0

Лекция 33: «ГЕОПОЛИТИКА АФРИКИ»

1. Геополитическое пространство Африки Особенности региона На территории Африки второго по размерам континента ( 29,2 млн км располагаются 53 государства с населением более 800 млн человек крайне неоднородных в своем развитии. Северная Африка включает восемь стран: Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Мавританию и Западную Сахару. Население стран Северной Африки в конце XX в. насчитывало около 150 млн человек, в основном это арабы и берберы. Из-за высокой рождаемости количество жителей удваивается каждые 30 лет. Западная и Центральная Африка включает 23 страны (Нигерия, Камерун, Габон, Мали, Чад, Нигер, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау и т.д.), где проживают свыше 600 народов, говорящих на более чем 1,5 тыс. языках и диалектах. Восточная Африка (9 стран) Сомали, Джибути, Эритрея, Эфиопия, Кения, Танзания, Бурунди, Руанда, Уганда, расположенные на Восточно-Афри канском плоскогорье. Южная Африка 9 стран, расположенных в бассейне рек Конго и Зам бези: Ангола, Замбия, ЮАР, Свазиленд, Лесото, Сейшельские Острова, Маскаренские Острова, Коморские Острова и Мадагаскар. В Африке несколько тысяч народов, и каждый из них говорит на своем языке или по крайней мере диалекте. Общеприня той классификации африканских языков нет. Языковые общности, или семьи, образуют трудную для описания мозаику. В Северной и частично Восточной Африке преобладают языки аф разийской макросемьи: арабский, берберские, сомали, амхара, тигре, тиграи, беджа, хауса и др. Южнее, в Экваториальной Африке, распро странены несколько языковых семей. Некоторые ученые объединяют их в большую нигеро-кордофанскую макросемью. Это языки банту и близкие к ним бантоилные, западноатлантическая семья (волоф, темне, серер и т.д.), семьи манде (малинке, сонинке, менде и др.), гур (языки сенуфо, море), кру, ква (на языках этой группы говорят многочисленные народы йоруба, йгбо, ашанти) и некоторые другие. Здесь же, в Экваториальной Африке, а также восточнее (в верховьях Нила) расселены народы, говорящие на языках нило-сахарской семьи, основу которой составляют нилотские языки (народы динка, нуэр, луо и т.д.). Южнее экватора распространены почти исключительно языки банту, в том числе суахили один из языков межнационального общения в Центральной, Восточной и Южной Африке. В области, ограниченной пустынями Намиб и Калахари, и на юге континента распространены резко отличающиеся от всех прочих языки бушменов и готтентотов, объединяемые в койсанскую семью. Не похож на все африканские и малагасийский язык австронезийской семьи, на котором говорят жители Мадагаскара. Во многих странах Африки также распространены языки индоевропейской семьи, оставшиеся в наследство от колониального владычества европейских держав или привнесенные выходцами из Азии, в том числе из Индии и Пакистана. На основе смешения французского, английского, испанского или португальского языков с африканскими возникли разнообразные креольские языки, а из нидерландского развился африкаанс один из двух официальных языков в ЮАР. В большинстве африканских стран проживают десятки разноязычных народов. Поэтому официальным языком, который был бы понятен всем, часто является один из европейских тот, на котором говорили колонизаторы, владевшие тем или иным государством до его освобождения. Экономика большинства африканских государств основывается на добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Континент богат полезными ископаемыми: алмазы (в южной и Западной Аф рике), золото и уран (в Южной Африке), фосфориты, нефть и газ (в Северной и Западной Африке), руды железа, алюминия (в За падной Африке), меди, кобальта (в основном в Южной Африке) и т.д. Страны, которым с ископаемыми повезло меньше, вынуждены ориентироваться на сельское хозяйство (особенно на выращивание сахарного тростника, кофе, какао, ванили и других пряностей, хлопчатника), а также на заготовку древесины ценных сортов, ею особенно богаты тропические леса. Во многих государствах Северной и Восточной Африки важным источником дохода является туризм. Политическая система в большинстве стран современной Аф рики носит авторитарный характер. Установленные в 38 из 45 го сударств Тропической Африки авторитарные режимы преимуще ственно существуют в форме военных и гражданских диктатур. Стремление к автократии объективно обусловлено экономической отсталостью, низким уровнем жизни, отсутствием элементов граж данского общества, многообразием и разнородностью племенных культур, являющихся причиной межэтнических конфликтов. Способ ность примирить эти противоречия связывается с авторитарным правлением вождя какого-либо племени, что одновременно порож дает недовольство представителей племенной элиты других этносов. Геополитические факторы стабильности Африки В последние десятилетия африканские страны не раз предпринимали попытки объединить усилия в борьбе