0

Прогнозирование объема продаж. Страницы 9-10

объекта. Содержательная интерпретация методов прогнозирования определяется природой, особенностями и закономерностями исследуемых процессов. Оценка будущих состояний процессов и явлений ведется на базе уже накопленных знаний о сущности, свойствах и закономерностях известных или предполагаемых тенденций их развития.

Таким образом, если методологической основой прогнози­рования служит теория развития объекта, которая раскрывает существо закономерностей, содержание основных причинно-следственных связей рассматриваемого процесса, то методы прогнозирования позволяют найти меру влияния отдельных за­кономерностей и причин развития, представить объект прогно­за как динамическую систему измеренных с определенной сте­пенью достоверности взаимодействий реальных явлений, фак­торов, сил общественной деятельности и тем самым дать воз­можность воспроизвести с определенной степенью вероятности поведение этой системы в будущем.

Во многих случаях ни один из методов сам по себе не может обеспечить требуемую степень достоверности и точности про­гноза, но, будучи использован в определенных сочетаниях с другими, оказывается весьма эффективным — достоинства одного метода компенсируют недостатки другого либо они ис­пользуются в развитии.

Объективная необходимость в комбинировании различ­ных методов часто возникает при разработке прогнозов разви­тия процессов, характеризующихся наличием сложных взаимо­связей.

Классификация методов прогнозирования в существенной мере условна. Для того чтобы понять, какие методы в каких случаях применять, необходимо знать их особенности. Методов много и целесообразно выделить некие агрегированные особен­ности, которые могут выступать в качестве критериев класси­фикации. Такими критериями, или классификационными признаками, могут быть степень формализации, общий принцип действия, способ получения прогнозной информации.

По степени формализации методы прогнозирования делятся на интуитивные (их также принято называть экспертными) и формализованные (фактографические). Эта классификация до­статочно обширна, поскольку включает в себя методы прогно­зирования, применяемые в экономических, социальных, обще­ственно-политических, научно-технических областях.

Экспертные (интуитивные) методы прогнозирования пред­полагают, что подходы, используемые для формирования про­гноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, де­лающего прогноз, при разработке которого доминируют его ин­туиция, накопленный опыт, творчество и воображение. Экс­пертные методы прогнозирования, как правило, используются в двух случаях:

  • когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования;
  • при наличии высокой степени неопределенности инфор­мации, имеющейся в прогностической базе, или вовсе при от­сутствии информации об объекте прогнозирования.

Экспертные методы базируются на информации, которую поставляют специалисты-эксперты в процессе систематизиро­ванных процедур выявления и обобщения мнений. По этой причине указанные методы требуют от эксперта глубоких теоре­тических знаний и практических навыков в сборе и обобщении всей доступной информации об объекте прогноза. Интуиция (неструктурированные знания) помогает эксперту в выявлении тенденций развития объекта прогнозирования в условиях отсут­ствия информационной базы о нем. Примером может служить прогноз спроса на новые товары и услуги, прогноз эффектив­ности внедрения новшества, сроков окончания периода рефор­мирования экономики, мировых цен на энергоносители, метал­лы (цветные, драгоценные) и даже курсов валют.

Таким образом, интуитивные методы применяют тогда, ког­да объект прогнозирования либо слишком прост, либо настолько сложен и непредсказуем, что аналитически учесть влияние многих факторов практически невозможно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *