0

Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 43-44

для разрешения задачи, стремление к завершенности познавательных действий. Также при конструировании задания использовались принципы построения серии методик, предложенных А.К. Дусавицким, которые позволяли в ситуации познавательной деятельности выяснить направленность интересов учащихся по отношению к результатам деятельности и ее способам.

При выделении критериев степени сформированности исследовательской компетентности необходимо исходить из положения, что диагностические параметры должны отражать сущность исследовательской компетентности, включенность в ее структуру мотивацонно-регуляторного, операционального и когнитивного компонентов.

Второй этап исследования заключался в проведении экспериментальных обследований и определении нормативных данных для используемой методики. На этом этапе была использована методика диагностики исследовательского потенциала В.Э. Мильмана.

На третьем этапе был анализ распределения тестовых баллов и построены тестовые нормы.

Полученные результаты использовались для расчета интервалов значений — диагностических норм. Нормативные данные были приведены в виде среднего арифметического и стандартного отклонения для обобщенной выборки детей от 9 до 10 лет. Расчеты проводились по формулам математической статистики.

Сначала была подсчитана сумма совокупных средних баллов по каждому качеству, набранных всеми испытуемыми, и найдено среднее арифметическое значение:

где N — общее количество испытуемых; R — средний показатель выраженности качеств по всей выборке.

Далее была определена величина отклонения совокупного среднего балла по качеству от среднего показателя его выраженности (у каждого испытуемого):
?i= R-Roбщi,   где   (?i — величина   отклонения   по   каждому испытуемому).

Затем было найдено среднее значение отклонений от среднего показателя выраженности качества:

Поскольку абсолютными значениями довольно трудно оперировать в формулах, был использован статистический прием возведения всех значений в квадрат, а затем деление суммы квадратов на число данных. В результате такого расчета была получена дисперсия, представляющая собой один из показателей разброса. Формула для вычисления дисперсии выглядит следующим образом:

Затем, чтобы получить показатель, сопоставимый по величине со средним отклонением, необходимо извлечь из дисперсии квадратный корень. При этом получается так называемое стандартное отклонение:

Итак, для оценки разброса было определено отклонение каждого из полученных значений от средней, рассчины стандартные отклонения и доверительные интервалы (таблица 2).

Таблица 2 —  Расчеты для всех возрастных групп

Испытуемые Среднее арифмтич. Дисперсия Стандарт.отклон Доверительный интервал (р = 0.95)
  2,176 0,775643678 0,880706352 1,888927259

 

Таким образом, можно сделать вывод, что полученные больше сконцентрированы относительно центра (среднего значения) и их распределение близко к нормальному.

Затем был построен распределение частот тестовых баллов для заданных интервалов в виде гистограммы нормализованных тестовых норм (рис. 2). Далее были определены критические точки (верхнюю и нижнюю) для доверительных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *