Готовые дипломные работы

Диплом   Психологическая поддержка семей, имеющих ребенка-инвалида

Предмет: Психология
Кол-во страниц: 86
Цена: ДоговорнаяНужно обязательно уточнить наличие
Статус работы: Наличие в настоящий момент нужно уточнять, используя контакты. Если работа уже устарела или по другим причинам исключена из базу, то вы всегда сможете заказать новую
Содержание: Введение 3
Глава 1. Семья, имеющая ребенка-инвалида как объект социально-психологических исследований 8
1.1. Психологические особенности семьи,
имеющих ребенка-инвалида 8
1.2. Психологическая поддержка семьи,
имеющей ребенка-инвалида 28
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение особенностей психо-логической поддержки семьи, имеющей ребенка-инвалида. 49
2.1. Постановка проблемы, организации
и методы исследования. 49
2.2. Анализ опытно-эксперимантальных данных по изучению
психологической поддержки семьи, имеющих ребенка-инвалида. 57
Заключение 68
Литература 71
Приложения 77

В В Е Д Е Н И Е

Актуальность исследования. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нере-шенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицин-ских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Семья ребенка с ограниченными возможностями сравнительно недавно стала объектом изучения. В последнее время, в отечественной литературе появились статьи, посвященные исследованию семьи и ближайшего окруже-ния ребенка-инвалида (Т.Г.Багданова, А.Я.Варга, А.И.Захаров, В.В.Ковалев, Н.Б.Лурье, Н.В.Мазурова, Е.М.Мастюкова, В.Н.Мясищев, А.М.Прихожан, Ф.Ф.Рау, В.Е.Рожков, Е.А.Савина, Н.Ф.Слезина, В.М.Сорокин, А.С.Спиваковская, В.В.Столин, В.В.Ткачева, О.Б.Чарова, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис и др.). Происходит усиление взаимовлияния практических достижений и теорий семейных систем, имеющейся информации о детях и взрослых с ограниченными возможностями, обеспечивающего новый уро-вень интегрированных знаний в этой сфере.
Чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми при-влекает внимание многих психологов различных школ и направлений. В этой области научная психология значительно отстаёт от практики, особенно за-метен данный разрыв в отечественной психологии. Наряду с этим, клиниче-скими психологами, психотерапевтами накоплен огромный опыт работы в сфере детско - родительских отношений (А.Я.Варга, А.И.Захаров, А.С. Спи-ваковская, Э.Г.Эйдемиллер).
Разбалансированность родительско - детских отношений, отчуждение членов семьи, имеющей ребенка-инвалида друг от друга – одна из причин социальной дезадаптации ребенка-инвалида.
Несомненно, проблема инвалидизации является глобальной, требует безотлагательных мероприятий, направленных на повышение уровня здоро-вья детей, качества психолого-педагогических и медицинских мер, обеспечи-вающих адекватную социальную адаптацию детей с ограниченными возмож-ностями. Вместе с тем, важна реабилитация не только ребенка, но и членов семьи, в которой находится ребенок с умственными или физическими недос-татками, которая заключается в том, чтобы помочь им выйти из состояния хронического психологического стресса. Определяя тем самым актуальность нашего исследования, мы выделяем, что проблема исследования заключается в необходимости изучения психологических особенностей семьи, имеющих ребенка-инвалида и разработки программ по оказанию им психологической поддержки.
Объектом исследования выступает семья, имеющая ребенка с ограни-ченными возможностями развития.
Предмет исследования: оказание психологической помощи и поддерж-ки семье, имеющей ребенка-инвалида.
Предмет и объект исследования позволяют нам определить следующую цель исследования – экспериментальное изучение влияния индивидуально-психологических особенностей родителей, стиля семейной социализации на индивидуально-психологические особенности ребенка-инвалида, а также разработка программы психологической поддержки членам семьи в соответ-ствии с полученными результатами.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по психологии проблем семьи, имеющей ребенка-инвалида, их диагностики и коррекции, по-мощи и поддержки.
2. Исследовать потребности семьи, имеющей ребенка-инвалида в психо-логической поддержке.
3. Изучить особенности оказания психологической поддержки семьи, имеющей ребенка-инвалида, ее направления, формы и виды.
4. Экспериментально изучить влияние индивидуально-психологических особенностей личности родителей и стиля семейной социализации на развитие личности ребенка-инвалида.
5. Разработать программу по оказанию психологической поддержки ро-дителей, имеющих ребенка-инвалида, а также провести экспериме-тальное исследование по оценки ее эффективности.
Поставленные нами цели, задачи, предмет исследования позволяют нам сформулировать следующие гипотезы исследования:
1. Для семей, имеющих ребенка-инвалида характерно эмоциональное принятие ребенка и сензитивность к его потребностям.
2. Формированию адекватного отношения родителей к ребенку-инвалиду относительно стилей семейной социализации и их влияние на формирование личности ребенка-инвалида, будет способствовать про-грамма психологической поддержки семьи, предусматривающая форми-рование адекватного отношения к ребенку, овладение навыками общения с ним, развитие умений преодолевать жизненные трудности.
Теоретико-методологическую основу исследования составил:
- ряд общепедагогических и общепсихологических принципов, среди ко-торых особое значение имеют принципы системного подхода, детерминизма, объективности исследования, принцип восстановления и замещения семей-ных связей, а также метод отраженной субъектности как психологический принцип исследования личности;
- работы по проблеме воспитания и развития нормального и дефективного ребенка (В.М.Бехтерев), по вопросам специальной дефектологии (Л.С.Выготский);
- психология аномального развития ребенка (О.К.Агавелян, В.В.Воронкова, В.В.Лебединский, Р.Ф.Майрамян, Е.М.Мастюкова, Н.Г.Морозова, М.С.Певзнер С.Я.Рубинштейн, И.М.Шипицина);
- по изучению компонентов психологической поддержки (К.А.Абульхонова, А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, И.А.Волошина, Л.Я.Гозман, Н.Н.Загрядская, И.Б.Котова, С.В.Кривцова, С.В.Кульневич, А.Г.Лидерс, И.Г.Лиленталь, Н.В.Муха, Ф.Райс, В.В.Рящин, А.С.Ткаченко и другие);
- помощи, защиты (О.Г.Власова, А.А.Налчаджян, Ю.С.Савенко, А.Ш.Штыпель);
- поддержки семьи (А.М.Захаров, Д.Хейли, С.И.Чаева, Э.Г.Эйдемиллер);
- психология детско-родительского отношения (Н.Бекер, А.Я.Варга, А.И.Захаров, Г.А.Ковалев, А.В.Петровский, П.Слатер, А.С.Спиваковская, В.В.Столин, Е.Шефер);
- теория семейных и детско - родительских отношений как их важнейшей составляющей (А.С.Варга, В.Н.Дружинин, И.С.Кон, А.С.Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер);
- теория и практика групповой коррекции и консультирования родителей (А.Адлер, Т.Гордон, Х.Джинот, Г.А.Мишина, В.В.Ткачева).
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Диагностические методы:
- беседа;
- тест Кэттела (16 PF-опросник);
- тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).
3. Метод наблюдения;
4. Прогнозирование, методы анализа и обработки данных;
5. Формирующий эксперимент.
Базой экспериментального исследования стал Курганинский центр социальной реабилитации «Преодоление». Экспериментальную выборку со-ставили родители, имеющие ребенка-инвалида в количестве 10 человек (женщины).
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы дипломной работы, а также разработанная программа психологической по-мощи родителям, имеющих ребенка с ограниченными возможностями по формированию и развитию адекватного отношения родителей к своему ре-бенку, могут быть использованы в практической деятельности работы психо-лога по диагностики и коррекции семьи, для оказания психологической по-мощи и поддержки.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.