Готовые дипломные работы

Диплом   Изучение отдельных видов памяти глухих детей младшего школьного возраста

Предмет: Психология
Кол-во страниц: 75
Цена: ДоговорнаяНужно обязательно уточнить наличие
Статус работы: Наличие в настоящий момент нужно уточнять, используя контакты. Если работа уже устарела или по другим причинам исключена из базу, то вы всегда сможете заказать новую
Содержание: Ведение
1. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития памяти детей с нарушением слуха.
1.1. Характеристика памяти психологического процесса.
1.2. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста.
1.3. Виды памяти неслышащих детей и закономерности их развития.
2. Экспериментальное исследование памяти младших школьников с нарушением слуха.
2.1. Диагностическое изучение памяти неслышащих детей.
2.2. Разработка коррекционной программы по развитию памяти младших школьников с нарушением слуха.
Заключение.
Литература

Введение.
На современном этапе развития дефектологии данная проблема является одной из наиболее актуальной в области сурдопсихологии.
Наиболее известные работы в области сурдопсихологии по проблеме развития познавательных процессов относятся ко вторй половине прошлого столетия, это исследования Л. В. Занкова и Д. М. Маянц, которые изучали особенности произвольного запоминания наглядного материала; М. М. Нудельман - изменения зрительных представлений глухих школьников при забывании; Э. С. Бейн — константность зрительного восприятия; Ж. И. Шиф изучала особенности сравнения объектов и установления сходства глухими детьми, восприятие ими цвета; М. Е. Хватцев — развитие письменной речи и чтения у глухих школьников. И. М. Соловьев занимался исследованиями особенностей познавательной сферы глухих детей. Исследования этого времени имели сравнительный характер — особенности глухих детей рассматривались в сравнении со слышащими или умственно отсталыми сверстниками. Такой подход давал авторам возможность формулировать рекомендации, позволяющие эффективно работать с детьми всех категорий.
Перечисленные отечественные сурдопсихологи отмечают отставание в развитии видов памяти у неслышащих детей от нормы, которое составляет примерно 3-4 года. Данное своеобразие объясняет теория Л.С. Выготского, которая составлена на основе генетического принципа анализа особенностей развития детей разных категорий, показано наличие в их психическом развитии как общих, так и специфических закономерностей. Автор отстаивал тезис о единстве биологических и социальных факторов, определяющих стадиальный характер развития, согласно которому каждую стадию отличают специфические отношения между ребенком и социальной средой, в результате чего его развитие поднимается на качественно новый уровень. Своеобразная социальная ситуация развития глухого ребенка обуславливает иные сроки появления психологических новообразований, но не отменяет характерной для нормального развития их последовательности.
К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у младших школьников адекватных, рациональных приемов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приемы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными
Таким образом, единичные исследования изучения памяти глухих детей возможность комплексного подхода к проблеме коррекции памяти глухих детей.
Сложилось противоречие из объективной необходимости изучения памяти неслышащих школьников и недостаточной теоретико-технологической разработки данной проблемы. Противоречие обусловило выбор темы исследования: «Изучение отдельных видов памяти глухих детей младшего школьного возраста»
Цель исследования: изучение особенности памяти младших школьников.
Предмет исследования: память глухих младших школьников.
Объект исследования: особенности развития ассоциативной памяти, непосредственного и опосредованного запоминая и воспроизведения.
Гипотезы исследования: процесс развития памяти глухих детей будет эффективным при условии
- комплексной диагностики особенностей памяти глухого ребенка;
- разработка коррекционной программы по развитию памяти глухих младших школьников
Задачи исследования:
1. Анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Комплексная психологическая диагностика памяти глухих младших школьников.
3. Разработка коррекционной программы развития памяти глухих детей.
Методологическая основа исследования теория Л.С. Выготского об общих закономерностях развития детей в норме и с нарушением; положение о сложной структуре развития и специфики с психологией глухого ребенка. Концепция С.Л. Рубинштейна о формировании проявления психических процессов в различных видах деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в выделении особенностей памяти глухих младших школьников и разработке коррекционной программы развития памяти глухих детей, которая будет полезна специалистам коррекционных учреждение, а так же родителям глухих детей.