с отсталостью и бедностью. Свидетельством стремления к интеграции стали решения о соз дании Африканского экономического сообщества (1991), об образо вании Африканского Союза (2001). Появился в 2001 г. и НЕПАД Новое партнерство для развития Африки. Суть этой организации состоит в том, чтобы положить конец отсталости Африки, осущест вить возрождение континента и избежать маргинализацию через внутреннюю интеграцию. С целью укрепления трансафриканского сотрудничества была подана идея о введении в оборот единой валю ты афро. Также в контексте интеграционных процессов на Афри канском континенте с целью решения глобальных проблем на поли тическом уровне планируется создание новой трансконтинентальной институции панафриканского парламента. Пока говорить о ка ких-то позитивных результатах еще рано, но Афросоюз на сего дняшний день является перспективным вариантом для разработки стратегии преодоления отсталости Африки при опоре на собственные силы. Создание такой организации показывает, что африканские государства осознают необходимость внедрения в мировое сообщество хотя бы с определенным политическим и экономическим весом. Организация африканского единства (ОАЕ) была образована 25 мая 1963 г. на конференции в Аддис-Абебе. Членами ОАЕ на сегодняшний день являются 53 африканских государства, однако на самом деле далеко не все принимают участие в ежегодных саммитах. Основной целью организации было сплочение всех стран континента для борьбы с колониализмом. Но, когда все африканские страны обрели независимость, ОАЕ оказалась бессильна перед межплеменными конфликтами, гражданскими войнами и постоянными военными пере воротами в африканских странах. Реанимация ОАЕ в форме Африканского Союза (АС) является успешным завершением более ранних попыток африканского един ства. Многие африканские лидеры показывают стремление к демокра тии и развитию. Сильное гражданское общество во многих странах, революция в области использования информационных и коммуни кационных технологий, общеконтинентальные корпорации и не правительственные организации все это углубляет межправитель ственные связи различных государств, расширяет их вне пределов правительственных кабинетов. Появились и страны-лидеры: ЮАР самая развитая экономическая система в Африке теперь демократи ческий лидер. Нигерия самая густонаселенная страна континента выступает сегодня локомотивом единства этого района мира. Африканский Союз стремится к интеграции на уровне европей ской, включая создание континентального парламента, суда, цен трального банка, общего рынка плюс формирование вооруженных сил по поддержанию мира и полицейских подразделений. Это са мый амбициозный проект такого рода в мире после Европейского Союза. Самая большая проблема это наличие политической воли и стремления к демократии чтобы: = увеличить сбор налогов для финансирования общеконтинентальных обязательств по дого ворам и протоколам. = поддержать госу дарственные и корпоративные решения по борьбе с коррупцией. Никакое другое сообщество в развивающемся мире не стреми лось так к собственному усилению и демократизации путем созда ния континентального парламента и судов для защиты прав челове ка, как Африканский Союз. И если он окажется жизнеспособным, то АС будет вторым после европейского сообществом такого рода в мире. Оно значительно ускорит демократическое и экономическое развитие Африки. Хотя в сравнении с другими регионами мира интеграционный процесс в Африке еще не достиг мирового уровня, однако в последние годы темпы его развития заметно уско рились, небольшие и разрозненные рынки африканских стран по степенно объединяются. К настоящему времени в Африке созданы более десяти важных региональных организаций и организаций по экономиче скому сотрудничеству, включая Африканский Союз, САДК (Сооб щество развитию Юга Африки), Общий рынок для Восточной и Южной Африки (ОРВЮА). САДК считается самой перспективной региональной организацией на Африканском континенте, в которую сейчас входят 14 стран участ ниц. Его цели в рамках экономической интеграции: создать зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, центральный банк и валютный союз и к 2018 г. осуществить валютную интеграцию. Геополитические интересы США и России в Африке Современное мироустройство напоминает дом в виде пирами ды, где вершину венчают США, а его нижние этажи занимают аф риканские страны. При этом 33 государства Африки находятся в самом низу пирамидального строения мирового сообщества в нача ле XXI в. При таком местоположении различных стран в мировом сообществе и, естественно, неодинаковой степени их влияния и политического веса в глобальном масштабе идет процесс формиро вания нового постялтинско-потсдамского миропорядка и слома Вестфальской системы международных отношений. Африке уготована догоняющая, маловлиятельная роль в мировой политике и экономике. Процесс глобализации мировой политики обходит стороной многие страны Африки. К глобальным процессам миротворчества долж ны быть подключены все страны Африки (малые и большие, состо явшиеся и несостоявшиеся, исповедующие ислам или христианство и иные религиозные вероучения) во избежание их превращения в территории международного терроризма. Многие события и ситуации в Африке стали объектами миро вой политики: проблема голода, экономическая отсталость, внутристрановая и межгосударственная конфронтация, бедственное эконо мическое положение, геодемографические противоречия и пр. В их решении принимают участие универсальные и региональные орга низации (ООН, НАТО, восьмерка и др.), вступающие со страна ми Африки в многосторонние отношения и усложняющие тем самым многоликий мирополитический ландшафт. Тезис президента Буша-младшего, озвученный во время пред выборной кампании 2000 г., что Африка не представляет интере са с точки зрения национальных интересов США , после событий 11 сентября 2001 г. был трансформирован в представление о том, что Африка имеет важное стратегическое значение с позиции аме риканских национальных интересов. Как результат сравнительно низкого развития Африки, наличия там множества социально-экономических и политических проблем взгляд на Африку как про блему для национальных интересов США только усилился. Именно в таком качестве Африка упоминается в Стратегии национальной безопасности Соединенных Штатов Америки, введенной в дейст вие президентом в сентябре 2002 г. Американская администрация использует вопросы, связанные с заботой об африканской безопасности и раз витием континента для восстановления своей кредитоспособно сти в Африке. Интерес американ ской политики в Африке состоит в ее защите от внешнего вмеша тельства, а также в расширении участия африканских государств в развитии национальной экономики, обороны и безопасности США. И эта реальность подчеркивает стратегическую важность Африки для США. С точки зрения интересов России в Африке, большую важность представляет то обстоятельство, что активная политика Запада, прежде всего США, создала, причем закономерно и логично, новые возможности для России на континенте. Африканские руководители увидели в России перспективного партнера, своеобразный буфер, смягчающий натиск американской дипломатии. Анализ высказыва ний российских и американских государственных, политических и общественных деятелей, различных источников и материалов на эту тему позволяет предположить, что наиболее перспективными сфе рами для российско-американского взаимодействия в Африке в на стоящее время являются: содействие африканским странам в повышении продуктивности сельскохозяйственного производства; помощь в борьбе с эпидемиями острозаразных заболеваний, ти па СПИД, малярии и др.; борьба с распространением пустынь; помощь странам континента в урегулировании конфликтных си туаций; содействие в развитии телекоммуникаций и средств свя зи; составление подробного географического атласа Африки и т.д. 2. Геополитические вызовы и угрозы Африки Африка как маргинальный элемент геополитического пространства Современная фаза геополитического развития африканских госу дарств характеризуется нарастанием глобальных вызовов и угроз, которые континент не в состоянии решить самостоятельно. Обще признанным является тот факт, что Африка вошла в XXI в. в качест ве маргинальной и наиболее дискриминированной части мирового сообщества. В настоящее время в Африке представлена прак тически вся палитра экономических, политических и социальных угроз, с которыми сталкивается человечество: голод, острые социально-демографические проблемы, неуправляемые потоки беженцев, межгосударственные и гражданские войны, межэт нические столкновения, производство и вывоз наркотиков, эпидемии смертоносных болезней, включая СПИД (самый высокий уровень в мире). В геополитическом смысле Африканский континент это раз нородная мозаика племен и народов, их культур и верований, которые не представляют собой единого образования, не составляют единой африканской цивилизации. Это, скорее, протоцивилизация. При знание же отдельными геополитиками факта реального существо вания африканской цивилизации в качестве самостоятельной даже условно, с оговорками представляется сомнительным, несмотря ни на какие допущения. Экономическая и технологическая отсталость Африки, сырьевая экономика как следствие колониального прошлого превратили ее в маргинальный сегмент геополитического пространства. По данным Детского фонда ООН, на конти ненте самая высокая детская смертность в мире. Около 50% населения Тропической Африки живет менее чем на 40 центов в день. Из 20 самых бедных стран мира 18 находятся сегодня в Африке и с каждым годом становят ся все беднее. На грани национальной катастрофы находятся Эфиопия, Ангола, Заир, Мозамбик, Либерия, Судан, Сомали. Сложилась ситуа ция, когда Африка самостоятельно не может преодолеть негативные тенденции в своем развитии. Африка остается поставщиком преимущественно сырьевых товаров на мировой рынок. Импорт товаров в страны Африки по объему превышает экспорт. В географическом отношении внеш няя торговля стран Африки ориентирована на промышленно разви тые страны ЕС, что связано с относительной географической бли зостью и сложившимися за годы колониализма разносторонними экономическими связями. В товарной структуре экспорта исключительно высока доля нефти и газа, а также продовольствия и сырья растительного про исхождения и руд металлов. В импорте преобладают готовые изделия (до 70%): средства транспорта, машины и оборудова ние, а также продовольствие. Конфессиональная разобщенность Африканского континента Отсталость дополняется конфессиональным и цивилизационным расколом Африканского континента. Народы Северной и Восточ ной Африки относятся к исламскому миру, Эфиопия исторически сама по себе составляла особую цивилизацию, а в Южную Африку переселенцы из Европы (преимущественно из Голландии, Франции, Англии) принесли европейскую культуру, распространив христи анство. В Африке христианство существенно трансформировалось. Христианство проникло в Северную и Восточную Африку еще в начале I тыс. В Эфиопии и Эритрее сформировалась и существует поныне од на из его ветвей Эфиопская православная церковь. Европейские ко лонизаторы, начиная с XV XVI вв., также стремились распространить христианство, преимущественно католичество, в своих владениях. В конце XIX в. в странах Африки, за исключением, находящихся в северной ее части, возникли удивительные сплавы христианства и местных верова ний, которые теперь именуют афрохристианством. Это 7 тыс. разнооб разных сект. Единственное, что их объединяет, стремление создать черное христианство, противопоставив его белому. Практически все они провозглашают африканцев народами, избранными Богом; библей ских пророков и даже Иисуса Христа наделяют негроидной внешно стью, тогда как дьявол изображается белокожим. Всего в Африке афрохристианства придерживаются более 30 млн. чел. Постепенно в Африке сформировались два больших геополити ческих пространства, разделенных конфессиональными различиями: Северо-Восточная Африка, тяготеющая к мусульманскому миру, и второй Тропическая Африка южнее Сахары с возможным центром в ЮАР. Этот цивилизационный и геополитический раскол привел к нарастанию исламского фундамен тализма, сторонники которого объявили священную войну против светских государств региона Алжира, Египта, Судана. Европейский ориентир Северной Африки Культура арабских стран Северной Африки, ее особый колорит это причудливое переплетение древнеегипет ской, исламской и средиземноморской цивилизаций. Официальным языком в этих странах является литературный арабский, он служит основным средством общения образованной части населения. Бер беры, беджа, греки, армяне, итальянцы, французы и другие пред ставители национальных меньшинств говорят и на арабском, и на его многочисленных диалектах, и на своем родном языке. Господствующая религия ислам, его исповедуют свыше 90% населения. Остальные христиане и представители других конфес сий. Положения Корана определяют жизненный уклад, нравы и обычаи большинства жителей Северной Африки, регулируют нор мы гражданского права. В 80 90-х гг. XX в. влияние ислама на все сферы жизни усилилось. Экономика региона основана на добыче полезных ископаемых нефти, газа и фосфатов, использовании сельскохозяйственных уго дий, а также на торговле и туризме. Значительная часть добываемых энергоносителей и фосфатов экспортируется во многие страны мира, прежде всего в европейские. Разрабатывают также месторождения железа, угля, олова, молибдена, мрамора и гранита. Хлопок, цитрусовые, финики, а также ран ние овощи экспортируются в страны Европы. Огромную роль в экономике государств Северной Африки игра ет важнейшая мировая водная артерия Суэцкий канал, прорытый в 1869 г. Канал связал бассейны Атлантического и Индийского океанов, облегчив путь кораблям из Европы в страны Южной и Юго-Восточной Азии. Его длина составит 161 км, средняя глубина 16,2 м, а ширина колеблется от 120 до 318 м. и нет никаких шлю зов. Почти 90 лет Суэцким каналом владела Англия, заинтересованная в коротком морском пути к своим индийским колониям, и только в 1956 г. его национализировал Египет. Эксплуатация канала приносит государ ству значительные доходы более 1 млрд долл. в год. Северная Африка по праву считается туристической Меккой мира. Исторические памятники мирового значения и благоприятный климат в течение большей части года, многочисленные морские курорты и высокий уровень сервиса привлекают сюда туристов со всех концов света, что приносит казне североафриканских стран многомиллиардные доходы. Конфликтогенность региона Причиной повышенной конфликтогенности в регионе являются сложные межэтнические отношения на континенте. Они обусловлены разнородным составом: в Африке проживает около 50 наций и народностей, около 3 тыс. племен. При этом государст венные границы до сих пор весьма условны и часто не имеют ничего общего с историческими ареалами проживания населения. Непре рывные межэтнические войны и столкновения усиливают миграци онные потоки. Региональные потоки рабочих-мигрантов направляются в основном в Нигерию, ЮАР, Габон и Берег Слоновой Кости. Наряду с этническими конфликтами, африканская геополитика дополняется социальными и классовыми антагонизмами. Борьба за ресурсы, власть или территорию неминуемо сопровождается кровавыми столкновениями, при этом традиционное сознание диктует бескомпромиссные, предельно жестокие формы борь бы, поэтому достижение компромиссов и налаживание сотрудничества в этих условиях становятся крайне проблематичными. Во второй половине XX в. в Африке произошло около 100 военных переворотов, более 50 войн. 18 войн можно отнести к числу граждан ских, 11 попадают под определение геноцида и массового политического террора. Ряд конфликтов считаются непогашенными и время от времени вспыхивают вновь: в Нигерии и Либерии, в Анголе, Конго (Заире), Сомали, Мозамбике, Руанде, Сьерра-Леоне. Экономическая отсталость Многие аналитики видят причину углубления экономического кри зиса в Африке в изъянах монетаристской модели развития, навязан ной международными финансовыми институтами. В соответствии с этими рекомендациями считается, что достижение стабилизации возможно только путем последовательной либерализации экономи ки, сокращения государственного сектора и развития свободных рыночных отношений. В основе монетаристской концепции государственного регулирования лежит утверждение о том, что главное преимущество рыночной экономики конкуренция, поэтому госу дарство должно вмешиваться в рыночные отношения только в том случае, если можно констатировать антиконкурентную деятельность экономических акторов на рынке. Однако критики монетаризма справедливо упрекают неолибера лизм в недостаточном внимании к социальным проблемам, что при водит к росту напряженности в обществе и способно спровоцировать социальные взрывы. Сегодня африканские страны уже в полной ме ре почувствовали разрушительную силу монетаристских эксперимен тов. Неудивительно поэтому, что многие африканские политические деятели и ученые обвиняют западные страны во главе с США в крахе экономики африканских государств. Например, заирский профессор Ж. Нталажа подчеркивает: Западные страны действуют исключи тельно в интересах правящей марионеточной клики, которая больше заботится о личном обогащении, чем об интересах народа. По оценкам российских экспертов, для обеспечения стабилиза ции Африканского континента необходимы инвестиции в размере 100 млрд долл. в год. Сегодня такие деньги предоставить африкан ским странам не готова ни одна международная организация. Это, по существу, означает, что геополитическая нестабильность Африки будет усиливаться. Африка становится центром демодернизации и неоархаизации современного мира. Потерянное поколение стагнирующего Юга грозит в недалеком будущем обернуться для благо получной цивилизации Севера отрядами новых варваров. Некоторые геополитики видят в этом новом противостоянии Севера и Юга не что иное, как вертикальное , диахронное столкновение цивилизаций. Иначе говоря, они считают, что совре менный мир столкнется не с теми культурами, которые существуют на планете в проявленном виде и хорошо известны, а с некой те нью, призраком цивилизации, нависающей из будущего. Такой геополитический прогноз весьма тревожен; труднее всего бороться с теми угрозами, которые четко не идентифицируются. Вакуум силы Такое необычайное переплетение всех наиболее острых проблем современности во многом связано с тем, что после окончания хо лодной войны здесь образовался вакуум силы , поскольку не толь ко постсоветская Россия, но и США не стали расходовать средства на стабилизацию ситуации на континенте. Предотвратить и урегу лировать постоянно растущее число военных конфликтов в Африке не удается даже с помощью ООН. Голубые каски ООН все чаще оказываются вовлеченными в боевые действия и попадают в залож ники к вооруженным группировкам. Одна из проблем состоит в том, что в Африке отсутствуют страны-лидеры, имеющие серьезные региональные амбиции и обладающие необходимым влиянием, чтобы оказать давление на участников конфликтов. Пытаются уча ствовать в мирном урегулировании неправительственные междуна родные организации Всемирный совет церквей и Всеафриканский совет церквей. Посреднические усилия иногда предпринимают новые региональные организации, такие, как Комитет восточноафриканских стран в составе Кении, Уганды, Эфиопии, Эритреи. В столице Танзании Дар-эс-Саламе создан Африканский центр по урегулиро ванию конфликтов. Но конфессиональные и этнические стереотипы и убеждения, социально-этническая и религиозная психология слу жат неиссякаемыми источниками нестабильности на континенте. Известно, что демократические принципы сосуществования раз личных конфессий и этнических групп законодательно закреплены во многих конституциях африканских государств, но на практике они игнорируются. В рамках религиозного и племенного сознания религиозная или этническая элита может обладать особыми преиму ществами , иметь исторические заслуги , что позволяет ей укреплять групповую сплоченность, разжигать фанатизм, находить оправдание любым действиям, включая самые жестокие, по отношению к другим группам общества. Все это позволило американскому геополитику С. Хантингтону констатировать, что в Африке начался Долговремен ный процесс девестернизации: значимость и влияние западных стран падают, на первый план вновь выдвигается туземная культура. Сего дня даже ЮАР проводит политику подчинения англо-африканских элементов в своей культуре африканским: В то время как Латинская Америка все больше становится похожей на Запад, Африка стано вится на него похожей все меньше. 3. Глобальные риски современной Африки Ц ивилизационные риски мирового беспорядка Современную Африку не обошла стороной ни одна из острых про блем новейшей истории. Терроризм в некоторых из африканских стран стал одним из элементов жестокой повседневности, племен ные и межконфессиональные конфликты потрясают многие госу дарства и приводят к многочисленным жертвам, миллионы людей десятилетиями не могут выбраться из ужасающей нищеты. Ситуация кажется безнадежной, хотя очень не хочется верить, что она дейст вительно такова. Глобализация в ее со временном варианте не расширяет, а резко сокращает область ус тойчивости миропорядка. Благодаря новым финансовым, информа ционным, технологическим возможностям международные игроки теперь способны оказывать глобальный и эффективный прессинг на общественное мнение в разных странах, политическую стабиль ность, общее состояние международной безопасности. Разноцветие реальных и виртуальных акций, мировых политических и финансо вых игр не только выходит за границы сложившегося миропорядка, но и проявляет способность обрушить многие его устои. Система глобального доминирования небольшой группы государств во главе с США задает упрощенные, жесткие параметры международной безопасности. Возникающий новый мир реализует такие варианты самоорганизации и саморегуляции, которые, строго говоря, находятся уже за рамками мировой цивилизации или мировой культуры как сети взаимодействий основных международных субъектов. Миро вые процессы становятся более самопроизвольными, неопределен ными, закрытыми для универсального понимания. Отсюда целый ряд ключевых рисков нарастания глобального хаоса: разрушение механизмов формирования и согласования нацио нальных интересов; локализация принципа realpolitik безопасность, прежде всего, глобальная; распространение практики нелегитимного принуждения и на силия; институционализация в широких масштабах применения насилия; расширение теневой зоны как части нового мирового порядка. Проблема безопасности Для большинства африканских государств решение проблемы безопасности представляется не как задача усиления государственной военной машины, а исключительно как возможность эффективно решить ряд взаимозависимых и жизненно необходимых задач для выживания и воспроизводства собственного населения. Говоря о военно-политических измерениях проблемы, следует сказать, что Африканский континент, как и вся зона четвертого мира , будет и в дальнейшем оставаться наиболее конфликтоло-генной зоной мира. При этом большая их часть будет происходить за права контроля над теми или иными полезными ископаемыми. Именно такой характер и подоплеку имеет сегодня большая часть африканских конфликтов. Задача укрепления безопасности африканских государств не возможна сегодня без участия международных организаций, реали зации здесь долговременных планов социально-экономического и социально-политического развития. Механизм раннего предупреж дения и реакции на возникающие конфликты под эгидой междуна родного сообщества при непосредственном участии общеафрикан ских организаций (Африканский Союз), региональных организаций стоит считать неотъемлемой частью системы мер, способных хотя бы в какой-то степени укрепить шаткую структуру национальной и региональной безопасности в Африке. Миграция Сложные перипетии XXI в. сделали миграцию политиче ской дилеммой мирового сообщества. Сложности, связанные с ми грацией, порождаются терроризмом, непрерывными вялотекущими конфликтами, геноцидом (отмеченным в Судане), ростом числа несостоятельных государств, несмотря на третью волну демократии, и нищетой на местах. Это вызывает бесконечный приток африкан цев на Запад в поисках лучших возможностей. Согласно оценке, с 1990 г. ежегодно Африканский континент покидают, по крайней мере, 20 тыс. человек. Южная Африка не составляет исключения в отноше нии массы проблем для Запада, которые