0

Правовой статус опекуна. Страницы 5-6

Глава 1             Теоретические аспекты и нормативно-правовое регулирование статуса опекуна

1.1      Понятие опеки как источника возникновения правового статуса опекуна

В соответствии со статьей 60 Конституции РФ[1] граждане осуществляют свои права и обязанности в полном объеме с 18 лет. С этого момента они становятся полностью дееспособными, то есть обретают возможность совершать юридически значимые действия по реализации своих прав и исполнению обязанностей, несут ответственность. Однако в реальной жизни возможны ситуации, нашедшие отражение в законодательстве, когда реализация гражданином этого конституционного положения оказывается по каким-либо причинам невозможной. В этой связи в законодательстве существуют институты опеки и попечительства.

Повышение эффективности законодательства, регламентирующего социальную защиту лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляется проблемой, решение которой требует системного, комплексного, межотраслевого подхода, поскольку отношения с участием данной категории лиц регулируются нормами различных отраслей права: гражданского, семейного, административного и права социального обеспечения. Вместе с тем законодательство в этой области характеризуется противоречивостью, бессистемностью, фрагментарностью и пробельностью, что существенно снижает его эффективность.

Вопрос о правовой природе опеки и попечительства периодически подвергается исследованию в науке гражданского и семейного права[2]. При этом объектом внимания выступают различные аспекты правовой регламентации соответствующих отношений: правовое положение опекуна (попечителя) и подопечных; обеспечение имущественных прав и интересов лиц, находящихся под опекой (попечительством); порядок установления и прекращения правоотношений по опеке (попечительству).

Дискуссионным остается до сих пор вопрос непосредственно о правовой природе названного института: это гражданско-правовой, семейно-правовой либо комплексный институт. Опека и попечительство как институт позиционировалось как в гражданском, так и в семейном законодательстве. С одной стороны, эти нормы носят как частноправовой (например, положения об ответственности опекунов и попечителей — ст. 26 Закона «Об опеке и попечительстве»[3]), так и публично-правовой характер (например, нормы, посвященные органам опеки и попечительства, их задачам и полномочиям, — ст. ст. 7 и 8). С другой стороны, институт опеки и попечительства Законом об опеке не исчерпывается. Семейное законодательство регулирует в настоящее время только некоторые аспекты опеки и попечительства, в частности отношения, возникающие в связи с воспитанием детей в семье опекуна.

Опека и попечительство рассматривается в нескольких значениях:

Для целей гражданско-правового регулирования опека представляет собой законное представительство, способ восполнения дееспособности лиц, которые не обладают ею в полном объеме. Попечитель, в свою очередь, не замещает собой подопечного, но, как известно, дополняет своей волей волю подопечного.

Для семейного права опека и попечительство (которые в семейном праве возможны только над несовершеннолетними) — это одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. До вступления в силу Закона об опеке большинство норм об опеке (попечительстве) содержалось в гл. 20 СК

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.

[2] Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства. [Электронный ресурс] //  http://www.dissercat.com/content/problemy-pravovogo-regulirovaniya-otnoshenii-v-sfere-opeki-i-popechitelstva

[3] Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2008, N 17, ст. 1755.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *