0

ИНТЕРЕСНАЯ АСТРОЛОГИЯ

Вопрос 1. Понятие санкции в финансовом праве Сущность и признаки финансово-правовых санкций Соблюдение финансово-правовых норм обеспечивается воз можностью государства применять меры принуждения за нару шение обязанностей, предусмотренных финансовым законода тельством. Ответственность за финансовые правонарушения находит свое выражение в соответствующей части нормы права, называемой санкцией. Анализ действующих финансовых нор мативно-правовых актов позволяет сделать вывод, что ретро спективная финансовая ответственность невозможна без взыс кания с виновного лица финансовой санкции, так как финан совое законодательство не содержит института полного освобождения от ответственности по основаниям малозначи тельности содеянного, деятельного раскаяния либо снижения размера штрафа в зависимости от количества обстоятельств, смягчающих вину. Финансово-правые санкции включены в общеправовую сис тему мер государственного принуждения, поэтому им свой ственны все признаки юридических санкций. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в правовых нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц. Вместе с тем финансово-правовая санкция представляет со бой форму реагирования государства на нарушение законода тельства, регулирующего порядок аккумулирования, распределе ния и использования государственных и муниципальных денеж ных фондов и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финан сового проступка. Санкции в финансовом праве, тем самым, обладают рядом особенностей, обусловленных спецификой ме ханизма правового регулирования отношений, складывающих ся в процессе публичной финансовой деятельности. К определению финансовых санкций можно выделить два подхода: 1. Как санкции за нарушение финансового законодательства Под этим обычно понимается вид финансовых санкций: неустойка, блокировка счетов, штраф и т. д. 2. Как мера ответственности в денежной форме за нарушение норм законодательства или условий договора Здесь мера ответственности выступает в значении в какой мере человек добровольно, сознательно, намеренно, принял решение и действовал в соответствии с ним Финансово-правовая санкция представляет собой элемент фи нансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоб людения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессу альном порядке. Финансовые санкции это меры государственного принуж дения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возла гающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-пра вовые санкции это и есть меры финансово-правовой ответствен ности. За налоговые правонарушения финансово-правовые санкции предусмотрены в ст. 116-129, 132-135, а также в ст. 75 НК РФ. За бюджетные правонарушения санкции предусматриваются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах на очередной фи нансовый год. Финансово-правовые санкции предусмотрены и в ст. 124 Таможенного кодекса РФ. Особенность финансово-правовых санкций про является в их открытом перечне: ст. 282 БК РФ допускает воз можность применения к нарушителям бюджетного законода тельства иных мер в соответствии с федеральными законами. Установление финансово-правовых санкций в бюджетном законодательстве объясняется отсылочным характером норм БК РФ, устанавливающих составы бюджетных правонарушений. По замыслу законодателя в бюджетных правоотношениях меры от ветственности и их размер должны содержаться в КоАП РФ. Однако такой подход разрывает охранительную финансово-пра вовую норму, делает ее применение невозможной в силу разного предназначения финансового и административного права. К тому же санкции за финансовые правонарушения установле ны КоАП РФ только по отношению к трем составам, остальные остались без мер государственной защиты. Поэтому пробелы действующего законодательства восполняются законодателем при принятии ежегодного федерального закона о федеральном бюджете. Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых право отношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функцию, то и финан сово-правовые санкции нацелены на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний. Наличие восстановительных санкций не исключает необходимость воз действия на правонарушителя с целью общей и частной превен ции. Специфические признаки позволяют отличить финансово-правовые санкции от административно-правовых: — применяются в сфере финансовой деятельности государства за нарушение финансовой дисциплины; — они предусмотрены нормами финансового права ; — являются мерой финансовой ответственности. Ее применение предполагает оценку деяния как финансового правонарушения и его осуждение со стороны государства; — имеют имущественно-организационный характер , поскольку связаны с принудительным воздействием не просто на денежные средства правонарушителя (его имущество), а на фонды денежных средств, принадлежащие правонарушителю. При этом финансовые санкции необязательно предполагают, изъятие денежных средств — правонарушителя. Они могут быть направлены, на ограничения возможности пополнять соответствующий денежный фонд или использовать его средства; — основанием применения является совершение финансового правонарушения , которое состоит в неисполнении виновным лицом определенной денежной обязанности, носящей публично-правовой характер; — могут применяться как к физическим лицам, организациям и к публично-правовым образованиям (субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям); — в основе применения лежит метод бесспорного списания денежных средств со счетов правонарушителей в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях; — денежные средства, изъятые у правонарушителя при применении финансовой санкции, подлежат зачислению в бюджет соответствующего уровня или в государственный или муниципальный внебюджетный фонд , и таким образом финансовые санкции являются источником их формирования; — правовосстановительный и штрафной характер , который реализуется при устранении негативных последствий для публичных финансов, вызванных правонарушением, как правило, путем пополнения государственных и муниципальных централизованных фондов за счет взыскания денежных средств с правонарушителя; — имеют специфические виды принуждения ; — для них характерен специальный порядок применения и круг органов , их применяющих. Финансово-правовые санкции применяются к субъектам финансовых правоотношений, которые являются реальными участниками конкретных правоотношений. В теории финансового права данный круг субъектов разделяется на три основные группы: общественно-территориальные образования, коллективные субъекты, индивидуальные субъекты. Субъект финансового права, привлекаемый к финансовой ответственности, вправе оспаривать взыскание санкций любого вида, участвовать в производстве по исследованию обстоя тельств совершения правонарушения. Размеры финансовых санкций предусматриваются специаль ными статьями нормативных правовых актов отраслевого зако нодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении финансового правонарушения. Денеж ная форма финансовых санкций обусловлена характером финансовых обязанностей субъектов финансового права, которые также выражены в денежной форме: налогоплательщик обязан уплачивать налоги в денежной форме; распорядители бюджет ных средств обязаны их использовать по целевому назначению; предприятия обязаны совершать денежные расчеты между со бой в безналичной форме, перечислять валютную выручку на счета в уполномоченных банках и т. д. Несмотря на различные способы исчисления, все финансо вые санкции имеют общую юридическую природу и характер ную особенность, заключающуюся в смене права собственности посредством принудительного изъятия денежных средств у фи зического лица или организации в пользу государства. Тем не менее процессуальный порядок применения финансово-право вых санкций зависит от их вида. Нарушение финансового законодательства неминуемо при чиняет вред имущественным интересам государства, поэтому задача финансовых санкций состоит в максимальной нейтрали зации денежных потерь казны, восстановлении нарушенных прав и наказании правонарушителя. Функции финансовых санкций Значение финансовых санкций можно определить исходя из основных функций, исполняемых ею. Штрафная функция финансово-правовой ответственности реализуется в виде наказания и выступает как реакция государства на вред, причиненный общественным отношениям. Применение штрафных санкций должно соответствовать принципу индивидуализации ответственности и зависеть от характера и степени общественной опасности с учетом формы вины, мотива, цели, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, что наиболее полно отражено в главе 15 Налогового кодекса РФ. Превентивная (предупредительная) функция ответственности главной целью имеет недопущение нарушений норм, устанавливающих порядок осуществления финансовой деятельности. Эта функция ответственности проявляется в том, что возможное последующее в случае нарушения норм финансового права общественное осуждение виновного, выражающееся в виде претерпевания правонарушителем лишений имущественного либо организационного характера, является нежелательным последствием для него. Защитная или правовосстановительная (компенсационная) функция. Часто меры финансово-правовой ответственности направлены не на фактическое наказание виновного, а на обеспечение защиты интересов общества и восстановление нарушенных противоправным поведением субъекта финансовых интересов государства и муниципальных образований. Наиболее отчетливо правовосстановительная (компенсационная) функцию проявляется при реализации санкций, установленных бюджетным законодательством, когда устранение правонарушений приводит к восстановлению правопорядка (например, через взыскание сумм нецелевого использования). Информационная (сигнализационная) функция финансово-правовой ответственности проявляется при характеристике правонарушителя. Так, совершение финансового правонарушения может служить сигналом о необходимости более пристального внимания к данному субъекту со стороны органов, осуществляющих финансовый контроль. Финансово-правовые санкции это применение уполно моченными на то государственными органами и их должнос тными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физи ческим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке мер государственного принуждения, выража ющихся в денежной форме и перечисляемых в бюджет, с целью: 1) обеспечения общественных и государственных финансовых интересов, 2) возмещения недополученных бюджетом и внебюд жетными фондами денежных поступлений, а также 3) наказания нарушителей. Вопрос 2. Виды финансовых санкций Правовосстановителъные и карательные санкции В финансовом праве применяются санкции, которые извест ны другим отраслям права и применимы для защиты имуще ственных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а так же меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление опера ций по счетам в кредитных организациях). Все финансово-правовые санкции в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений и какую цель преследуют, подразделяются, на два вида: правовосстановителъные и штрафные (карательные). Правовосстановительные санкции направлены: — на устране ние вреда, причиненного государству или муниципальному обра зованию финансовым правонарушением, — на принудитель ное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государ ства. Принудитель ное исполнение налогоплательщиком своей обязанности, суще ствовавшей до нарушения финансового законодательства, имеет место при взыскании недоимки и пени. Со гласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный налоговым законо дательством срок, и носит компенсационный характер. Следо вательно, принудительное изъятие сумм налогов и сборов явля ется налоговой санкцией, обусловленной юридической приро дой налогового обязательства. Прообразом пени, взыскиваемой за нарушения налогового за конодательства, можно считать законную неустойку, применя емую в гражданско-правовых отношениях. Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойка представляет собой денежную сумму, опреде ленную законом или договором на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Одной из разновид ностей неустойки является пеня, которая может быть договор ной и законной. Законная неустойка устанавливается законода тельством и применяется независимо от соглашения сторон. Наибольшее распространение пеня как разновидность фи нансово-правовых санкций получила в налоговом праве. Со гласно ст. 75 НК РФ пеня — денежная сумма, кото рую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установ ленными законодательством о налогах и сборах сроки. Государ ственное принуждение прослеживается в механизме взыскания пени, заключающемся в принудительном изъятии за счет де нежных средств правонарушителя на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика. С организаций пеня взыскивается в бесспорном порядке, с физических лиц по решению суда. Функция пени как финансово-правовой санкции заключается в том, чтобы компенсировать государству или муниципальному образованию тот вред, а именно убытки, которые они несут в связи с несвоевременной уплатой соответствующими субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременным возвратом бюджетных средств и т.д. Таким образом, финансово-правовая пеня это до полнительное обременение для правонарушителя. Размер пени как финансово-правовой санкции определен в за конодательстве — НК РФ, БК РФ др. Пеня является мерой юридической ответственности и содержит ее необходимые признаки : = условия применения и механизм взыскания пени установле ны законодательством; = основанием применения пени выступает нарушение финан сового законодательства; = пеня является следствием совершения финансового право нарушения и связана с реализацией санкции финансово-право вой нормы; = взыскание пени сопровождается государственно-властным принуждением; = уплата начисленной пени означает добровольную реализа цию финансово-правовой (налоговой) обязанности; = взыскание пени означает причинение правонарушителю имущественного урона в денежной форме. Финансово-правовые пени в отличие от гражданско-правовых: = не могут быть установлены соглашением сторон; = суммы этих пеней взыскиваются исклю чительно в доход государства или муниципальных образова ний; = взыскание этих пеней с организаций осуществляется в бес спорном порядке уполномоченными государственными органа ми, а гражданско-правовые пени могут быть взысканы только через суд. Карательные (штрафные) санкции, реализация которых на правлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов. Штрафы за нарушения финансового законодательства взыс киваются только в судебном порядке и в законодательно уста новленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкос новенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конститу ции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В некоторых случаях финансовое законодательство предус матривает изменение порядка уплаты штрафа. Например, нало говые органы имеют право предоставить субъекту, виновному в нарушении налогового законодательства, рассрочку или отсроч ку по уплате санкции. Финансово-правовые штрафы за совершение налогового пра вонарушения взимаются в размерах, предусмотренных в НК (гл. 16) и БК РФ, Указах Президента РФ и др. Штраф как мера финансово-правовой ответственности прин ципиально отличается от административного штрафа и граждан ско-правового штрафа. Финансовый штраф отличается от административного по порядку его применения: во-первых, финансовый штраф не мо жет быть заменен иным взысканием, а также уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа; во-вторых , исключается возможность взыскания штра фа и обжалования постановления 6 наложении штрафа в порядке производства по, делам об административных правонарушениях; в-третьих , часто финансовый штраф налагается вместе со взыс канием недоимки по налогам и пени (п. 3 ст. 101 НК РФ). Финансовый штраф надо отличать и от гражданско-правового штрафа: = финансовый штраф, налагаемый за финансо вые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, полу чателем бюджетных кредитов за счет прибыли, остающейся у ор ганизации после уплаты налогов, а гражданско-правовой штраф относится на внереализационные расходы предприятия. =финансовый штраф предусматривается в законодательстве, а гражданско-правовой штраф, может устанавливаться, соглаше нием сторон. Основные различия между штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пе ней как правовосстановительными санкциями заключаются в следующем: Имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключения. Единую правовую природу финансовых санкций подчерки вает и БК РФ. Пункт 2 ст. 41 БК РФ относит пени и штрафы к налоговым доходам бюджетов. В российском финансовом праве санкции имеют еще один общий аспект, наличие которого существенно отличает финан сово-правовую ответственность от иных ее видов. Все виды финансово-правовых санкций не поглощаются никакими дру гими : штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоим ки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба. Классификация финансово-правовых санкции возможна и по другим критериям. По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта. Соответственно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конституция РФ А национальные нормативно-правовые акты, в свою очередь, первичны по отношению к договорам экономических субъектов. По основным отраслям права финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства. Соответственно, выбор применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере которого правонарушение совершено — Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и т.д. По форме финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени, блокировка счетов, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях. Неустойка — вид финансовых санкций, который широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действительная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Гражданский кодекс статья 330. Штраф — денежное взыскание, выплачиваемое нарушителем обязательства, его размер определен в твердой денежной сумме. Пеня — санкция в виде денежного штрафа, накладываемого за несвоевременное выполнение, просрочку денежных обязательств. Пеня обычно устанавливается в виде процента от суммы просроченного обязательства и начисляется за каждый день просрочки в течение определенного периода, после которого взыскивается разовый штраф. Блокировка счетов : налоговые органы вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 76 НК РФ приостановить операции по счету в следующих случаях: — при наличии задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов; — в случае задержки представления налоговой декларации более чем на 10 календарных дней. Блокировка расходов и приостановление операций по счетам в кредитных организациях — меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства (БК РФ ст. 282). Вопрос 3. Иные меры госу дарственного принуждения в сфере финансовой деятельности От финансово-правовых санкций, являющихся мерами финан сово-правовой ответственности, нужно отличать иные меры госу дарственного принуждения, применяемые компетентными орга нами в сфере финансовой деятельности государства и муниципаль ных образований. Меры финансово-правовой ответственности на правлены на устранение вреда, причиненного финансовым правонарушением, и наказание правонарушителя. Иные меры госу дарственного принуждения в сфере финансовой деятельности направлены на предупреждение неправомерных действий субъектов финансовых правоотношений, а в случае необходимости пре сечение противоправных действий и привлечение нарушителя к финансовой или иной юридической ответственнос ти. Они подразделяются на предупредительные и пресекательные. Предупредительные меры государственного принуждения вы полняют функцию предупреждения возможных неправомерных действий субъектов финансовых правоотношений. К предупредительным мерам относятся права: а) вызывать налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (пере числением) ими налогов (ст. 31 НК РФ); б) осматривать (обследовать) любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, производить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (ст. 31 НК РФ); в) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогопла тельщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (рас поряжений) о списании сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения (ст. 31 НК РФ); г) вызов в качестве свидетелей лиц, которым могут быть из вестны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для прове дения налогового контроля (ст. 31 НК РФ); д) право органов казначейства получать от банков, иных фи нансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов ор ганизаций, использующих средства федерального бюджета, госу дарственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также вне бюджетные (федеральные) средства. Бюджетный кодекс РФ также предусматривает меры государ ственного принуждения предупредительного характера. В част ности, за невозврат бюджетных средств, предоставленных на воз вратной основе предусматриваются не только финансово-правовые санкции, но и предупредительная мера в виде сокращения или прекращения всех других форм финансовой помощи из соответ ствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рас срочек по уплате платежей в соответствующий бюджет. Эта мера направлена на то, чтобы предупредить возможное аналогичное правонарушение со стороны получателей бюджетных ссуд в буду щем (ст. 290 БК РФ). Пресекательные меры государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образо ваний выполняют функцию пресечения противоправных действий и создания условий для привлечения правонарушителя к финан совой или иной юридической ответственности. К данной группе мер относятся: а) право налоговых органов изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений в случаях, когда есть достаточные основания по лагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (ст. 31 НК РФ); б) право налоговых органов приостанавливать операции по сче там лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплатель щиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном НК РФ (ст. 31). в) право налоговых органов в ходе налоговой проверки произ водить выемку документов и предметов и т.д. (ст. 94 НК РФ). Вопрос 4. Порядок применения финансовых санкций Добровольный и принудительный порядок исполнения финансовых санкций Применение финансовых санкций за нарушение в сфере финансовой деятельности осуществляется в соответствии с НК РФ, БК РФ, ТК РФ и др. За налоговые правонарушения, нарушение таможенного зако нодательства, а также бюджетные правонарушения применя ется такая финансово-правовая санкция, как пеня. В соответствии с Налоговым кодексом РФ пеня может быть уплачена налогоплательщиком добровольно или взыскана с него в принудительном порядке. При этом в соответствии с п. 6 ст. 75 НК РФ принудительное взыскание пени с налогоплательщика производится в бесспорном порядке, а с физических лиц в су дебном порядке. Добровольная уплата пени осуществляется следующим обра зом: = налоговый орган, приняв решение по результатам налоговой проверки, направляет налогоплательщику в 10-дневный срок от даты вынесения соответствующего решения требования об уплате налога и соответствующих пеней. Срок исполнения такого требо вания указывается в самом требовании; = в случае исполнения налогоплательщиком требования на логового органа по уплате налога и пеней в установленный срок имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде пени. Принудительное взыскание пени с организации-налогопла тельщика или организации налогового агента осуществляет ся в следующем порядке: — такое взыскание возможно в случае неуплаты налогопла тельщиком пени в добровольном порядке; — налоговый орган осуществляет принудительное взыскание пени за счет денежных средств, находящихся на счетах органи заций, а при недостаточности или отсутствии за счет иного иму щества организации-налогоплательщика или организации налогового агента: — принудительное взыскание пени с организаций происходит путем направления налоговым органом в банк инкассового пору чения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты денежных средств со счетов этих организаций. Решение о взыс кании принимается не позднее 10, дней после истечения срока ис полнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения этого срока, является недействительным и исполнению не подлежит. Однако в этом случае налоговый орган может обра титься в суд с иском о взыскании с организации причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании должно быть дове дено до сведения организации в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о нем; — взыскание пени может производиться с рублевых расчетных (текущих) и валютных счетов организаций и не может произво диться с депозитного счета организации, если не истек срок дей ствия депозитного договора; — при взыскании средств с валютных счетов организации ру ководитель налогового органа (его заместитель) одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты этой организации; — инкассовое поручение (распоряжение) исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем полу чения им указанного поручения, в случае, когда взыскание про изводится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если пени взыскивается с валютных счетов. При недостаточности или отсутствии денежных средств на сче тах организации налоговый орган вправе взыскать пени за счет иного имущества организации в соответствии со ст. 47 НК РФ. Порядок принудительного взыскания пени с физического лица-налогоплательщика или физического лица-налогового аген та характеризуется следующим: а) согласно ст. 48 НК РФ налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании пени за счет имущества физического лица. Такой иск может быть подан налоговым органом в течение шести месяцев после истечения требования об уплате налога; б) взыскание пени за счет имущества физического лица производится на основании вступившего в законную силу решения суда в соответствии с ФЗ Об исполнительном производстве с уче том особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Порядок наложения штрафа за налоговые правонарушения ус тановлен в ст. 101, 104, 111, 115 НК РФ. Штраф может быть уп лачен лицом, совершившим налоговое правонарушение, добро вольно или взыскан с него в судебном порядке. Добровольная уплата штрафа за налоговые правонарушения возможна в следующем порядке: а) налоговый орган направляет налогоплательщику (иному обязанному лицу) требование об уплате недоимки по налогу, пени, а также штрафа. Срок уплаты указывается в требовании; б) в случае исполнения налогоплательщиком (иным обязан ным лицом) требования налогового органа в установленный срок, имеет место добровольная уплата им финансово-правовой санкции в виде штрафа. Взыскание штрафа с налогоплателъщика (или иного обязан ного лица) за налоговое правонарушение в судебном порядке осу ществляется в случае: а) если налогоплательщик (иное обязанное лицо) отказался добровольно уплатить сумму штрафа или пропустил срок уплаты, указанный в требовании; б) исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя подается налоговым органом в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося инди видуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции. Мерами принудительного исполнения решения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста и продажи имущества; 2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, сти пендию и иные источники доходов должника; 3) обращение взыскания на денежные суммы и имущество должника, находящиеся у других лиц; 4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в решении суда. Обстоятельства, исключаю щие вину, смягчающие и отягчающие ответственность В ст. 111 НК РФ предусматриваются обстоятельства, исключаю щие лица в совершении налогового правонарушения. Эти об стоятельства должны учитываться при вынесении налоговым ор ганом решения о привлечении лица к налоговой ответственности и направлении ему требования об уплате, штрафа, а также судом при рассмотрении дела о налоговом правонарушении. К таким об стоятельствам относятся: а) совершение налогового правонаруше ния вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств; б) совершение налогового правона рушения физическим лицом, находившимся в момент его совер шения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезнен ного состояния; в) выполнение налогоплательщиком или налого вым агентом письменных указаний и разъяснений, данных нало говым органом или другим уполномоченным государственным ор ганом или их должностными лицами в пределах их компетенции. В ст. 112 НК РФ указываются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонару шения. К обстоятельствам, смягчающим ответственность , отно сятся: = совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; = совершение правонаруше ния под влиянием угрозы или принуждения либо в силу матери альной, служебной или иной, зависимости; = иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смяг чающими ответственность. При наличии хотя бы одного из выше названных смягчающих обстоятельств размер штрафа, указанный в налоговом требовании, подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным в Налоговом кодексе РФ. К обстоятельствам, отягчающим ответственность, относится совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлека емым к ответственности за аналогичное правонарушение. В этом случае размер штрафа увеличивается налоговым органом или судом на 100% (ст. 114 НК РФ). Налоговый кодекс РФ в ст. 115 устанавливает срок давности и для взыскания штрафа за налоговое правонарушение. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафа не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонару шения и составления соответствующего акта. Однако в случае от каза в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при на личии налогового правонарушения срок подачи искового заявле ния исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Порядок наложения финансового штрафа за бюджетные пра вонарушения установлен сегодня Указом Президента РФ от 8 де кабря 1992 г. О федеральном казначействе. Он производится налоговыми органами в бесспорном порядке в трехдневный срок по представлении органов Федерального казначейства. Наложение финансового штрафа за несоблюдение правил ве дения кассовых операций, а также несоблюдение условий работы с денежной наличностью осуществляется органами Министерства по налогам и сборам РФ по сведениям, предоставляемым коммер ческими банками и другими органами, контролирующими соблю дение организациями порядка ведения кассовых операций и ус ловий работы с денежной наличностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *