Готовая работа

Предмет:Психология.
 


Содержание:Введение 3
Глава 1. Особенности становления и развития гештальт-психологии 6
1.1. Предпосылки становления гештальт-психологии 6
1. 2. Общая характеристика гештальт-психологии 10
Глава 2. Гештальт-психология в трудах психологов 15
2.1. Исследования процесса познания. Работы М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки. 15
2.2. Динамическая теория личности и группы К. Левина 28
Заключение 35
Литература 37

ВВЕДЕНИЕ
Конец Х1Х века ознаменовался дискуссиями о том, какими путями строить новую, объективную психологию, какие методы должны стать ведущими при исследовании психического. На рубеже веков еще казалось, что эти споры приведут к единому мнению, и выстроится методология новой, позитивной психологии. Общей тенденцией был переход от психологии, изучающей феномены сознания, к психологии, исследующей целостную систему – организм-среда. Однако логика развития первых школ показала, что существует несколько путей строительства такой психологии, которые кардинально отличаются друг от друга не только в понимании приоритетов и задач психологической науки, но даже в определении ее предмета и содержания психики. Разным являлся и подход к динамике психического развития, его закономерностей и условий, способствующих или препятствующих его протеканию [6].
Поэтому в начале ХХ века психология переживала серьезный методологический кризис, связанный, прежде всего, с трудностями, возникавшими при поиске объективных методов исследования психики. Предложенные функциональной психологией, структурализмом или Вюрцбургской школой методы при более пристальном рассмотрении оказывались далекими от объективности, что доказывалось и теми разногласиями, которые возникали при обсуждении полученных результатов. Оказывалось, что найти прямой и объективный метод изучения психического состояния человека, содержания его сознания, а, тем более, бессознательного, практически невозможно. Выход был либо в трансформации метода, который превращался в опосредованный, либо в таком изменении предмета, которое сделало бы реальным его непосредственное экспериментальное изучение (например внешняя активность), любо в отказе от попыток объяснить законы психики, заменив их описанием явлений, как предлагал Дильтей [10].
На содержание и динамику протекания методологического кризиса в психологии повлияли, кроме логики становления самой науки, и другие факторы – социальная ситуация, открытия в других дисциплинах.
Первая мировая война, вскрыла такие негативные, асоциальные пласты человеческой психики (агрессия, жестокость, иррационализм), которые нуждались в каком-то научном объяснении. Эти факты связывались и с идейным кризисом рубежа Х1Х-ХХ веков, который лучше всего отразился в ведущих философских школах того времени. Эти мысли были близки и российской психологии, путь становления которой в то время протекал в русле европейской науки. Особенно отчетливо эти идеи были выражены в концепции В. Соловьева и его последователей [10].
О. Шпенглер, Э. Гуссерль, А. Бергсон доказывали, что культура близится к закату, что свобода воли может привести человека к отходу от разума, который уступает место интуитивному знанию, бессознательному. А. Бергсон (1859-1941) писал о том, что в процессе развития человечество совершает "творческую эволюцию", которая непосредственно связана с духовной активностью, отличающей живой организм от неживого, и приводит к универсализации понятий. Выдвинув идею о происхождении интеллекта из потребности практического действия, доказывал, что логическое знание поэтому односторонне, а наиболее полным и всеобъемлющим способом познания является интуиция. Ученик Брентано Гуссерль, возражая против психологизма, то есть против идеи о том, что психология может стать методологией всех наук о человеке, выдвигал метод «феноменологической редукции», который дает возможность высвободить сознание от наслоений культуры, личного опыта, пристрастий человека. Эти «чистые феномены», образованные в результате интенциональной направленности сознания (идея Брентано) на внешний мир, и являются его главным содержанием. Фактически этот подход лишал и философию, и, тем более, психологию, возможности понять психическое состояние, «жизненный мир» личности, который выстраивается самим субъектом благодаря присущей ему творческой активности. Однако тот факт, что это имманентно присущее человеку творчество структурирует мир из внешнего опыта, во многом делал людей игрушкой непредсказуемой судьбы, внешней ситуации, агрессии других [10].
Поэтому философские концепции, доказывая необходимость пересмотра старых оснований психологии, не могли в тот момент оказать ей помощь в формировании новых. Зато такую поддержку могли оказать естественные науки, которые находились в тот момент на подъеме.
Открытия в биологии, физике, генетике явились важным моментом в становлении психологических направлений. Данные генетики, показавшие широкие возможности приспособления и изменения организма, лабильность и пластичность нервной системы, оказали влияние на анализ роли среды в процессе развития психики, понимание возможностей и границ обучения. Особенно большое значение эти материалы приобрели в России, в которой в тот момент была одна из наиболее сильных школ генетиков.
Таким образом, целью нашего исследования является изучение особенностей становления гештальт-психологии.
Задачи курсовой работы:
1. Выделить особенности становления и развития гештальт-психологии
2. Определить предпосылки становления гештальт-психологии
3. Описать исследования процесса познания в трудах М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки.