Готовые рефераты

Реферат   Интеллектуальное поведение животных

Предмет: Другое
Кол-во страниц: 20
Цена: ДоговорнаяНужно обязательно уточнить наличие
Статус работы: Наличие в настоящий момент нужно уточнять, используя контакты. Если работа уже устарела или по другим причинам исключена из базу, то вы всегда сможете заказать новую
Содержание: Введение
Глава I. Биологические предпосылки для развития интеллекта
Глава II. Стадии развития психики животных
Глава III. Развитие форм поведения в филогенезе
Глава IY. Качественное отличие интеллекта животных от мышления человека
Заключение
Список литературы

Введение

Одним из аспектов развития психики является изучение возникновения и развития психики в животном мире. Эта проблема волновала ученых уже много веков назад. Так в XYII веке Декарт утверждал, что животные не имеют души. Мнение о том, что животные думают, ученый считал предрассудком: «Животные разума не имеют, и природа в них действует согласно расположению их органов» . Отрицание у животных психики приводило к идее бога как силы, порождающей человеческий разум.
На преемственность в развитии от животных к человеку указывал Ламетри (в XYIII веке) в трактате «Человек-растение», рассматривая человека как часть природы. Это понимание человека делало излишней идею бога. Однако превосходство человека над животными ученый ошибочно объяснял воспитанием и образованием.
В XIX веке в связи с развитием естествознания к проблеме психики животных обратились многие ученые. Диалектических взглядов на природу придерживался К.Ф. Рулье (курс публичных лекций на тему «Об образе жизни животных»), указавший на коренные отличия психики животных от психики человека.
Для пропаганды дарвинизма в нашей стране много сделали И.М. Сеченов, Д.И. Писарев, К.А. Тимирязев и другие. Д. Велланским, П. Любовским, А. Галичем выдвигаются идеи о связи психики человека с деятельностью, исследуется вопрос о происхождении психики.
В 1859 году Ч. Дарвин опубликовал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора», которая дала материалистическое истолкование приспособленности организма в природе. С помощью эволюционного учения Дарвин обосновал («Выражение эмоций у человека и животных») идею общности происхождения выразительных движений, сопровождающих чувства у животных и человека, показал их приспособительный смысл.
В трудах Дарвина впервые вопрос о сопоставлении психики животного и человека был поставлен на научную основу, а его разработка дала начало развитию нового направления – психологии животных.
Сосредоточив свое внимание на доказательстве родства человека и животных, ученый подчеркивал черты сходства. Нередко он, завышая психические способности животных, приписывал им специфически человеческие черты (воображение, нравственные чувства и т.п.). Дарвин не замечал качественного своеобразия интеллекта человека. Его исследования положили начало сравнительной психологии.
Первым направлением в этой области был антропоморфизм (Д. Романес). Представители этого направления делали выводы о том, что в некоторых аспектах животные выше людей (взаимопомощь, взаимовыручка и т.д.).
Английский биолог Л. Морган («Введение в сравнительную психологию»), полемизируя с антропоморфизмом, настаивал на том, чтобы животному не приписывали высшие психические способности, если его поведение можно объяснить механизмами более низкого психического уровня. Морган установил, что животные способны к научению.
В это же время исследованиями психики животных занимались Д. Леббок, Л. Гопхоуз. Несмотря на отход от антропоморфизма, этим ученым не удалось полностью избежать ошибок. Животным приписывали сознание, старались определить его уровни.
Другой реакцией на антропоморфизм явилось механистическое направление, отрицающее психику у животных вообще (Ж.Фабр, Ж.Леб, А. Бете, Т. Беер, Э. Циглер, И. Икскюль).
Американский натуралист Г. Дженнингс доказал, что уже простейших нельзя понять только с помощью теории тропизмов, у них есть элементарные формы научения.
В конце XIX века исследования психики животных широко развернулись в Америке. В. Тондайк в книге «Ум животных» доказывал, что высокоразвитые животные выполняют действия объективно целесообразные и полезные, но без всякого понимания того, что они делают. Был сделан вывод, что они способны решать задачи только путем случайных проб и ошибок. Ученый сформулировал законы научения. Исследования ученого проложили путь для бихевиоризма.
В начале XX века крупные исследования в сфере зоопсихологии осуществили В. Смолл, Р. Йеркс, В. Келер, они дали объективные доказательства наличия у животных интеллекта.
Углубление экспериментального анализа инстинкта привели в 30-е годы XX века к созданию этологии как самостоятельной науки, изучающей поведение животных в естественных условиях (К. Лоренц, Н. Тинберген, К. Фриш). Их исследование помогают понять происхождение и развитие психики, раскрывают биологические предпосылки возникновения сознания человека.
Изучению психики животных посвящены и работы Н.Н. Ладыгиной – Котс, Л.А. Орбели, П. Гиома, Э. Мейерсона, Н. Ю. Войтониса, Г.С. Рогинского, С.Л. Рубинштейна, Л. Верлена и многих других.
Цель реферата –обратиться к вопросу о том, как рассматривается проблема интеллектуального поведения животных в современной психологии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть содержание понятия интеллектуальное поведение;
- проанализировать биологические предпосылки возникновения и развития психики у животных;
- выделить основные стадии развития психики животных;
- проследить, как особенности психики животных обнаруживаются в их поведении;
- доказать, что интеллект животных качественно отличается от мышления человека.
Объектом рассмотрения будут животные.
Предметом исследования – проявления интеллектуального поведения животных.
Проблема, избранная в качестве темы реферата, актуальна в силу того, что изучение интеллекта животных во многом объясняет происхождение и развитие психики человека.