0

Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 17-18

деятельности. Для продуктивной проектной учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в умении взаимодействовать в процессе учения, т.е. в выработанных коммуникативных умениях, в развитии мышления и критической самооценки, обоснованной и доброжелательной оценки процесса решения и результата выполнения учебной задачи и т.д.

По мнению Н.М. Конышевой, проектная деятельность младшего школьника:[1]

  1. имеет дидактический смысл — направлена на формирование способов познавательной и творческой деятельности;
  2. нацелена на «открытие для себя» (не на получение объективно новых результатов);
  3. главным компонентом деятельности ставится интеллектуальный поиск;
  4. должна быть направлена на углубление общеобразовательной
  5. подготовки и развитие творческих способностей.

При организации конструктивного взаимодействия с детьми И.Ф. Свадковский рекомендует учитывать следующие правила:

  • создавать условия, в которых ребёнок может осознанно следовать правилам, включая ребёнка в разработку этих правил;
  • предоставлять ребёнку возможность выбрать и пробовать в рамках выбранных правил, принимать ответственность за собственный выбор;
  • предоставлять детям возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения, версиями;
  • учитывать индивидуальные особенности учащихся и создавать условия, направляющие их развитие;
  • слушать ребёнка и давать ему возможность самостоятельно принимать решение, учитывать его мнение.

В работах Л.И. Божович, И.М. Вереникиной, Л.С. Дягилевой и др. обращается внимание на снижение инициативности и любознательности у детей младшего школьного возраста в ходе освоения учебной деятельности. Поэтому необходимо реализовывать специальные условия в обучении, которые стимулировали бы стремление ребенка к изучению новой информации, чувствительность к новизне, исследовательскую инициативность. Данным требованиям соответствуют активные методы обучения, т.к. они способствуют формированию такого типа мышления человека, который бы позволил растущей и развивающейся личности эффективно взаимодействовать с современной действительностью. Решить данную задачу способен проектный метод обучения, который представляет собой инновационное средство развития исследовательской компетентности младших школьников, являясь при этом структурной единицей учебной деятельности, ведущей для младшего школьного возраста.

Хотя проектная деятельность является средством активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников (М.Ю. Бухарина, В.В. Гузеев, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат и др.) и средством развития личностного потенциала учащихся (П.Р. Атутов, В.М. Казакевич, Е.М. Муравьев, М.Б. Павлова, И.А. Сасова, Л.Н. Серебренников, В.Д. Симоненко, М.В. Хохлова и др.), однако ее возможности в развитии личностных свойств и качеств в целом и как средства развития исследовательской компетентности (качества личности, определяющие степень активности и самостоятельности личности в процессе познания) изучены мало.

Метод проектов подразумевает самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и потому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми. Форма

[1] Конышева, Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов / Н.М. Конышева. -Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006. — 232 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *