Готовые дипломные работы

Диплом   Социально-психологические причины суицида и пути его профилактики в юношеском возрасте

Предмет: Психология
Кол-во страниц: 115
Цена: ДоговорнаяНужно обязательно уточнить наличие
Статус работы: Наличие в настоящий момент нужно уточнять, используя контакты. Если работа уже устарела или по другим причинам исключена из базу, то вы всегда сможете заказать новую
Содержание: ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 ФЕНОМЕН СУИЦИДА В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ.8
1.1. Суициды: общие понятия, концепции, признаки, мотивы,
причины и факторы.8
1.2. Типология суицида.22
1.3. Предпосылки и условия проявления суицида.28
ВЫВОДЫ .38
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.40
2.1 Характерные черты юношеского суицида.40
2.2. Опытно – экспериментальное изучение предпосылок суицидального
поведения.47
2.3 Профилактика и коррекция суицидального поведения.57
ВЫВОДЫ .71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .72
ЛИТЕРАТУРА.74
ПРИЛОЖЕНИЯ.79

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения самоубийств, покушений на самоубийство и разработки действенных мер их профилактики в наше время не подлежит сомнению как с точки зрения социальной значимости проблемы, так и в свете статистических данных. По последним сводкам Всемирной Организации Здравоохранения в развитых странах самоубийство как причина смерти, занимает одно из первых мест наряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями, онкологическими болезнями и несчастными случаями в результате дорожно-транспортных происшествий. Причем количество суицидов на земном шаре год от года возрастает, а максимум их в населении приходится на работоспособный возраст. Наверняка у каждого есть родственник, друг или просто знакомый, ушедший из жизни добровольно.
Ежедневно около 1200 обитателей Земли убивают себя и еще семь с половиной тысяч пытаются это сделать. А количество самоубийств среди лиц в возрасте 15-24 лет в последние 15 лет, увеличилось в два раза.
Не меньший моральный и материальный ущерб обществу наносят и покушения на самоубийство. По отношению к лицам, покушавшимся на свою жизнь, требуется проведение неотложных квалифицированных терапевтических мероприятий, что ведет к дополнительным затратам медицинских сил и средств. В подавляющем большинстве случаев суициденты оказываются нетрудоспособными на тот или иной срок после попытки самоубийства, следствием чего являются прямые экономические убытки для общественного производства. Значительная часть суицидальных попыток осложняется тяжелыми хроническими расстройствами, инвалидизирует больных, выключая их из сферы общественно полезной деятельности. Наконец, нельзя не учитывать того отрицательного влияния, которое оказывают суицидальные попытки на моральное состояние окружающих лиц. Каждый суицидальный акт становится с этой точки зрения специфическим психогенным фактором, временно снижающим уровень оптимизма и активности членов ближайших социальных групп.
Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что общество заинтересовано в избавлении от любых проявлений суицидальности, и что в нем сложилось потребность глубокого познания явления суицида и управления им.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей проявления суицидального поведения в юношеском возрасте.
Объектом исследования является суицидальное поведение в юношеском возрасте, а предметом - социально-психологические причины его возникновения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать зарубежные и отечественные исследования, раскрывающие различные аспекты суицидального поведения.
2. Рассмотреть общие понятия, типологию, предпосылки и условия проявления суицида.
3. Дать общую характеристику суицидального поведения в юношеском возрасте.
4. Составить методический инструментарий, позволяющий выявить и фиксировать причины, оказывающие влияние на суицидальное поведение юношеского возраста.
5. Разработать программу тренинга по профилактике суицидального поведения в юношеском возрасте.
В соответствии с целью, задачами, объектом и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования: суицидальное поведение в юношеском возрасте часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.
Общую методологическую основу исследования составили:
· гуманистический и аксиологический подходы к проблеме изучения личности, в рамках которых человек является высшей ценностью и самоцелью общественного развития (В.А. Сухомлинский, В.А. Петровский, В.А. Сластенин и .др.);
· принцип системности дает возможность понять и изучить особенности формирования предпосылок суицидального поведения и условий его проявления;
· принцип развития, дающий возможность рассмотрения развития личности в ее динамике (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин);
· принцип историзма, требующий изучения истории развития данной проблемы в историческом аспекте.
История изучения причин суицидального поведения являет собой пример удивительного разнообразия подходов, наличия концепций и поражает отсутствием общепринятой базовой теории.
Теоретическую основу составили:
1. Социологическая научная концепция (Ж.Дюркгейм, С.В.Бородин, А.С. Михлин, Я. Гилинский, Д. Вебер, И.Б. Орлова, А.Ю. Рожков и др.), сторонники которой утверждают, что самоубийства тесно связаны с процессом дезинтеграции социальных ситуаций в стране, а также с религиозным сознанием общества.
2. Психопатологический подход (З. Фрейд, А.Е. Личко, Л.Я. Жезлова, А.А. Александров, Б.Н. Палмазов, Е.Шир и др.) рассматривающий суицид, как появление острых или хронических психических расстройств.
3. Социально-психологическая концепция (А.Г. Амбруова, Д.Д. Федотов, А.А. Султанов, Н. Бердяев, Е. Вроно, А. Камю, А.Г. Лидерс и др.), объясняющая суицидальное поведение социально-психологическими или индивидуальными факторами.
Организация и этапы исследования.
На первом этапе - научно-методического поиска - изучались научные подходы к проблеме суицидального поведения в отечественной и зарубежной психологии.
На втором этапе – организационном – осуществлялось планирование научного исследования, были сформулированы цель, задачи и гипотеза исследования, разработан и апробирован методический инструментарий по сбору эмпирического материала.
На третьем этапе - констатирующем эксперименте – выполнялись «срезовые» исследования по изучению предрасположенности к суицидальному поведению студентов.
На четвертом этапе – заключительном - были обобщены полученные результаты и составлена программа тренинга по профилактике суицидального поведения.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
· теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой проблеме;
· эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррекции суицидального поведения с использованием анкетирования, опросов, тестирования;
· содержательная интерпретация и количественный анализ результатов.
Практическая значимость заключается в том, что ее результаты могут быть внедрены в учебно-воспитательном процессе школы, вуза; при организации работы психологической службы школы и высших учебных заведений. В дипломной работе предлагается программа коррекции и профилактики суицидального поведения, которая может быть использована при работе с лицами юношеского возраста.
Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, разнообразием исходного фактологического материала, многообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, их валидностью и надежностью
Структура и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 87 наименований. Объем основного текста включает 74 страницы, 5 приложений, 4 таблицы.