0

Правовой статус опекуна. Страницы 21-22

Глава 2             Проблемы осуществления прав и обязанностей опекуна

2.1      Проблемы парового регулирования прав и обязанностей опекуна

Изменения в законодательстве об опеке и попечительстве происходят под знаком того, что Российская Федерация позиционирует себя, в первую очередь, как социальное государство. Государство путем принятия Конституции страны закрепило за собой обязанность по осуществлению всесторонней защиты социально незащищенных граждан. Защиту, исходя из сущности общественных отношений, можно рассматривать в различных проявлениях: как правовую, как материальную (т.е. связанную с повышением уровня доходов отдельных категорий граждан), медицинскую и т.д., т.е. соответственно общим направлениям данных отношений.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. «Об опеке и попечительстве» и последующие правки в нем являются первостепенными по значимости в рамках данного плана. Практика применения положений гражданского и семейного законодательства в этой области показала, что немногочисленные нормы Гражданского и Семейного кодексов РФ не позволяли разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и проч.

Кроме того, в настоящее время коренным образом изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Например, развитие отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло возникновение в регионах России новых форм опеки и попечительства, которые не получают пока необходимого законодательного оформления. Все это настоятельно потребовало изменения содержания института опеки и попечительства исходя из его новых задач и принципов.

Защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются специально уполномоченные государством органы опеки и попечительства. Они ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, осуществляют последующий контроль над условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 Семейного кодекса РФ). Для своевременного выявления таких детей закон возлагает на должностных лиц учреждений, которые непосредственно соприкасаются с детьми (детских садов, школ, детских поликлиник и т.д.), а также на граждан, располагающих сведениями об утрате детьми попечения родителей, обязанность сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Получив такие сведения или при самостоятельном выявлении детей, оставшихся без попечения, органы опеки и попечительства принимают меры для защиты их прав и интересов и решают вопрос о форме устройства и дальнейшем воспитании ребенка.

После принятия Федерального закона 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» положение дел с устройством осиротевших детей не только не улучшилось, а даже ухудшилось в результате материального стимулирования тех, кто был готов заменить родителей путем установления опеки (попечительства), усыновления, передачи в приемную семью ребенка. Главная причина случившегося, прежде всего, в том, что Закон предназначен не для несовершеннолетних, а для недееспособных и ограниченно дееспособных совершеннолетних граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закон «регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами». Закон счел необходимым рассматривать все отношения по устройству ребенка в семью любого типа как отношения по опеке и попечительству, основанные на договоре об опеке и попечительстве. Отныне установлению опеки (попечительства) в традиционном ее понимании должно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *