Готовые дипломные работы

Диплом   Сотрудничество в учебной деятельности младших школьников

Предмет: Психология
Кол-во страниц: 60
Цена: ДоговорнаяНужно обязательно уточнить наличие
Статус работы: Наличие в настоящий момент нужно уточнять, используя контакты. Если работа уже устарела или по другим причинам исключена из базу, то вы всегда сможете заказать новую
Содержание: Введение.3
Глава I. Педагогика сотрудничества как психолого-педагогическая проблема .6
1.1. Понятие и сущность педагогического сотрудничества .6
1.2. Возрастные особенности младших школьников .19
Выводы по главе I .24
Глава II. Реализация педагогики сотрудничества в учебной деятельности младших школьников .26
2.1. Специфика учебной деятельности младшего школьника .26
2.2. Формы сотрудничества взрослых и детей .35
2.3. Организация совместных действий в учебной деятельности младших школьников .42
Выводы по главе II .55
Заключение .57
Библиографический список .60
Приложение I
Приложение II
На современном этапе развития российского общества в педагогике обострилась проблема отношений «учитель – ученик» в процессе обучения и воспитания. По результатам исследований московских школ 61% преподавателей не имеют ясного представления о сущности гуманизации взаимоотношений учителя с учащимися; 29 % пользуются в общении со школьниками в основном авторитарными методами; 86,3 % учителей считают, что главной причиной их затруднений в работе с детьми являются леность и безответственность школьников. Между тем 26 % учащихся испытывают дискомфорт от несправедливых отметок и замечаний, грубости, оскорблений, унижения, подавления личности, полного равнодушия учителя и от других негативных явлений, все еще бытующих в школе. Кроме того, 70 % учителей продемонстрировали безличное восприятие учеников [14, 86].
Следует, однако, сказать, что в психологической науке переход от действий с предметами к преобразованию самих действий в должной степени не исследован. В качестве объекта изучения выступали по преимуществу различные виды операций с предметами, причем специально не рассматривались психологические условия распредмечивания содержания объектов и реализации образцов действия, присущих учебно-познавательным процессам. В то же время связь действий с предметами и преобразованием самих действий нельзя раскрыть, ориентируясь на внешние показатели выполняемых преобразований. Эта связь раскрывается через содержательный анализ принципа построения изучаемого объекта. Следовательно, помимо рассмотрения перцептивных процессов опознания объектов, сокращенных и интериоризованных операций необходимо описать поиск учеником связи между преобразованием структур изучаемого объекта и изменением способов действия. В этом процессе специфическое содержание объекта (его конкретные предметные или общие особенности) раскрываются через знаковое опосредствование связи действий. И если у человека не будут сформированы полноценные способы конструктивно-содержательного анализа объекта, то решение той или иной задачи будет иметь конкретно-практический, а не учебный характер. Таким образом, проблема генезиса учебно-познавательных процессов должна быть поставлена как проблема формирования у детей обратимых связей между предметными и операциональными компонентами действия (действий с самими действиями). Последнее означает, что поиск и моделирование этих связей должны стать для ребенка предметом особого анализа. Лишь в этом случае он сможет понять, каким путем действие с данным объектом превращается в обобщенный способ решения целого класса конкретно-практических задач. Нельзя сводить этот процесс только к выполнению действий ребенка с предметами или же к формированию у него умений применять различного рода схемы и модели. Такой подход наверняка приведет к заучиванию способов действия без умения их преобразовывать в соответствии с меняющимися условиями. Таким образом, педагогика сотрудничества является перспективным направлением в решении наболевших актуальных проблем воспитания и обучения школьников.
Практической основой исследования являются научные труды известных педагогических деятелей: Ю.К. Бабанского, К.В. Бардина, К.Н. Вентцель, Л.С. Выготского, А.С. Границкой, Журавлева Д., Н.Н. Урачковского, Н.А. Менчинской, З.И. Калмыковой, И.П. Подласого, В.С. Цеплина, Г.А. Цукерман и многих других, объединенных поиском концепций возможности педагогического сотрудничества как эффективного решения многих проблем воспитания сильной, независимой и самостоятельной личности.
Однако несмотря на научную изученность в теории данной проблемы, между теорией и практикой существуют противоречия. Учитывая неразработанные аспекты этой насущной психолого-педагогической проблемы, мы решили избрать темой нашей выпускной квалификационной работы «Сотрудничеств в учебной деятельности младших школьников».
Целью настоящей работы является теоретическое обоснование возможности сотрудничества в процессе учебной деятельности.
Объектом исследования выступает процесс учебной деятельности младших школьников.
Предметом исследования явилось сотрудничество в учебной деятельности младших школьников.
В связи с определением природы педагогики сотрудничества как одного из приоритетных, эффективных современных подходов в обучении и воспитании подрастающего поколения, в частности ребенка младшего школьного возраста, нами были выделены и решались следующие задачи:
- изучить и проанализировать специальную литературу по педагогике, психологии, дидактике по данной тематике;
- выявить сущность понятия педагогики сотрудничества;
- выделить условия сотрудничества в учебной деятельности младших школьников, их возрастные особенности;
- выяснить специфику учебной деятельности в младшем школьном возрасте;
- рассмотреть педагогику сотрудничества как психолого-педагогическую проблему.
В структуру выпускной квалификационной работы входит введение, две главы с выводами, заключение, библиографический список, включающий 57 наименований, приложения.