Готовая работа

Предмет:Другое.
 


Содержание:Введение
1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности 6
1.1. Понятие коммуникации 8
1.2. Интеракция 10
1.3. Перцепция 11
1.4. Деловое взаимодействие 13
1.5. Коммуникационный процесс 15
2. Общение – средство коммуникации. Виды общения 21
2.1. Познавательное общение 21
2.2. Убеждающее общение 22
2.3. Экспрессивное общение 23
2.4. Суггестивное общение 24
2.5. Ритуальное общение 24
3. Характеристики делового общения 26
3.1. Функции общения 26
3.2. Содержание делового общения 27
3.3. Стороны общения 27
3.4. Манера общения и стиль 28
4. Процесс коммуникаций и эффективность управления 30
4.1. Межуровневые коммуникации в организациях 32
4.2. Коммуникации по восходящей 33
4.3. Коммуникации между различными отделами
(подразделениями) 34
4.4. Коммуникации руководитель-подчиненный 35
4.5. Коммуникации между руководителем и рабочей группой 35
4.6. Неформальные коммуникации 36
5. Коммуникационный процесс 38
5.1. Зарождение идеи 39
5.2. Кодирование и выбор канала 41
5.3. Передача 42
5.4. Декодирование 43
5.5. Обратная связь 43
5.6. Шум 44
5.7. Межличностные коммуникации 45
6. Преграды, обусловленные восприятием 46
6.1. Семантические барьеры 48
6.2. Невербальные преграды 50
6.3. Плохая обратная связь 51
6.3.1. Организационные коммуникации 51
6.3.2. Искажение сообщений 52
6.3.3. Информационные перегрузки 53
6.3.4. Неудовлетворительная структура организации 53
6.4. Регулирование информационных потоков 54
6.4.1. Управленческие действия 54
6.4.2. Системы обратной связи 55
6.4.3. Системы сбора предложений 56
6.4.4. Информационные бюллетени 57
6.4.5. Временная информационная технология 57
Заключение 59
Список литературы 62

Введение
Практика свидетельствует о наличии эклектики при их проведении, например, на совещаниях зачастую вместо обсуждения конструктивных предложений, обсуждают мнения и суждения, в связи с чем начинаются дискуссия, разногласия и конфронтация; а на дискуссиях, наоборот, пытаются, как на деловом совещании, выработать единый подход, что возможно, как известно, лишь при совпадении мнений. Отсюда следует, что руководителям и специалистам необходимо знание специфики разнообразных форм деловой коммуникации: целей и ожидаемого результата, категории участников и регламента, организации пространственной среды и коммуникативных средств.
На реноме любой фирмы (предприятия, организации) влияет не только чисто профессиональный успех, но и имидж как фирмы в целом, так и отдельных специалистов, работающих в ней. Термин "имидж" (образ) появился в нашем обиходе сравнительно недавно, с началом демократических преобразований в стране. И это не случайно – имидж способен активно "действовать" только при условии существования рынка, при наличии конкуренции, а следовательно, соперничества и борьбы. Можно даже сказать, что сегодня идет борьба имиджей лидеров, фирм, товаров и услуг. Коммуникативная компетентность и визуальная культура и являются самыми важными составляющими имиджа и фирменного стиля.
Во все времена, с момента возникновения отношений власти и подчинения, правители старались предстать перед массами с самой выгодной стороны, в зависимости от эпохи, статуса, ситуации и от требований, которые предъявлялись к вождю, государю, лидеру. Никколо Макиавелли, который был, по сути, первым в истории политическим консультантом (имиджмейкером, как теперь говорят), считал заботу лидера о своем публичном образе весьма существенной для карьеры.
Важным элементом имиджа является умение выражать свои мысли. Еще в Древней Греции Деметрий Фалернский утверждал: "Тем могуществом, которым на войне обладает железо, в политической жизни обладает слово". Умение им владеть, с древнейших времен ставшее инструментом политики и менеджмента, в античности достигло своего расцвета. Великолепным оратором был Перикл, первый стратег Афин, главнокомандующий и выборный глава Афинского государства. "Если, борясь с Периклом, удалось бы положить его на обе лопатки, а Перикл стал бы доказывать, что стоит на ногах, то все слушатели поверили бы Периклу, несмотря на очевидность положения", утверждали его современники, в том числе и политические противники. Уже в те времена начали использовать так называемые "риторические биографии", предполагающие оценку героя "похвальным словом" или "поношением".
С помощью вербальных и невербальных средств коммуникации сегодня многие предприниматели и политические лидеры способствуют разработке товара-имиджа, который затем в лучших традициях маркетинга продается потребителю. Чтобы выигрывать – нужно уметь говорить и слушать, формулировать соответствующие конкретной ситуации вопросы и ответы, действовать естественно, искренне и откровенно, если это способствует достижению цели, или гибко менять стратегии и выбирать разнообразные приемы психологического влияния на партнера по деловому взаимодействию, если в этом есть необходимость.
Формирование привлекательного имиджа зависит от умения эффективно использовать элементы невербалики: улыбку, приятное выражение лица, адекватные словам и ситуации жесты, позы и телодвижения, интонации и другие сигналы, свидетельствующие об информированности и знании делового этикета.
Карьера любого специалиста весьма многогранна. В любой профессии можно остаться на самой низкой ступеньке иерархической лестницы, а можно достичь высоты, власти, став высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Коммуникативная компетентность, как оправа для бриллианта, может помочь реализовать свои замыслы и намерения, стать преуспевающим человеком, вызывающим уважение у деловых партнеров.

1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия в профессиональной деятельности
"Сильнее всех – владеющий собой".
Сенека
Общение – многогранный процесс, изучаемый разными науками: психологией, философией, социологией, педагогикой, лингвистикой и др. Мы рассмотрим категорию "общение" как социопсихологический механизм, на который опирается функционально-ролевая деятельность специалиста (менеджера, юриста, социального работника, релайтера и др.). Это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равноправными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь между людьми, но и сопереживание, взаимный обмен эмоциями.
В общении можно различить: а) инструментальную направленность: на выполнение социально-значимой задачи, на дело, на результат; б) личностную направленность: на удовлетворение личностных потребностей.
Психологи отмечают, что общение одновременно может решать разные задачи: обмен информацией и демонстрация отношения друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание. Многофункциональность общения позволяет выделить следующие его аспекты:
1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен
информацией);
2) интерактивный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
3) гносеологический (человек выступает как субъект и объект социального познания);
4) аксиологический (изучение общения как процесса обмена ценностями);
5) нормативный (выявляющий место и роль общения в процессе
нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения);
6) семиотический (общение выступает как специфическая знаковая
система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных
знаковых систем, с другой);
7) социально-практический аспект общения, где процесс рассматриваетсяв качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями и навыками.
Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели. В их числе:
· обмен или передача информации;
· формирование умений и навыков или развитие профессиональных
качеств;
· формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
· обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами,
технологиями;
· осуществление коррекции, изменение мотивации поведения;
· обмен эмоциями.
В реальной практике общения мы встречаемся с взаимодействием типа "Я-Я" (например: юрист-клиент, руководитель-подчиненный); "Я-МЫ" (релайтер-журналисты, руководитель-коллектив); "МЫ-МЫ" (специалисты по переговорам и сопровождающие их лица, административно-управленческий персонал организации и трудовой коллектив). Первый тип общения принято называть индивидуально-личностным, второй – индивидуально-коллективным, третий – коллективно-общественным. Каждому типу свойственны свои специфические черты, цели и задачи, лексика, приемы и технологии.

Содержательный характер взаимодействия людей определяется предметом общения. На основе этого критерия различают такие виды общения, как: межличностное, деловое, специально-профессиональное и научное, социально-политическое и информационно-коммуникативное и пр. Способы взаимодействия зависят от целей, которые преследует общение, от особенностей его организации, эмоционального настроя партнеров, уровня их культуры.
Общение – это триединый процесс, включающий в себя коммуникацию, интеракцию и перцепцию .

1.1. Понятие коммуникации
Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение) – специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.
Коммуникация в современных условиях является основой жизнеобеспечения каждой фирмы, организации, предприятия. Специалисты в области менеджмента считают, что 63% английских, 73% американских, 85% японских руководителей выделяют коммуникацию как главное условие на пути достижения эффективности их организаций, причем сами руководители тратят на нее от 50 до 90% своего времени.
Благодаря коммуникации осуществляется сбор, анализ и систематизация информации как внутри предприятия, так и за его пределами, обеспечивается необходимый уровень взаимодействия с деловыми партнерами, конкурирующими, фирмами, потребителями, поставщиками, финансистами, клиентами.
Для передачи информации используются вербальные (выраженные словами) знаки и невербальные (мимика, пантомима, жестикуляция, дистанцирование, пространственный рисунок, интонирование и др.). Для эффективной коммуникации необходимо, чтобы люди понимали друг друга, то есть говорили бы на одном языке, имели общий социальный опыт. Плохое знание "языка" партнеров может привести не только к непониманию, но и к финансовым просчетам, о чем свидетельствует, например случай из маркетинговой практики «Дженерал моторс». Фирма выпустила на латиноамериканский рынок новую модель автомобиля и назвала его специально для латиноамериканцев – "Чеви Нова". Однако модель на рынке "не пошла". Фирма срочно провела исследование и, к своему ужасу, обнаружила, что слово "нова" по-испански означает "она не едет" .
В социально-психологическом смысле коммуникация – это процесс передачи информации от отправителя к получателю. Отправитель, цель которого заключается в том, чтобы оказать на получателя то или иное воздействие, передает определенное сообщение. Сообщение может быть закодировано с помощью вербальных и(или) невербальных знаков, символов, системы смыслов. Получателю для понимания информации необходимо раскодировать (декодировать) сообщение. Таким образом, полный единичный цикл коммуникации состоит из поочередных ходов партнеров (схема).
Простая схема структуры коммуникации
Процесс передачи информации s
Отправитель(0) Получатель(П)


В структуре коммуникации следует отличать цель, как рационально обоснованное намерение, от побудительного мотива, как скрытого намерения или мотива, зачастую выдаваемого лишь на невербальном уровне (схема).

Декодирование
Схема структуры целевой коммуникации

Средства кодирования
1М^
Цель
О

Контекст коммуникации может быть выражен утверж