Готовые дипломные работы

Диплом   Психологическая характеристика моральных чувств у детей младшего школьного возраста в условиях социального сиротства (на категориях добра и зла)

Предмет: Психология
Кол-во страниц: 72
Цена: ДоговорнаяНужно обязательно уточнить наличие
Статус работы: Наличие в настоящий момент нужно уточнять, используя контакты. Если работа уже устарела или по другим причинам исключена из базу, то вы всегда сможете заказать новую
Содержание: Введение.3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития моральных чувств младших школьников, воспитывающихся в семье и в условиях социального сиротства.7
1.1. Общая характеристика моральных чувств как компонента эмоциональной сферы человека.7
1.2. Особенности развития моральных чувств младших школьников, воспитывающихся в семье.14
1.3. Влияние социального сиротства на формирование моральных чувств младших школьников.22
Глава 2. Экспериментальное исследование моральных чувств младших школьников в условиях социального приюта.33
2.1. Описание методов диагностического исследования развития моральных чувств младших школьников.33
2.2. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента.43
2.3. Коррекционно-развивающая программа, направленная про-грамма на развитие моральных чувств младших школьников.50
Заключение.70
Библиографический список.72
Приложение
Введение
В современном мире уровень цивилизованности общества, авторитет на-ции становятся в прямую зависимость от того положения, которое занимают в этом обществе дети, от меры глубины того внимания и заботы, которые уделя-ются им как будущему, берущему свое начало в настоящем.
А. Лиханов
Тяжелейшим проявлением кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения ро-дителей.
Такое общественное явление, как детский дом, на протяжении многих лет считавшееся временным, обусловлены объективными причинами появления малого сиротства послереволюционной и послевоенной разрухи не только не изжило себя, но, более того на территории России возникло много новых дет-ских домов, причем наблюдается тенденция к дальнейшему увеличению их числа.
Изучением данной категории детей занимались и занимаются многие оте-чественные (М.И.буянов, А.И.Захаров, Е.М.Рыбинский, Е.О.Смирнова, Г.В.Семья, Р.Р.Калинина, А.Ш.Шахманова, Шипицина Л.М., Е.Лютова, Г.Монина, Реан А.А., М.Н.Лазутова, И.В.Дубровина и многие другие) и зару-бежные (У.Булби, М.Раффер, С.Броу и др.) ученые.
В последние годы усиливается интерес общественности к проблеме соци-ального сиротства. Но, не смотря на это, по-прежнему остаются такие пробле-мы как слабая научно-методическая оснащенность педагогического процесса, дефицит специализированных методических разработок. Недостаточно осве-щен и вопрос развития моральных чувств младших школьников в условиях со-циального сиротства. Поэтому данная проблема очень актуальна и ее изучение очень значимо для таких детей. Психологические исследования не раз под-тверждали тот факт, что семья является одним из важных факторов психиче-ского и личного развития ребенка. Ведь дети, лишенные родительского тепла отличаются своеобразным развитием эмоциональной сферы. Прежде всего, это обусловлено тем, что многие из них пережили эмоциональные стрессы (алкого-лизм родителей, бродяжничество, убийство и т.д.), кроме того, у таких детей отсутствует постоянство в эмоциональных привязанностях, а группы в детских домах очень неоднородные и чаще разновозрастные.
Именно поэтому особо значимой задачей для педагогов является органи-зация фундаментальных психолого-педагогических исследований, направлен-ных на изучение особенностей развития психики, в частности эмоциональной сферы детей в условиях социального сиротства, разработка конкретных про-грамм и методических материалов для данного контингента детей, внедрение их в жизнь.
Цель исследования: изучение особенностей развития моральных чувств младших школьников в условиях социального приюта.

Предмет исследования: особенности развития моральных чувств млад-ших школьников в условиях социального приюта.

Объект исследования: дети младшего возраста (8-11 лет).
Определяя теоретические и организационные и организационные подхо-ды к исследованию, мы исходили из следующих гипотез:
1. Развитие моральных чувств у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях социального сиротства в определенной сте-пени детерминированного особенностями их социальной ситуации разви-тия.
2. Если последние носят неблагоприятный характер воздействия на развитие моральных чувств, то они несут в себе заряд негативного влияния и разрушают процесс морального становления личности.
В соответствии с целью, предметом и гипотезами в исследовании реша-лись следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать основные теоретические подходы к изучению проблемы моральных чувств детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в социальном приюте.
2. Провести экспериментальное исследование развития моральных чувств детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в социаль-ном приюте.
3. Разработать программу коррекции и развития моральных чувств де-тей у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях со-циального приюта
Методологические основы исследования определили:
- Положения философии о взаимосвязи человека и общества и рассмотре-ние человека как ценность;
- Концепция Л.С. Выготского о личности, как результате социального развтия, общения ребенка с близким окружением, в нашем исследовании с семьей;
- Концепция В.Н. Мясищева, в которой личность представлена как система отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения до конца жизни. Значимыми явились положения В.Н. Мясищева о том, что: психотравмирующие переживания занимают цен-тральное место в структуре личности в связи с их особой значимостью для индивида; в основе переживаний лежат взаимоотношения человека с раз-личными сторонами окружающего и в первую очередь с родителями, то есть переживания являются лишь следствием нарушенных взаимоотношений;
- Положение В.В. Стогина о взаимосвязи нарушенных внутрисемей-ных отношений и возникновение необратимых отклонений в развитии ре-бенка (в частности моральных чувств).

Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез нами ис-пользовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга ме-тодов исследования:
1.Изучение и анализ литературы по проблеме исследования.
2.Констатирующий эксперимент.
3.Психодиагностический метод.
4.Качественный и количественный анализ, полученных в исследовании экспериментальных данных.
5. Наблюдение.

Психодиагностический инструментарий:
1.Методика «Сюжетные картинки»
2.Методика «Цветной тест отношений (ЦТО)»
3.Методика «Закончи историю»
4.Методика «Рисунок самого доброго – самого злого»

Теоретической основой исследования послужили теоретические и экс-периментальные исследования моральных чувств младших школьников (С.А. Козлова, М.И. Буянов, С.А. Стребелева, Р.Р. Калинина, Л.М. Шипицина, А.А. Реан, А.М. Прихожан, А.Ш. Шахманова).
Практическая значимость заключается в том, что:
1. Результаты нашей дипломной работы позволяют привлечь внима-ние педагогов, психологов, воспитателей к проблеме негативного влияния социального сиротства на развитие моральных чувств младших школьников;
2. Разработанная нами коррекционно - развивающая программа может быть использована педагогами, психологами, воспитателями на практике.