Скачать Диплом Учебно-профессиональные установки учащихся старших классов по предмету Другое 

Готовая работа

Предмет:Другое.
 


Содержание:Введение.....................................................................................................................2
1 Формирование учебно-профессиональных установок учащихся старших классов..................................................................................................................................5
1.1 Возрастные особенности формирования личности подростка..................5
1.2 Понятие учебно-профессиональной установки............................................18
1.3 Мотивы и установки........................................................................................19
1.4 Формирование учебно-профессиональных установок как результат процесса профессиональной ориентации........................................................................22
2 Исследование влияния профориентации на формирование учебно-профессиональных установок учащихся старших классов.....................................38
2.1 Структура профориентационной работы........................................................38
2.2 Эмпирическое исследование.....................................................................47
Заключение...............................................................................................................52
Глоссарий............................................ ....................................................................55
Список использованных источников..................................................................58
Приложение А.........................................................................................................61
Приложение Б..........................................................................................................62
Приложение В..........................................................................................................63
Приложение Г..........................................................................................................64
Приложение Д..........................................................................................................66

Введение

Одной из особенностей переходной эпохи в России является широкомасштабная ломка привычных форм взаимодействия человека с социальной средой и вытекающие отсюда повышенные требования социальной среды к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности, к готовности рассчитывать только на самого себя, к способности конкурировать с другими, к открытости по отношению к новым формам самореализации и способности пересматривать ее прежние формы, к способности принимать ответственные решения. В этих условиях возрастает роль профориентационной работы, способной оказать поддержку в формировании учебно-профессиональных установок молодых людей. Удовлетворенность и неудовлетворенность жизнью главным образом связана с любимой и нелюбимой работой. В свое время каждому человеку перед тем, как начать работать необходимо, сделать свой профессиональный выбор.
Особенно остро проблема профессионального самоопределения стоит перед подростками. Большинство подростков выбирает учебу в профильных старших классах, тем самым определяя свой дальнейший профессиональный путь. Вследствие этого данный возрастной период имеет особую значимость в подготовке учащегося к выбору жизненного пути и будущей профессии. В этом выборе значительную роль способна сыграть профориентационная работа как фактор формирования учебно-профессиональных установок.
Профориентационная работа способствует профессиональному самоопределению - своеобразной проверке гражданской зрелости человека в деле выбора профессии; проверке на его причастность к историческому времени; проверке на ответственность за будущее не только свое, но и всего общества. Человек, правильно сделавший свой профессиональный выбор, влюблен в свое дело, творчески и полноценно живет, то есть, счастлив и способен подарить счастье и уверенность другим людям.
Несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся учебно-профессиональных установок, соответствующих индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Так, проведенные исследования мотивов выбора профессии школьниками показывают (51, с. 374), что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% старшеклассников выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен; 17% - по совету родителей; 9% - под влиянием средств массовой информации; 9% - руководствуются в выборе малозначительными факторами. Только 40% старшеклассников выбирают профессию, ориентируясь на содержательную сторону будущей профессии.
Налицо противоречие между ожиданиями общества пополнить свои ряды квалифицированными специалистами, любящими свою работу, стремящимися к профессиональному самосовершенствованию, и сложности для подростков разобраться во множестве профессий, определить их востребованность на рынке труда, определить соответствие своих притязаний способностям и склонностям.
Объект исследования – подростки, определяющиеся в выборе профессии.
Предмет исследования – особенности учебно-профессиональных установок подростков.
Цель исследования – выявление особенностей формирования учебно-профессиональных установок
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что профориентационное консультирование влияет на формирование учебно-профессиональных установок старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть возрастные особенности формирования личности подростка
2. Проанализировать понятие учебно-профессиональной установки
3. Дать определение понятиям - мотивы и установки
4. Рассмотреть особенности и специфику профориентационной работы с подростками.
5.Провести эмпирическое исследование процесса проведения профориентационной работы с подростками.
Методы исследования:
· анализ теоретической литературы по проблеме исследования
· анкетирование
· тестирование
· беседа
Практическая значимость работы состоит в том, что выявленные особенности профориентации подростков, отобранные методики диагностики профессиональной направленности старшеклассников могут применяться в работе школьных психологов, окружных служб профориентации, использоваться учителями в воспитательной работе.