несет с собой миграция. Южная Африка индустриальная страна, которая предоставля ет много возможностей другим африканским странам, нуждающим ся в них. Однако в отличие от Запада, Южная Африка несет на себе дополнительное бремя, связанное с ожиданиями африканских ми грантов, считающих, что в силу истории апартеида Южная Африка обязана предоставлять пристанище экономическим и политическим беженцам. Кроме того, в глазах некоторых африканских стран Юж ная Африка является большим братом , который должен прини мать на себя и разрешать тяжелые проблемы континента и не при бегать к жесткой иммиграционной политике, проводимой с 2003 г. Сравнение миграционной и иммиграционной политики США и Южной Африки выявляет много общего. Обе страны окружены странами с низким национальным доходом и присущей им полити ческой нестабильностью. Тем не менее, феномен миграции не представляет собой всецело отрицательного явления для обеих стран. США часто предпринимают широкомасштабные действия с целью массового привлечения высококвалифицированных специалистов из развивающихся стран. Южная Африка также ощущает нехватку квалифицированной рабочей силы внутри страны, что вынуждает ее привлекать иностранцев. С другой стороны, Южная Африка и США ввели у себя иммиграционные законы, которые расцениваются как драконовские, способствующие криминализации иммигрантской среды. Африка в поисках культурного синтеза Синтез культур неотъемлемая часть общественного развития на всем протяжении человеческой истории. Применительно к Африке тема синтеза культур приобретает тем более глубокий смысл, поскольку здесь, как нигде, велики противоречия между традицией и современностью , т.е. самобытной культурой Африки и западной цивилизацией. Процесс синтеза в этих условиях выглядит неоднозначно, ибо на карту поставлена судьба африканской цивилизации с ее стилем жизни, коллективизмом, духовностью, типом человека. Исходящий от Запада стимул к развитию и модернизации, как и множественные проявления результативности культурного синтеза (в сфере быта, интересов, потребностей, видов человеческой деятельности, искусства, литературы, идеологии и т.д.), стимулируют процессы перемен и сдвиги в общественном сознании, в том числе в отношении к традициям. Перемены в общественной жизни и ментальности (в основном в городах и в разной степени для разных социальных слоев и разных регионов) свидетельствуют о том, что на фоне инерционных факто ров торможения процесса драма слияния культур разыгрывается на сцене меняющейся идентичности Африки. В результате в Африке существует разное отношение к проблеме синтеза. В том числе тенденция к ретродиционализации и культурной изоляции. С другой стороны, есть мнение, что вне науки и техники спасения для Аф рики нет , при этом преобладают настроения в пользу разумного отбора и сохранения жизнеспособных традиций с целью включения их в процесс развития. Проблема синтеза оставляет много вопросов, неизменно остава ясь объектом внимания интеллигенции, общественных деятелей и политических лидеров Африки. Финансовая гло бализация и экономическая безопасность Африки Хотя Африка богата самыми разнообразными природными ресур сами, большинство государств континента никак не научатся ис пользовать их во благо для своих народов. Беззастенчивая корруп ция и откровенное воровство мешают становлению отечественных экономик, развитию перспективных отраслей. Страны континента остро нуждаются в иностранных инвестициях, но богатые государ ства Запада, учитывая политическую нестабильность во многих го сударствах региона, не спешат вкладывать большие деньги в Африку. Финансовая глобализация вызывает неоднозначные эко номические последствия, которые могут нанести ущерб экономиче ской безопасности африканских стран. Отток из страны иностранного и национального валютного капитала в погоне за более выгодными условиями их размещения оказывает деструктивное влияние на экономику. Отток валютных ресурсов не только существенно затрудняет выплату внешнего долга, но и не редко способствует его дальнейшему росту, поскольку государству приходится прибегать к дополнительным внешним валютным за имствованиям. Либерализация финансовых систем привела к расширению инвестиционной деятельности иностранного банков ского капитала и усилению контроля международных банковских групп над кредитными и валютными рынками стран Африки. Дорогостоящие банковские займы наряду с частными экс портными кредитами стали одной из существенной составляющей растущей государственной задолженности и способствовали разви тию долгового кризиса в странах Африки. Рост внешнего долга и попытки индустриальных держав сохранить свое политическое и экономическое влияние на государства участники валютных зон в Африке замедляют раз витие взаимных валютно-финансовых отношений этих государств и их дальнейшее включение в мировую валютно-финансовую систему. Многие африканские страны сохра няют привязку курсов своих национальных валют к курсам доллара и евро, что объективно делает их национальную экономику более уязвимой, особенно в период глобальных финансовых кризисов. В условиях глобализации и либерализации международной торговли, в структуре которой заметно возросла доля готовых изделий, особен но высокотехнологичной и наукоемкой продукции, за счет сокраще ния доли сырья, позиции африканских стран еще более ослабели, усугубились трудности их равноправной интеграции в мировую экономику. Африка вступила в XXI в. как маргинализованная и дискриминируемая часть мирового хозяйства. Вытеснение стран Африки с мирового рынка обусловлено не только изменением структуры международного торгового обмена в пользу товаров высо ких технологий, общей экономической отсталостью, но и сохраняю щимся неравноправным положением во внешней торговле. Вступление 41 африканской страны в ВТО (кроме того, семь стран имеют статус государств-наблюдателей) не только не принесло им улучшения условий торговли, но, напротив, ухудшило их. С созда нием этой организации развивающиеся страны фактически лиши лись так называемого дифференцированного льготного режима, которым они пользовались в рамках ГАТТ. Развитые страны, зачас тую нарушая принцип основ недискриминируемой ВТО, проводят жесткий протекционистский курс в отношении конкурентоспособной сельскохозяйственной и иной продукции развивающихся стран, выступая, однако, за свободную торговлю в случае, если их собст венная продукция более конкурентоспособна. На смену открытым дискриминационным мерам протекционистского характера прихо дит так называемый скрытый протекционизм антидемпинговые меры, технические барьеры, добровольные ограничения экспорта, навязываемые более сильным партнером, и пр. Сложившаяся ситуация усилила напряженность в торговых от ношениях сильных держав и развивающихся стран. В сентябре 2003 г. на конференции в г. Канкун был создан единый блок развивающихся стран Группа 22 во главе с Бразилией, включающий также ЮАР, Египет и Нигерию с целью противостояния западной политике в вопросах экономического взаимодействия. В результате длительного поиска компромисса между западны ми и развивающимися странами-членами ВТО в Женеве ими было подписано 1 августа 2004 г. рамочное соглашение о либерализации мировой торговли. Оно предполагает постепенную отмену экспорт ных субсидий на продукцию аграрного сектора, а также снижение импортных пошлин. Африканскими странами получены некоторые уступки от США по хлопку. Валютно-курсовая политика африканских государств Страны Аф рики, к сожалению, существенно отстали от экономически развитых стран в области среднесрочной стабилизации курсов национальных валют и эффективности проведения валютно-курсовой политики в целом. Между тем валютный курс большинства стран региона объ ективно становится одним из основных инструментов современной макроэкономической политики государства и обеспечения эконо мической безопасности стран региона. В странах Африки применяются различные режимы и системы регулирования и корректировки курсов национальных валют. По классификации МВФ они подразделяются на две большие группы: плавающие (27 стран) и жестко привязанные валютные курсы (26 стран). Одновременно прослеживается тенденция к целенаправленной ди версификации систем плавающих курсов, используются модифика ции различных видов плавания от управляемого плавания до сво бодно колеблющегося. Одним из основных инструментов валютного регулирования до сих пор остается массированная девальвация на циональной валюты. Девальвация соответствует, прежде всего, инте ресам национальных африканских производителей, защищая афри канские страны от дешевого импорта. В Африке намного активнее, по сравнению с большинством стран третьего мира, используются инструменты административного валютного и курсового регулиро вания. Попу лярна множественность валютных курсов. Часто для финансовой поддержки экспортных отраслей национальной промышленности допускается льготный курс и порядок обмена. На практике использование системы плавающих валютных курсов имеет ряд преимуществ: = она обеспечивает определенную свободу хозяйственной деятельности и валютно-финансовых опе раций хозяйствующих субъектов, = упрощается процесс ре гулирования платежных балансов, = валютные курсы могут плавно корректироваться в зависимости от конкретной рыночной ситуа ции. Однако, если в экономике сохраняются глубокие структур ные диспропорции, то искусственно поддерживать стабильность плавающего курса в течение длительного времени практически невозможно. В этой ситуации устойчивому развитию националь ного производства все же больше соответствует модель гибкого, но регулируемого валютного курса с учетом сложившихся рыноч ных условий в экономике и отвечающая целям создания условий для экономического роста и безопасности страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *