0

Формирование исследовательской компетентности младших школьников при использовании проектного метода. Страницы 21-22

Большое внимание следует уделить формированию навыков самостоятельного решения проблем исследования, используя при этом трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач. В процессе проектирования необходимо научить детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки, выявлять связи между предметами, событиями и явлениями, действовать независимо. Важно приучать их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций. [1]

При этом обучать детей следует преимущественно не мыслям, а мышлению, развивая способность добывать информацию, а не использовать ее в готовом виде.

Необходимой составляющей успешного проектирования школьников являются умения анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию. Именно этому и следует обучать в процессе проектной деятельности. Следовательно, задача учителя в современном образовательном процессе обеспечить такое руководство, которое бы обеспечило детям обучение управлению процессом собственного исследования.

Таким образом, главная идея метода проектов — направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических компетенций. Итак, проектная деятельность может успешно применяться в работе с младшими школьниками и выступать инструментом формирования компетенций. [2]

Выполнение учебного творческого проекта предполагает ряд последовательных этапов, определяющих логику проектирования. Условно можно выделить три основных этапа: исследовательский (подготовительный), технологический, заключительный, — каждый из которых имеет свое содержание и набор действий.

Исследовательский (подготовительный) этап — обоснование объекта проектирования, всесторонний анализ предстоящей деятельности, исследование проблемной области.

Технологический этап определяется конкретным содержанием проекта, авторским замыслом исполнителей, ресурсными возможностями. Технологический процесс как совокупность методов, операций, приемов, последовательное осуществление которых обеспечивает решение проектной задачи -составляет основу данного этапа деятельности.

Заключительный этап — оценочно-рефлексивный — включает содержание, структуру, порядок оценки выполненного проекта: достигнута ли цель проекта, удалось ли реализовать поставленные задачи, соответствует ли результат замыслу и др.[3]

В целом этапы обучения проектной деятельности младших школьников соответствуют общей структуре процесса выполнения проектов. Алгоритм обучения проектной деятельности младших школьников молено представить следующим образом (рис. 1). Анализ содержания и структуры проектной деятельности позволяет предположить, что наибольшим потенциалом для развития исследовательской компетентности обладает первый исследовательский этап проектирования, который реализует стратегию

[1] Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2009.

[2] Землянская, Е.Н. Учебные проекты в экономической подготовке школьников [Текст]  / Е.Н. Землянская // Народное образование, 2006.

[3] Рисуй, думай, рассказывай, 1 класс, Рабочая тетрадь, Климанова Л.Ф., Абрамов А.В., Борейко Л.Н., 2013

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *