0

Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 23-24

проектной деятельности: поиск проблемной области, выбор объекта проектирования, обоснование целесообразности работы, ее планирование, определение ресурсов и ограничений, выбор технологии выполнения и оценивания.

Рисунок 1 — Алгоритм обучения проектной деятельности младших классов

 

Исследовательская работа начинается с определения той сферы действительности, в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы. Обоснование проблемы — это поиск аргументов в пользу необходимости ее решения, объективной или субъективной ценности ожидаемых результатов. Школьники стремятся критически проанализировать существующее, уже ранее созданное в избранной области проектирования. Постепенно формируется проблемная ситуация, которая аналитически осмысливается.

Обсуждение проблемной области — это совместная работа, обмен мнениями, согласование интересов, выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения возникающих спорных вопросов.

Педагог корректирует ход мыслей школьников, выдвижение идей, смещает акцент на выборе возможных тем проектов для класса, группы учащихся или индивидуальных проектов в зависимости от целей и диктических задач проектной деятельности.

Стимулированию потока идей способствуют активные методы обучения, методы решения творческих задач: мозговой штурм, техника модерации, техника составления ментальных карт, фокальных объектов, морфологический анализ и др.

Для наиболее успешной организации обсуждения учителю предлагается продумать:

  • ситуацию, которая могла бы дать толчок дискуссии и принятию учащимися направления исследований;
  • возможные способы мотивирования учащихся на исследовательскую деятельность;
  • варианты использования наглядности во время выдвижения идей (школьная доска, видеопроектор и т. д.).
  • проблемные вопросы для учащихся, стимулирующие выдвижение наиболее интересных, но реально осуществимых и связанных с учебной деятельностью проектов;
  • условия создания доверительной атмосферы;
  • способы ободрения школьников;
  • методы контроля соблюдения правил дискуссии (прежде всего за тем, чтобы оценочные суждения были корректны, своевременны, обоснованы, обсуждение предложений оставалось деловым, а критика была по существу);
  • как тактично координировать процесс оценки сделанных предложений, придерживаясь нейтральной позиции.

Для согласования интересов, разрешения спорных вопросов учителю рекомендуется ставить четкие цели и достигать их принятия учащимися. Ученикам нужны ориентиры. Им нужно выяснить, какова структура проблемы, какие потребуются сведения, как и где их можно добыть. Полученную информацию необходимо упорядочить.

На этом этапе учителю предлагается помочь ученикам в актуализации имеющихся знаний по исследуемой проблематике, в их последовательной краткой записи в тетради; в выяснении предпринятых ранее попыток решения аналогичной проблемы, какова их успешность; в определении содержания и

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *