэтому такое дело подведомственно суду общей юрисдикции в порядке гл. 37 ГПК. В-третьих , Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, когда они выступают в качестве участников отношений гражданского оборота (ст. 2, 124 и др. ГК) или публично-правовых отношений, споры из которых отнесены к подведомственности арбитражных судов. В-четвертых , государственные органы (например, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ее территориальные органы), иные органы, должностные лица, прокуроры, когда им предоставлено право участия в арбитражном процессе с целью защиты имущественных интересов государства и представляемых ими органов. В-пятых , в случаях, установленных АПК и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя в соответствии с правилом специальной подведомственности (ст. 33 АПК). В-шестых , иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляющие предпринимательскую деятельность, организации с иностранными инвестициями (ч. 5 ст. 27 АПК), если иное не предусмотрено международным до говором Российской Федерации. Дополнительные критерии Помимо указанных критериев экономического характера (предмета) спора и его связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью, а также субъектного состава в процессуальном законодательстве используются иные дополнительные критерии подведомственности: наличие договора между сторонами спора, спорность либо бесспорность права, а также характер нормативного акта (по признаку нормативности и предмета его регулирования). Наличие договора (арбитражного соглашения) между сторонами спора разграничивает подведомственность между арбитражными и третейскими судами, включая международные коммерческие арбитражи. Критерий спорность либо бесспорность права разграничивает подведомственность юридических дел между арбитражными судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов. Таким же образом разграничивается подведомственность между создаваемыми органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора на основании решения суда или арбитражного суда (п. 3 ст. 165 ГК) с учетом субъектного характера спора. По признаку нормативности и предмета его регулирования при определении подведомственности дел следует исходить из необходимости прямого указания закона о возможности оспаривания нормативных правовых актов. Для определения подведомственности в сфере нормоконтроля в качестве дополнительных критериев должны учитываться: — характер правоотношения; — субъект обращения; — орган, который принял оспариваемый нормативный акт; — нормативный правовой акт, которому не соответствует оспариваемый нормативный акт. Виды подведомственности дел арбитражным судам В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на исключительную (специальную) и множествен-ную. Специальная (исключительная) подведомственность дел арбитражным судам определяется только характером отношений, послуживших причиной обращения в суд. Дела специальной подведомственности рассматриваются независи мо от правового статуса лиц, участвующих в деле и других критериев. Указанные дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. Правила множественной подведомственности позволяют разрешать определенные категории дел как государственным (общей юрисдикции, арбитражным), так и третейским судам. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную. Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, при наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению третейского суда спор, возникший из гражданских правоотношений, между организациями. Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Императивной подведомственностью охватываются следующие случаи: 1) дело до передачи в арбитражный суд подлежит рассмотрению в соответствии с федеральным законом или договором сторон в обязательном претензионном порядке; 2) федеральным законом предусмотрен предварительный внесудебный порядок разрешения дела в административном порядке, включая возможность бесспорного списания средств либо обращения взыскания на имущество (налоговыми органами и т. п.). Претензионный порядок установлен федеральным законом. Правовая возможность досудебного порядка разрешения конфликтов установлена федеральными законами, в основном по спорам, связанным с уплатой налоговых и обязательных неналоговых платежей. Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе. Такой выбор может быть между судом либо органом административной юрисдикции, в т.ч. органом местного самоуправления. По действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд. Такое понимание правил альтернативной подведомственности вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, п. 2 ст. 11 ГК и иных законодательных актов. Иногда правила подведомственности формулируются таким образом, что создается впечатление о наличии правил альтернативной подведомственности, однако это исключено действующим законодательством. Коллизии подведомственности и порядок их разрешения По общему правилу подведомственность дела определяет соответствующий юрисдикционный орган, в том числе и арбитражный суд. Поэтому реальны случаи незаконного отказа в судебной защите за неподведомственностью, о чем свидетельствует судебная практика, в том числе по применению новых АПК и ГПК. Полностью избежать возникновения споров о подведомственности вряд ли возможно в силу динамизма развития частноправовых отношений, сложности самой юрисдикционной системы, что определяет неизбежность таких случаев (коллизий). На практике могут встречаться случаи пересечения компетенции различных органов по рассмотрению одного дела (положительная коллизия подведомственности) или когда конкретное юридическое дело не подведомственно ни одному из судебных органов в связи с их отказом принять его к своему рассмотрению (отрицательная коллизия подведомственности). Разрешение спорных вопросов подведомственности возможно различными способами. Так, направления разрешения коллизий подразделяются на нормотворческие, правоприменительные и организационные. Основные категории дел, подведомственные арбитражным судам Для удобства правоприменительной деятельности законодатель приводит в ст. 28 32 АПК основные категории дел, которые подлежат рассмотрению арбитражными судами. 1. Подведомственность экономических споров и иных дел , возникающих из гражданских правоотношений (ст. 28 АПК, п. 3 ст. 426 ГК, п. 5 ст. 429 ГК). 2. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений ( ст. 29 АПК ). 3. Подведомственность дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК, гл. 27 АПК) 4. Подведомственность дел об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности; о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 31 АПК) 5. Подведомственность дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 32 АПК) 2. Подсудность дел арбитражным судам Институт подсудности разграничивает подведомственные арбитражным судам дела между различными звеньями судебно-арбитражной системы. Подсудность дел арбитражному суду — это правило, в соответствии с которым разграничивается компетенция между арбитражными судами внутри единой системы арбитражных судов. Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности родовая и территориальная. Родовая подсудность разграничивает дела между арбитражными судами различного уровня. По общему правилу родовой подсудности все споры (дела), подведомственные арбитражному суду, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами субъектов РФ, за исключением споров, отнесенных к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 2 ст. 34 АПК). Территориальная подсудность разграничивает компетенцию арбитражных судов одного уровня, т. е. практически краевых, областных и приравненных к ним арбитражных судов субъектов РФ. По общему правилу территориальной подсудности, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика. Территориальная подсудность может быть нескольких видов: = Общая (по месту нахождения или жительства ответчика); = альтернативная (по выбору истца), = исключительной; = по связи дел; = договорная. В соответствии с правилами общей территориальной подсудности иск предъявляется в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 АПК). Дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан рассматриваются по месту нахождения должника юридического лица или по месту жительства гражданина (ст. 33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Согласно п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не указано иное. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах. Правила альтернативной подсудности по выбору истца установлены ст. 36 АПК. В частности, иск к ответчику, место нахождения или место жительства которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения его имущества либо по его последнему известному месту нахождения или месту жительства в Российской Федерации. Иск к ответчикам, находящимся или проживающим на территориях разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства одного из ответчиков и др. Подсудность по общему правилу, а также альтернативная подсудность могут быть изменены по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству. Исключительная подсудность характеризуется тем, что дело должно быть рассмотрено только строго определенным в АПК арбитражным судом (ст. 38 АПК). Например, иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества. Заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника. Подсудность по связи дел характеризуется тем, что независимо от территориальной принадлежности спор подлежит разбирательству в арбитражном суде, где рассматривается другое дело, с которым связан спор. Так, встречный иск независимо от его подсудности предъявляется по месту рассмотрения первоначального иска (ч. 10 ст. 38 АПК). В этот же арбитражный суд предъявляется исковое заявление третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (ст. 50 АПК). В соответствии с правилами договорной подсудности (ст. 37 АПК) общая территориальная и альтернативная подсудность, установленная в АПК, могут быть изменены по соглашению сторон (пророгационные соглашения). Договорная подсудность может быть изменена по соглашению сторон до принятия арбитражным судом заявления к своему производству. Дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду. Дело, направленное из одного арбитражного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между арбитраж ными судами в Российской Федерации не допускаются. Передача дела из одного арбитражного суда в другой Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в даль нейшем к участию в деле будет привлечен гражданин, не имеющий статуса индивидуаль ного предпринимателя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требо ваний относительно предмета спора. Арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием россий ских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляю щих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуще ствлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими ли цами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами. Арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об уста новлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и пре кращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономиче ской деятельности. Дело, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются. При понимании правил подсудности необходимо исходить из ст. 47 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Таким образом, произвольная передача дела из одного арбитражного суда в другой при отсутствии согласия сторон является недопустимой. Здесь следует иметь в виду также постановление Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г., которым признаны не соответствующими ст. 46 и 47 (ч. 1) Конституции РФ ст. 44 УПК и ст. 123 ГПК в той мере, в какой они допускают передачу дела из одного суда, которому оно подсудно, в другой суд без принятия соответствующего процессуального судебного акта и при отсутствии указанных в самом процессуальном законе точных оснований (обстоятельств), по которым дело не может быть рассмотрено в том же суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и, следовательно, подлежит передаче в другой суд. Аналогичная практика недопустима и в арбитражном процессе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *