0

Внешнее управление неплатежеспособными предприятиями. Страницы 21-22

управления, либо потребовав внести в план изменения. Выбор отдельных мер по восстановлению платежеспособности зависит и от решения органов управления должника.

Реализация функции планирования при внешнем управлении требует от управляющего использования экономических методов и подходов, профессионального владения основами экономической теории и хозяйственной деятельности. Специфической особенностью плана внешнего управления, по мнению Т.П. Прудниковой, является «одновременный учет как требований закона, так и требований, предъявляемых к плану хозяйственной деятельности должника — юридического лица, важнейшие из которых — обоснованность и взаимоувязанность приводимых в плане показателей, характеристик и расчетов»[1].

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не предписывает конкурсному управляющему составление какого-либо плана действий, однако на практике управляющий планирует последовательность мероприятий: инвентаризации имущества должника, его оценки, продажи имущества, поступления выручки и расчетов с кредиторами.

Функция планирования последовательно «перетекает» в функцию организации деятельности для выполнения принятого решения (организационная функция). Указанная функция является одной из основных функций арбитражного управления[2].

Конструктивно Закон о банкротстве 2002 г. построен таким образом, что система «сдержек и противовесов» позволяет иметь достаточный механизм, обеспечивающий баланс интересов основных участников: должника и кредиторов. Практика применения ныне не действующего Закона о банкротстве 1998 г. выявила перекосы в балансе сил, влияющих на ход процесса банкротства. Арбитражный управляющий, имевший возможность произвольно управлять бизнесом должника и его имуществом, зачастую оказывался простой марионеткой в руках отдельных недобросовестных кредиторов. Особенно это проявлялось в период введения наблюдения, когда после принятия заявления о признании должника банкротом суд по заявлению временного управляющего отстранял руководителя должника, назначая на эту должность самого управляющего.

Возможность управляющего самостоятельно определять требования кредиторов, подлежащие внесению в реестр требований кредиторов, единолично созывать и проводить собрания кредиторов, исполнять обязанности руководителя должника в период наблюдения, управлять имуществом должника в угоду отдельным кредиторам нередко использовалась в противоправных целях и приводила в конечном счете к криминальному переделу собственности в стране. Действующий Закон о банкротстве 2002 г. устранил имевшиеся ранее перекосы и определил ролевую сущность арбитражного управления, заключающуюся в организации исполнения решений собрания (комитета) кредиторов с учетом мнения должника по отдельным вопросам.

Деятельность арбитражного управляющего происходит в нескольких направлениях:

  • организация деятельности кредиторов в рамках дела о банкротстве;
  • координация взаимодействия участников дела о банкротстве;
  • организация деятельности должника.

Первое направление предполагает организацию учета требований кредиторов (выявление кредиторов и ведение реестра требований кредиторов), организацию и проведение собрания кредиторов, созыв комитета кредиторов, организацию направления уведомлений, сообщений в адрес кредиторов и ознакомления их с документами (уведомление о введении наблюдения, о ходатайстве должника, его учредителей или третьих лиц о

[1] Прудникова Т.П. План внешнего управления // Вестник ВАС РФ. 1999. N 7. С. 57.

[2] Мухачев И.Ю. Арбитражный управляющий и его функции // Правовые проблемы несостоятельности (банкротства): Сб. статей / Под ред. С.А. Карелиной. М., 2011. С. 45.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *