Скачать Диплом Гендерная специфика ценности самоактуализации личности по предмету Психология 

Готовая работа

Предмет:Психология.
 


Содержание:Введение.
Глава 1. Сущность проблемы самоактуализации в психологии
1.1. Общая характеристика самоактуализации в зарубежной психологии.
1.2. Самоактуализация как предмет исследования в отечественной психологической науке
1.3. Характеристики самоактуализации
Глава2. Теоретико-методологические основы гендера и его современные особенности.
2.1. Формирование концепции гендерной психологии.
2.2. Определение понятия «гендер»: биологический и социальный пол человека.
2.3. Исследования социальных механизмов формирования гендерных различий.
2.4. Влияние гендерных характеристик личности на жизненные ценности (самоактуализацию).
Глава3. Экспериментальное изучение гендерной специфики ценностей самоактуализации.
3.1. Гипотеза исследования
3.2. Методика исследования
3.3. Анализ и обсуждение результатов
Общие выводы
Заключение
Библиография
Приложение

Введение.

Актуальность исследования. В условиях современных социальных трансформаций повышается роль активного отношения субъекта к своему развитию. Важное значение приобретает осознание человеком того, что он должен надеяться только на себя. Вместе с тем, ещё недостаточно проявляется ответственное отношение современной личности к самоактуализации. Если на Западе самоактуализация стала «культурным стереотипом», то в нашей стране этот вопрос встал остро в последние годы.
Эта проблема имеет и важное общественное значение, так как самоактуализация определяет продуктивную направленность личности, является базовой детерминантой социального творчества, а значит, развития общества. Происходящие в обществе изменения предъявляют высокие требования к таким качествам личности, как самостоятельность, инициативность, предприимчивость, способность управлять своей жизнью. Поэтому в настоящее время на первый план выходит проблема оптимизации всех средств развитии личности.
Надо отметить, что проблема самоактуализации в психологии носит межпарадигмальный характер, поскольку в настоящее время нет единой парадигмы представлений о самоактуализации.
Актуальность изучения в науке проблемы самоактуализаци личности, в частности, в гендерном аспекте, объясняется недостаточной разработанностью её методологии и общих концептуальных основ, несмотря на то, что гендерные стереотипы и социальные установки регулируются на глубинном ментальном уровне общественного сознания, уходящем корнями в далекое прошлое и передающемся из поколения в поколение. Глубокие изменения, происходящие в современном российском социуме, находят свое отражение в трансформации таких устойчивых социально-психологических образований, как гендерные стереотипы. Несмотря на появление новых подходов к вопросам самоакутализации личности, гендерный аспект этой проблемы остаётся слабо разработанным и представляется нам сложной проблемой. Актуальность данной проблемы обостряется также с одной стороны осознанием важности и приоритетности вопросов самоактуализации личности в гендерном аспекте, а с другой – явно недостаточным вниманием к ним в экспериментальных психологических исследованиях.
В контексте нашего исследования мы анализируем динамику изменения личности, а именно такой важный в акмеологическом понимании процесс, как самоактуализация личности, в гендерном аспекте.
Степень разработанности проблемы. Проблема изучения самоактулизации личности рассмотрена многим отечественными и зарубежными учёными, среди которых можно выделить Абульханову К.А., Алешину Ю.Е., Гозман Л.Я., Горячеву Е.И., Леонтьева Д.А., Лубовскую Е.М., Орлова А.Б., Петровского В.А., Соболеву Н.В., Станкевич Л.П., Суханова А.П., Ткачёва В.Н., Цыреву Л.А., Чевтаеву И.Г., и многих других. Проблеме гендера посвящены работы Бендас Т.В., Бойченко Л.Д., Вейнингера О., Знакова В.В., Каган В.Е., Клециной И.С., Нурышевой Б.С., Ожиговой Л.Н., Прохоровой Л.В., Соловьёвой С.В., Юкиной И.И., и другие. В проводимых исследованиях не раз отмечалось о влиянии социально-культурных и социально-экономических факторов на самореализацию личности. Однако, недостаточно рассмотрены в теоретическом плане и экспериментально изучены особенности самоактуализации при разных её уровнях в контексте гендерной специфики.
Цель работы: выявить гендерную специфику ценности самоактуализации личности.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- проанализировать понятие самоактуализации в отечественной и зарубежной психологической науке;
- дать характеристику самоактуализации;
- определить понятие «гендер» как биологического и социального пола человека;
- рассмотреть гендерный подход в социально-психологических исследованиях;
- проанализировать формирование концепции гендерной психологии;
- рассмотреть влияние гендерных характеристик личности на жизненные ценности (самоактуализацию).
- провести экспериментальное исследование гендерной специфики ценности самоактуализации личности.
Объект исследования: самоактуализация личностей различных полов и возрастов.
Предмет исследования: влияние гендера на ценность самоактуализации личности.

Гипотезы исследования:
1. Для мужчин наиболее значимой является связь автономности и ориентации во времени.
2. Для женщин наиболее значимой является связь ценности и креативности.
3. У женщин большая по силе и количеству связь самоактуализационных характеристик с ориентацией на процесс.
4. У мужчин большая по силе и количеству связь самоактуализационных характеристик с ориентацией на цели и локус контроля жизнь.
5. Для женщин большую важность представляет самоактуализация в семье, для мужчин – в профессиональной деятельности.
6. По силе значимости самореализация себя в жизни одинаково важна, как и для мужчин, так и для женщин.

Методологическую и теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных социологов, социальных психологов, в которых прямо или косвенно были поставлены и проанализированы вопросы пола, полоролевого поведения, самоактуализации и самореализации личности. Исследование основывалось на следующих принципах: принцип системного подхода к изучению целостной личности (Ломов Б.Ф.), принцип единства биологического и социального в развитии человека (Ананьев БГ., Рубинштейн С.Л.), принцип и концепции активности субъекта (Абульханова-Славская К.А., Ананьев Б.Г., Брушлинский А.В., Дорфман Л.Я., Петровский А.В., Петровский В.А., Слободчиков В.И., Исаев Е.И,), гуманистические теории самоактуализации личности (Маслоу А., Роджерс К., Allport C.W., Bugental J.F.T и др.). А также рассматривались исследования, посвящённые изучению различий в поведении мужчин и женщин (И С.Кон), кросс-культурные исследования (В.Ф.Петренко, Л. А Алиева, А.И.Егорова, О.В.Митина), труды зарубежных ученых, занимающихся выявлением содержания (Femberger, McKee, Sherriffs) и функций гендерных стереотипов (Broverman I., Vogel, Broverman D., Williams), поиском половых различий в описании полов под влиянием общей теории половой дифференциации (Масслоу, Jacklin) и исследований половых ролей (Bales, Parsons, Bem).
В дипломе использовались следующие методы исследования:
- теоретические – теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных;
- эмпирические методы исследования
Данные эмпирического исследования в формализованном виде были обработаны и проанализированы с использованием современных математическо – статистических методов с помощью компьютерных программ.
Теоретическая значимость работы заключается в разработке теоретических вопросов гендерного аспекта самореализации личности.
Практическая значимость результатов исследования: основные результаты и выводы могут найти применение в качестве основы для организации работы социально-психологических служб, могут быть использованы в консультативной и психотерапевтической психологической практике с целью развития и гармонизации внутренних условий самоактуализации индивидуальности человека и для разработки программ тренингов и групп личностного роста самоактулизации с учётом половозрастных особенностей. Полученные результаты могут быть включены в материал лекций и использованы при разработке учебных программ по социальной и гендерной психологии.