для разрешения задачи, стремление к завершенности познавательных действий. Также при конструировании задания использовались принципы построения серии методик, предложенных А.К. Дусавицким, которые позволяли в ситуации познавательной деятельности выяснить направленность интересов учащихся по отношению к результатам деятельности и ее способам.
При выделении критериев степени сформированности исследовательской компетентности необходимо исходить из положения, что диагностические параметры должны отражать сущность исследовательской компетентности, включенность в ее структуру мотивацонно-регуляторного, операционального и когнитивного компонентов.
Второй этап исследования заключался в проведении экспериментальных обследований и определении нормативных данных для используемой методики. На этом этапе была использована методика диагностики исследовательского потенциала В.Э. Мильмана.
На третьем этапе был анализ распределения тестовых баллов и построены тестовые нормы.
Полученные результаты использовались для расчета интервалов значений — диагностических норм. Нормативные данные были приведены в виде среднего арифметического и стандартного отклонения для обобщенной выборки детей от 9 до 10 лет. Расчеты проводились по формулам математической статистики.
Сначала была подсчитана сумма совокупных средних баллов по каждому качеству, набранных всеми испытуемыми, и найдено среднее арифметическое значение:
где N — общее количество испытуемых; R — средний показатель выраженности качеств по всей выборке.
Далее была определена величина отклонения совокупного среднего балла по качеству от среднего показателя его выраженности (у каждого испытуемого):
?i= R-Roбщi, где (?i — величина отклонения по каждому испытуемому).
Затем было найдено среднее значение отклонений от среднего показателя выраженности качества:
Поскольку абсолютными значениями довольно трудно оперировать в формулах, был использован статистический прием возведения всех значений в квадрат, а затем деление суммы квадратов на число данных. В результате такого расчета была получена дисперсия, представляющая собой один из показателей разброса. Формула для вычисления дисперсии выглядит следующим образом:
Затем, чтобы получить показатель, сопоставимый по величине со средним отклонением, необходимо извлечь из дисперсии квадратный корень. При этом получается так называемое стандартное отклонение:
Итак, для оценки разброса было определено отклонение каждого из полученных значений от средней, рассчины стандартные отклонения и доверительные интервалы (таблица 2).
Таблица 2 — Расчеты для всех возрастных групп
Испытуемые | Среднее арифмтич. | Дисперсия | Стандарт.отклон | Доверительный интервал (р = 0.95) |
2,176 | 0,775643678 | 0,880706352 | 1,888927259 |
Таким образом, можно сделать вывод, что полученные больше сконцентрированы относительно центра (среднего значения) и их распределение близко к нормальному.
Затем был построен распределение частот тестовых баллов для заданных интервалов в виде гистограммы нормализованных тестовых норм (рис. 2). Далее были определены критические точки (верхнюю и нижнюю) для доверительных