Готовые курсовые работы

Курсовая   Конкуренция и ее роль в рыночной экономике

Предмет: Экономика
Кол-во страниц: 41
Цена: ДоговорнаяНужно обязательно уточнить наличие
Статус работы: Наличие в настоящий момент нужно уточнять, используя контакты. Если работа уже устарела или по другим причинам исключена из базу, то вы всегда сможете заказать новую
Содержание: Введение 2
Глава 1. Теоретические основы рыночной конкуренции 5
1.1 Общее понятие и сущность конкуренции 5
1.2 Различные подходы к определению конкуренции и конкурентоспособности 6
1.3 Особенности конкуренции при различных масштабах и характерах рынка 11
1.4 Роль конкуренции в процессе рыночного саморегулирования 18
Глава 2. Практическое значение развития конкуренции на примере России 22
2.1 Общие проблемы развития конкурентного рынка в России 22
2.2 Проблема монополизации рынка и значение антимонопольного регулирования 25
2.3 Перспективы развития антимонопольного регулирования и стимулирования конкуренции в России 30
Заключение 36
Литература 39

Введение

Конкуренция и конкурентная борьба являются главным содер¬жанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от ко¬нъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровла¬дельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание является неотъемлемой чертой товарно-рыночного хозяйства.
Конкуренция — это поистине «война всех против всех». На рын¬ке всеобщее сражение ведется на три «фронта».
Первый фронт на¬ходится среди продавцов. Все они хотят продать свои продукты по¬дороже. Однако когда товаров произведено слишком много, то со¬перничество между ними обостряется. Кто же в этом случае одер¬живает победу? Побеждает тот, кто сбывает товары дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда даже применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называе¬мым бросовым) ценам.
Второй фронт развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же товаров для всех не хватает, то между покупателями разгорается острое сопер¬ничество. Кто одерживает в этом противоборстве верх? Побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену по сра¬внению с рыночной.
Наконец, третий, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противополо¬жных позициях в отношении уровня цены. Кто же выигрывает сра¬жение? Разумеется, та рыночная сила, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену.
В результате всей этой многосторонней борьбы в каждый дан¬ный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на од¬нородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Конку¬ренция, таким образом, выступает в качестве силы, уравнивающей цены.
Свободная конкуренция заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения или, как говорит¬ся, руководствоваться общими «правилами игры». В них отражаются те требования общественно нормального хозяйствования, которые позволяют успешно выдерживать все атаки конкурентов.
Говоря более конкретно, успех приходит к тому товаровладель¬цу, который заботится о том, чтобы расширить производство, усо¬вершенствовать его технику и организацию. Тогда он применяет эффективные экономические методы борьбы с соперниками. Он снижает стоимость своих товаров (путем повышения производите¬льности труда и уменьшения производственных затрат), улучшает их качество, расширяет ассортимент продукции, совершенствует то¬рговое и послеторговое обслуживание покупателей.
Если повнимательнее присмотреться к конкурентам, то среди них можно заметить смелых предпринимателей. Рискуя своим иму¬ществом, они делают открытия большого хозяйственного значения. Изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят бо¬лее эффективные формы организации труда и производства, спосо¬бы экономного использования производственных ресурсов. Тем са¬мым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и эко¬номическому прогрессу. Нобелевский лауреат известный английс¬кий экономист Фридрих фон Хайек пришел к следующему обобще¬нию: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.
В нашей стране, в условиях административно-командной системы, конкуренция в ее рыночном содержании отсутствовала. С началом рыночных реформ конкуренция стала одной из важнейших основ развития экономики. Таким образом, исследование конкуренции является сегодня особенно важным и актуальным. Целью данной работы станет анализ сущности конкуренции и ее значения в рыночной экономике.
Доя достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
- Рассмотреть общее понятие и сущность конкуренции;
- Изучить различные подходы к определению конкуренции и конкурентоспособности;
- Охарактеризовать особенности конкуренции при различных масштабах и характерах рынка;
- Оценить роль конкуренции в процессе рыночного саморегулирования;
- Выявить общие проблемы развития конкурентного рынка в России;
- Проанализировать проблемы монополизации рынка и значение антимонопольного регулирования;
- Исследовать перспективы развития антимонопольного регулирования и стимулирования конкуренции в России.