0

Тема № 5: «Финансово-правовые нормы»

Вопрос № 1. Понятие и структура финансово-правовых норм Особенности финансово-правовых норм Начальными элементами финансового права как отрасли права являются финансово-правовые нормы. Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством пра вило поведения участников общественных отношений, выражен ное в их юридических правах и обязанностях. Финансово-правовая норма это установленное государст вом и обеспеченное мерами государственного принуждения пра вило поведения в отношениях, возникающих в.процессе образова ния, распределения и использования денежных фондов государст ва и муниципальных образований. Финансово-правовые нормы имеют общие признаки характерные для всех юридических норм и специфические, свойственные финансового права. К общим признакам финан сово-правовой нормы относятся: Специфические признаки финансово-правовой нормы обуслов лены особенностями предмета и метода финан сово-правового регулирования. Специфические особенности финансово-правовой нормы проявляются в: а) регулируемых правоотношений финансовые; б) содержании финансово-правовых норм; в) характере установленных в них предписаний; г) мере ответственности за нарушение предусмотренных правил; д) способах защиты прав участников финансовых отношений. 1. Финансово-правовые нормы отличаются по своему непосредственно це левому назначению, которое определяется отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований по регулированию образования, распределения и ис пользования государственных и муниципальных фондов, денеж ных средств. 2. Финансово-правовые нормы редко возникают как фактические, т.е. в общественной жизни редко складыва ются правила поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Ф инансово-правовые нормы не имеют своего прототипа в общественной жизни. Однако в ред ких случаях такие ситуации встречаются. Финансовые отношения не существуют и не возникают сами по себе, в чистом виде. Они объективно обусловлены общественными потребностями, масштабами государственной деятельности, соци альными задачами на данном этапе и т.д., про являются только в формах, установленных государством и муниципальным образованием. Однако в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований возникают и такие отношения, которые не являются с экономичес кой точки зрения финансовыми, ибо в рамках этих отношений не осуществляется движение денежных средств, что является главным признаком финансов, например отношения по бюджет ному процессу, по установлению налогов, сборов, пошлин, по го сударственному финансовому контролю и т.д. Сначала создается фактическая модель пове дения, а затем она оформляется нормой права. Так, на уровне субъектов Федерации порядок предоставления налоговых льгот, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ, долгое время существовал фактически и лишь в последние годы был закреплен в праве. 3. Финансово-правовые нормы являются средством реализации общественных, т.е. пуб личных, а не частных интересов. Это обусловлено принадлеж ностью финансового права к праву публичному, особенностями предмета финансово-правового регулирования. Финансово-правовые нормы являются сред ством реализации интересов всего общества, различных классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государст ва. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного, трудового и т.д.), являющихся средством реализа ции интересов отдельных субъектов хозяйствования, физических лиц и др. 4. Финансово-правовые нормы отличаются своей нестабильностью. Во-первых, отношения, возникающие в процессе финан совой деятельности государства и муниципальных образований, являются в своей основе экономическими, а значит, подвержены различным экономическим колебаниям, которые определяются влиянием политики на экономику, структурными перестройками в системе управления, миграционными процессами в различных регионах и др. Нестабильность отношений, приводит к нестабильности самого финансово-правового регулирования и прежде всего к отмене устаревших и появлению новых финансо во-правовых норм. Во-вторых, бюджетно-правовые отношения, охватываемые сферой финансовой деятельности государства и муниципальных образований, неста бильны изначально. Они существуют в рамках правовых актов о бюджете, которые вступают в силу с принятием соответст вующих законов о бюджете и действуют только в течение финансового года. 5. Финансово-правовые нормы содержат редкую разновидность норм-расчетов, которые представляют собой показате ли, содержащие выраженные в количественном измерении объе мы деятельности и уровни развития. Это связано с денежным характером финансов, а значит, с требованием счета и фиксации: например, нормы ежегодно принимае мых законов о бюджетах, содержащие числовые показатели до ходов и расходов бюджетов, государственного долга и т.д. Финансово-правовые нормы имеют ряд особенностей, обуслов ленных методом финансово-правового регулирования, в качестве которого выступает метод властных предписаний. 6. Финансово-правовые нормы в большинстве являются обязывающими (или императивными), т.е. ими устанавливаются обязанности самых различных субъек тов финансового права. Метод власт ных предписаний, доминирующий в финансовом праве, предпо лагает, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны, а именно: государства в законах или муниципального образования в постановлениях. Императивность финансово-правовых норм распространяется как на субъектов, издающих властные предписания, так и на субъектов, следующих им. В Налоговом кодексе РФ определены требования к такого рода пред писаниям и свобода воли налогового органа, очень мала. 7. Большая часть финансово-правовых норм это компетенционные нормы , т.е. такие, которыми ус танавливается компетенция государственных органов и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений и финансов (ст. 7, 8, 9 БК РФ). Компетенционные нормы в за коне чаще всего даются в ней тральной формулировке или формулируются через права соответ ствующих субъектов (например, ст. 31 НК РФ). Однако компетенционные нормы нельзя рассматривать как исключительно управомочивающие, это такие права, которые государст венный орган или орган местного самоуправления обязан реали зовать при соответствующих обстоятельствах. Компетенционная норма это право-обязанность, т.к. устанавли вает полномочие и одновременно закрепляет обязан ность государственного органа или органа местного самоуправления. 8. В финансовом праве есть правовые нормы, устанавливающие права субъектов финансового права — управомочивающие, не обремененные признаком обязательности (ст. 21 НК: право на использо вание налоговых льгот; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов; на по лучение отсрочки, рассрочки, налогового кредита и т.д.). Особенность управомочивающих финансово-правовых норм состоит в том, что они в большинстве случаев производны, вторичны от обязывающих, как бы привязаны к обязывающей (императивной). Например, все управомочивающие нормы ст. 21 НК РФ производны от нормы п. 1 ст. 23 НК РФ, закрепляющей обязанность уплаты налога и сбора. Без этой нормы управомочивающие нормы не имели бы ни какого смысла и у субъектов финансового права не возникало бы потребности в их реализации. Преобладание в системе финансово-правовых норм обязыва ющих (императивных), компетенционных норм, спе цифика управомочивающих финансово-правовых норм позволя ет констатировать, что в целом они имеют императивный ха рактер. Структура финансово-правовых норм Структура финансово-правовой нормы это ее внутреннее строение, ее составные части: гипотеза, диспозиция, санкция. Логическая (словесная) структура нормы права также состоит из трех элементов. Условно эта тройственность выражается формулой: Если (в случае)… то обязан… иначе… Гипотеза — условия, при наличии которых норма действует и субъекту следует руководствоваться данной нормой. Гипотеза имеет место во всякой финансово-правовой, норме. Гипотеза является строго обязательным элементом любой правовой нормы, и без неё она не существует. «Движение» правовой нормы начинается с гипотезы. В гипотезе указываются юридические факты. Обычно в тексте правового акта она формулируется с использованием слова если и гораздо реже с использовани ем слова в случае. Если же эти слова отсутствуют, то они подра зумеваются (п. 1 ст. 74 НК РФ). Диспозиция указывает на вариант поведения, определяет права и обязанности сторон, при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соот ветствующих условий, и гораздо реже через права. Санкция меры государственного принуждения, которые мо гут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию дан ной финансово-правовой нормы. Особенности финансово-правовой нормы проявляются главным образом через ее санкции. Во-пер вых , санкции финансово-правовой нормы имеют, как правило, де нежный характер. Ими предусматривается пеня, штраф. Во-вто рых , финансово-правовые санкции имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пени, к карательным штраф. Часто при нарушении финансово-правовых норм применяются одновременно правовосстановительные и карательные (штрафные) санкции. В-третьих , денежные средства, получаемые в результате применения санкций финансово-правовых норм, зачисляются в государственные и муниципальные де нежные фонды: бюджеты, государственные и муниципальные вне бюджетные фонды. Необходимо иметь в виду, что понятие норма — не синоним понятию ста тья соответствующего нормативного правового акта. Элементы финансово-правовой нормы могут размещаться в разных статьях финан сово-правового акта. Например, ч.1 ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в форму лировке опущена, но подразумевается) и диспозицию финансово-правовой нормы, определяющую порядок учета налогоплатель щиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой финансово-правовой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе. Вопрос № 2. Классификации финансово-правовых норм Класси фикация финансово-правовых норм важна для понимания особенностей финансово-правового регулирования и уровня развития финансового законодательства. В зависимости от функций, выполняемых финансовым пра вом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятив ные и охранительные. Регулятивные — непосредственно направлены на регулирование общест венных отношений путем предоставления участникам прав и воз ложения на них обязанностей. Основная масса финансово-право вых норм регулятивные, поскольку финансовое право не явля ется сугубо охранительной отраслью права, а призвана регулировать определенную группу отношений, т.е. закре пить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д. (ст. 51, 56 НК РФ). Охранительные — предусматривают применение мер государственного при нуждения за финансовые правонарушения. Число охранитель ных норм в финансовом праве постепенно увеличивается, что свя зано с необходимостью установления, а в ряде случаев повыше ния, ответственности субъектов финансовых правоотношений за свои действия (ст. 116-129 НК РФ). Регулятивные и охранительные нормы финансового права тесно взаимосвязаны друг с другом. Охранительные производны от регулятивных, так как они устанав ливают ответственность за нарушение установленной обязанности, а если нет обязанности нет ответственности. Регулятивные финансово-правовые нормы в зависимости от юридического содержания классифицируются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие финансово-правовые нормы. Обязывающие — устанавливают обязанность лица совершать определенные поло жительные действия. Большинство финансово-правовых норм обязывающие. Очень часто они формулируются в финансово-пра вовых актах в виде прямых обязательных предписаний (ст. 45 НК РФ). Часто обязывающие финансово-правовые нормы внешне объ ективируются в законодательстве в нейтральной формулировке (ст. 121 БК РФ — обязанность эмитента — Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Госу дарственную долговую книгу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соот ветствующего обязательства ). Запрещающие — устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, ука занных в финансово-правовой норме (ст. 87 НК РФ, запрещающая проведение налоговыми орга нами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам). Запрещающие финансово-правовые нормы встреча ются в финансовом законодательстве не часто. Это связано с тем, что отношения, возникающие в процессе финансовой деятельнос ти государства и муниципальных образований, не могут разви ваться иначе как за счет активного поведения обязанных субъек тов, т.е., за счет обязанности по уплате налога, по выделению бюд жетных ассигнований и т.д. А запреты с юридической стороны выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания, т.е. в обязанностях воздерживаться от совершения действий. Поэтому, в отличие от обязывающих финансово-правовых норм, запрещающие нормы не могут обеспечить цели финансово-право вого регулирования. Управомочивающие — предусматривают возможность субъекта финансового права действовать по своему усмотрению в рамках требований финансово-правовой нор мы. Существует два вида управомочивающих финансово-право вых норм. Для первого вида этих норм характерно, что возмож ность их реализации (или не реализации) зависит исключитель но от воли субъектов финансового права. Главным образом, к та ким субъектам относятся налогоплательщики. Однако в послед ние годы круг таких субъектов расширяется. Для второго вида управомочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную сво боду, в выборе средств, времени и т.д. реализации этой, нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована. Речь идет здесь о финансово-правовых нормах, закрепляющих компетенцию государственных органов и органов местного само управления через установление прав этих органов. (ст. 31 БК РФ). Эти права являются компетенционными, а значит, они одновременно становятся и обязан ностями для данных органов. Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы в зависимости от специализации, т.е. операции, которую они выполняют в про цессе правового регулирования. Поэтому выделяются так называемые специа лизированные нормы. Они не являются самостоятельной норма тивной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам. Виды специализированных норм: — общие (общезакрепительные); — оперативные; — колли зионные; — нормы-дефиниции; — нормы-принципы. Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фик сируют определенные элементы регулируемых отношений (ч.1 ст. 2 НК РФ, определяющая общие признаки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах). Оперативные определяют вступ ление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т.д. (ст. 1 и 2 ФЗ О введении в действие части первой Налогового кодекса Россий ской Федерации от 17 июля 1998 г.). Коллизионные нормы указывают на за коны, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив) (ст. 7 ФЗ О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Она сформулирована так: Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Феде рации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, опре деленный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса ). В нормах-дефинициях в обобщенном виде закрепляются при знаки какой-либо финансово-правовой категории. Большое число норм-дефиниций содержится в НК РФ (ст. 8 НК РФ — понятие налога и сбора; ст. 6 БК РФ — понятия бюд жета, бюджетной системы РФ, субвенции, дотации и т.д.). В нормах-принципах сформулированы основные начала бюд жетного, налогового и другого законодательства, финансовой де ятельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 3 НК РФ — определяет основные начала законодательства о налогах и сборах). Кодификация финансового законодательства, проведенная в 1998 г., естественно привела к увеличению числа специализиро ванных финансово-правовых норм. В системе финансово-правовых норм можно выделить группу рекомендательных норм. Рекомендательные нормы — предложения конкретных органов, обращенные к тем или иным субъектам. Наиболее часто такие нормы встречаются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах. Увеличение числа рекомендательных норм в современных условиях обусловлено проведением в жизнь поли тики федерализма, реализацией курса на финансовую децент рализацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. По масштабу действия финансово-правовые нормы клас сифицируются на общие и специальные. Об щими являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех, или иных отношений, а специальными — нормы, распространяю щиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода. К примеру, общими являются нормы первой части НК РФ, рас пространяющиеся на все налоговые отношения, а специальны ми нормы, регулирующие тот или иной вид налогов, налоговых отношений. По территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие: а) на всей территории Российской Феде рации; б) на территории соответствующего субъекта Россий ской Федерации; в) на территории соответствующего муници пального образования. Соответственно, первые содержатся в пра вовых актах представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, вторые в аналогичных правовых актах субъектов Федерации, а третьи в правовых актах органов мест ного самоуправления. По времени действия финансово-правовые нормы подразделя ются на постоянные и временные. Постоянные нормы, которых большинство в финансовом праве, устанавливаются на неопределенный срок действия и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением. Временные нормы это нормы, установленные на определенный срок. В зависимости от особенностей предмета регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные финансово-правовые нормы определяют источ ники образования денежных фондов государства и муниципаль ных образований, объекты налогообложения и ставки налогов, виды расходов бюджетов и государственных внебюджетных фон дов. Таковы почти все нормы ежегодно принимаемых законов о бюджетах, большинство норм части первой Налогового кодекса РФ и др. Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок реализации материальных финансово-правовых норм, последовательность действий субъектов правоотношения. К процессуальным нормам относятся нормы, содержащиеся в ст. 169-264; 274-281 БК РФ и определяющие порядок составле ния, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также отчетов об их исполнении. Ряд процессуальных норм содержится в части первой Налогового кодекса РФ. В современных условиях в связи с развитием финансового за конодательства число процессуальных финансово-правовых норм увеличивается, что свидетельствует о реальности, достаточно вы сокой степени гарантированности материальных финансово-пра вовых норм на современном этапе и т.д. В зависимости от характера регулируемых отношений финансо во-правовые нормы делятся на бюджетные, налоговые, финансово го контроля, страховые и т.д. В зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором содержатся финансово-правовые нормы, они могут быть подразде лены на нормы законов и нормы подзаконных актов. По кругу лиц (по субъектам) на которых распространяется действие норм права, нормы подразделяются на общие, специальные и исключительные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *